Рывок в транзитном направлении

2011-11-21 09:30:22

На этой неделе Государственная служба статистики обнародовала информацию по грузовым перевозкам на территории Украины за январь—октябрь этого года, в которой обнаружились некоторые любопытные детали.




В целом грузооборот вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,9%, и составил 666,1 млн. тонн. Наибольший рост зафиксирован в железнодорожной отрасли — 11,5%. На втором месте находится трубопроводный транспорт с 4,4%, на третьем — авиационный с 1,3%. Небольшое снижение объемов продемонстрировали морской (0,1%) и автомобильный (0,3%) транспорт, значительно упали показатели речных грузоперевозок (40%).

При этом принципиально иная картина наблюдается в статистике транзитных перевозок — речь идет о весьма заметном падении их объемов. С начала года объем транзита снизился на 19,9% и составляет 109,28 млн. тонн. При этом основной причиной общего падения является снижение транспортировки трубопроводной системой (показатель уменьшился на 30,8%), однако и в железнодорожном секторе зафиксирован некоторый спад — на 1,8%, до 32 млн. тонн. Автомобильный транспорт увеличил объемы транзита в 2,3 раза, до 5,44 млн. тонн, а морской транзит увеличился в 1,7 раза, до 2,55 млн. тонн.

На ситуацию с трубопроводным транзитом традиционно влияет политическая составляющая транспортировки нефти через Украину. Однако снижение транзита по железной дороге, пусть и не столь значительное, также обусловлено рядом различных факторов. Одним из ключевых моментов, влияющих на негативный тренд железнодорожного транзита, является до сих пор не решенный вопрос о возвращении “Укрзалізниці” статуса таможенного перевозчика, что существенно бы облегчило прохождение грузов через Украину. ZN.UA не так давно писало о том, что правительство рассматривало этот вопрос (статья “Шлагбаум на рельсах” в №34 от 23 сентября с.г.). Вице-премьер — министр инфраструктуры Борис Колесников говорил, что этот статус будет возвращен в ближайшее время, в ином случае Гостаможня, от которой зависит решение данного вопроса, возьмет на себя перевозку грузов в вагонетках. Од­нако и по сей день ситуация не изменилась.

Хотя новый Таможенный кодекс предусматривает ряд дерегулятивных моментов, статус таможенного перевозчика он обходит стороной, а сама таможня предпочитает публично не комментировать перспективы нахождения компромисса с “Укр­залізницею”.

15 ноября Борис Колесников вновь обратился к этой теме и заявил, что вопрос с возвращением статуса таможенного перевозчика “Укрзалізниці” будет урегулирован до конца года: “В итоге мы придем к тому, что вообще не будем досматривать транзит”. Однако сами стороны этой истории — “Укрзалізниця” и Гостаможслужба — хранят молчание по поводу своих взаимо­­отношений, но железная дорога закладывает технологический фундамент для того, чтобы транзитный потенциал государства все-таки не ушел в песок, как потихоньку происходит сейчас.

Свое заявление о транзите Борис Колесников сделал на открытии нового электрифицированного участка железной дороги Полтава—Кременчуг—Бурты, по которому будут ходить грузовые составы. Введение его в эксплуатацию является важным событием как раз для транзитных перевозок — электрификация этого участка позволила перевести на электротягу кратчайший транзитный ход между восточной границей с Россией и черноморскими портами.

Экономист Борис Кушнирук считает, что электрификация крупных сегментов железной дороги — это перспективное направление деятельности “Укр­залізниці”.

“Украина в избытке владеет электроэнергией, поставляет ее на экспорт и даже может нарастить экспортные возможности. Атомные электростанции закрывать никто не собирается. Закупая новые электровозы и переводя на электротягу большой объем грузового и пассажирского движения, “Укр­залізниця” сможет добиться

синергии, повысить эффективность экономической деятель­ности. Новые электровозы, обновленные участки железнодорожного движения, электрическая тяга — это составляющие современной железнодорожной отрасли. Это дикая ситуация, когда во втором десятилетии ХХІ века мы пользуемся подвижным составом, сконструи­рованным еще в середине прошлого века, сжигаем непростительно большое количество дорогостоящего топлива и в то же время располагаем огромнейшим потенциалом относительного дешевого вида энергии — электричества”, — говорит эксперт.

Сама “Укрзалізниця”, впрочем, эти аспекты осознает. В июне этого года ведомство утвердило пятилетнюю программу электрификации, предусмат­ривающую перевод на электротягу более 1500 км путей. Программа недешевая — на ее реализацию планируют потратить около 17 млрд. грн., однако из-за существенной финансовой разницы между использованием электричества и дизтоплива железнодорожники планируют экономить до 2 млрд. грн. ежегодно, тем самым окупив программу в течение восьми лет.

Виталий Максимчук, на­чальник Главного управления электри­фикации и энергоснабжения “Укрзалізниці”, уточняет, что при электрификации возрастают скорости движения и вес поездов, а значит, и пропускная способность железных дорог. “Значительно снижается потреб­ление дизельного топлива на тягу, что снижает себестоимость перевозок, имеет энергосбере­гающий эффект, а также позволяет улучшить экологическую ситуацию путем снижения уровня вредных выбросов. При элект­ри­фикации значительно улуч­шаются условия труда железнодорожников, снижаются шумовые нагрузки на людей, которые по той или иной причине про­живают или находятся вблизи железных дорог. Если говорить конкретно об этом направлении, то электрификация участка Пол­тава—Кременчуг уменьшит потребление дизельного топлива на тягу на Южной железной дороге более чем на 20 тыс. тонн в год, причем ежегодно снижаются выбросы продуктов его сгорания в атмосферу примерно на 78 тыс. тонн. В целом годовой экономический эффект при полной загрузке данного направления может достичь 211 млн. грн. Из них 192,9 млн. — за счет снижения эксплуатационных расходов, 17,5 млн. — в результате увеличения скорости движения и около 0,81 млн. — за счет экологических платежей”, — отмечает чиновник.

Именно за счет низкой себестоимости перевозок на электро­тяге “Укрзалізниця” и планирует привлечь на электрифицированный теперь участок дороги транзитные грузы из России, Казахстана и Азии, которые

после транспортировки по железной дороге можно будет дальше отправлять по морю.

Ввиду срочности, с которой необходимо решать вопросы грузоперевозок, транзита и скоростного пассажирского движения (о чем ниже), работа над участком велась в сжатые сроки, и принимали в ней участие все железные дороги, а не только Южная.

“Решение по электрификации данного участка было принято еще в 2007 году. Если бы все шло по плану, то открыли бы участок в 2008-м. Однако помешали разного рода обстоятельства. Работы на данном участке были начаты в 2009 году, но из-за финансового кризиса были приостановлены. Учитывая экономическую и стратегическую целесообразность электрификации данного направления, финансирование строительства указанного участка было возобновлено в 2011-м. Работы в этом году проводились очень интенсивно, и нам удалось к началу ноября их практически завершить. 28 октября мы осуществили пробную поездку по участку на электро­тяге. На проект ушло 330 млн. грн. Хотя работы будут продолжены и в следующем году, так как пуск осуществлен с питанием от передвижной подстанции, а предстоит еще построить две стационарные тяговые подстанции, но это строительство уже будет осуществлено без прекращения движения под электротягой, то есть вложенные деньги уже начнут окупаться.

С учетом капитальных инвестиций, необходимых для полного завершения электрифи­кации по постоянной схеме внешнего электроснабжения и перспективного роста объема перевозок, окупаемость данного проекта составляет пять-семь лет”, — рассказывает В.Мак­симчук.

Сейчас в Украине элект­рифицировано 45,5% эксп­луатационной длины путей железных дорог, при этом доля элект­ротяги в эксплуатационной работе составляет около 89%. Счи­тает­ся, что в странах с развитой железнодорожной инфраструктурой должно быть электрифицировано 55—60% линий. В результате реализации пятилетней программы “Укр­заліз­ниця” планирует выйти на показатели электрификации 52% от общей эксплуатационной длины и на долю объемов перевозок электротягой около 93—95%.

Электрификация также является важной частью плана по внедрению скоростного пассажирского движения в следующем году. Генеральный директор “Укрзалізниці” Владимир Козак на брифинге, посвященном открытию участка Полтава—Кре­менчуг—Бурты, сообщил, что к 1 марта 2012 года должна быть закончена электрификация железной дороги на участке от Полтавы до Лозовой. После завершения этих работ будет соединен участок Львов—Киев—Полтава—Донецк длиной в полторы тысячи километров, и уже в мае там будет открыто скоростное движение.

У транзитных грузовых перевозок есть и другие проблемы, кроме отсутствия у “Укр­за­лізниці” таможенного статуса. Так, из-за неэкономной схемы управления украинскими гру­зовыми полувагонами и их фактической эксплуатации железнодорожными администрациями стран СНГ возникают предпосылки для дефицита полувагонов в Украине. “Укр­залізниця” уже занимается этим и некоторыми другими вопросами, связанными с разработкой тран­зитного потенциала. Учиты­вая, что немногие страны могут похвастаться географическим положением, подобным нашему (а коэффициент транзитности Ук­раины является одним из самых высоких в Европе), не использовать эту возможность было бы, по меньшей мере, расточительно. Особенно сейчас, когда предрекаемый спад деловой активности может обернуться таким же падением пе­ревозок грузов, как три года назад.

Виктор КЛЮЧЕВ

www.ukrrudprom.ua