2011-11-15 08:05:37
Кабинет министров Украины вновь озаботился проблемами нефтяного сектора. Первый вице-премьер-министр Андрей Клюев напомнил, что Минэнергоугля до сих пор не приняло никаких мер для увеличения объемов нефтепереработки в Украине.
“И поручил министерству до 1 декабря текущего года разработать программу по выводу отрасли из кризиса. По мнению экспертов, эта программа должна предусматривать введение пошлин на импорт нефтепродуктов, а также налоговые льготы для модернизированных предприятий.
Команда Юрия Бойко уже долгое время пытается навязать игрокам нефтяного рынка свои правила. Однако изменение направления транзита нефти по нефтепроводу Одесса – Броды, а также введение пошлин на импорт нефтепродуктов принесли противоположный результат. В частности, прикарпатские заводы группы “Приват” так и не потребляют необходимый для рентабельной прокачки по нефтепроводу объем нефти. Белорусские заводы прекратили поставки нефти из Украины, а введение пошлин на импорт нефтепродуктов привело лишь к удорожанию топлива в стране. К тому же снижаются добыча и переработка нефти, а доля импортных нефтепродуктов неуклонно растет.
Поэтому можно смело утверждать, что команда Минэнергоугля провалила нефтяной экзамен. Об этом недавно заявил и А.Клюев на коллегии Министерства экономического развития и торговли. “Почему Одесский нефтеперерабатывающий завод, новое предприятие с новыми технологиями – стоит? Что сделало министерство, чтобы предприятие заработало? Херсонский нефтеперерабатывающий завод стоит уже 5-7 лет. Новые владельцы там еще не начинали реконструкцию. И когда он будет работать, неизвестно”, – подчеркнул первый вице-премьер.
В связи с этим А.Клюев поручил министерству принять меры по увеличению нефтепереработки: “По нефтепереработке до 1 декабря поручаю Минэнерго провести коллегию и предоставить программу, каким образом мы эту отрасль будем выводить из кризиса”. Он также потребовал от Минэнергоугля обеспечить формирование положительной динамики объемов производства в нефтеперерабатывающей отрасли с 1 января 2012 года. “Разработана вся необходимая законодательная база. Все есть. Вам только необходимо работать. Добывать и добывать нефть и газ”, – подчеркнул А.Клюев.
Работой ТЭК недоволен и премьер-министр Николай Азаров, который ранее уже пригрозил кадровыми ротациями, призванными улучшить работу топливно-энергетического комплекса. Ведь за 9 месяцев 2011 года украинские нефтеперерабатывающие заводы сократили переработку нефти по сравнению с аналогичным периодом 2010 на 20% – до 6,283 млн тонн.
Кабмин уже сделал первые шаги для увеличения транзита и нефтепереработки в стране. В частности, одобрен законопроект о ратификации соглашения с Азербайджаном о транзите нефти. Согласно документу Украина планирует увеличить прокачку азербайджанской нефти до 16-20 млн тонн. Такое решение обусловлено тем, что благодаря сокращению разрыва в цене между качественной азербайджанской нефтью и российской нефтью спрос на Azeri Light в Европе повысился. По словам заместителя министра энергетики Владимира Макухи, 3 млн тонн азербайджанской нефти будет поставляться на нефтезаводы Привата – НПК “Галичина” и “Нефтехимик Прикарпатья”, 5 млн тонн – в Словакию, Венгрию, Чехию, 8-12 млн тонн – в Беларусь. Нефть будет транспортироваться по нефтепроводу Одесса – Броды с предварительной перевалкой в порту Южный.
Правда, эксперты вновь отмечают, что переработка азербайджанской нефти на устаревшем оборудовании Дрогобычского и Надворнянского НПЗ будет нерентабельна. Также стоит учесть, что данные заводы не сдержат обещаний и не купят в следующем году 3 млн тонн нефти.
Ведь с момента покупки нефтеперер
абатывающих заводов Приват не вложил в модернизацию предприятий ни копейки. Херсонский НПЗ, который купил бизнесмен Игорь Еремеев, простаивает с 2006 года. И модернизация его производственных мощностей также не ведется. А на днях и представители компании ТНК-ВР сообщили, что переработка нефти на Лисичанском НПЗ нерентабельна.
“Мы делаем все для того, чтобы производство в Лисичанске продолжало работать. Однако это не может длиться вечно. Компания имеет огромные социальные и налоговые обязательства, и при этом до сих пор не понимает позиции правительства относительно того, нужны ли Украине собственные НПЗ”, – заявила на Третьей международной конференции Petroleum Ukraine 2011 10 ноября в Киеве вице-президент по продажам, трейдингу и логистике “ТНК-ВР Коммерс” Елена Алексеева.
Она сообщила, что переработка нефти на Лисичанском НПЗ субсидируется другими подразделениями компании. А вклад украинского бизнеса ТНК-ВР в общий результат компании за 9 месяцев этого года составит меньше 1%. Лисичанский НПЗ переработал только 40% сырья для украинского рынка, а с июня увеличил до максимума давальческую переработку, чтобы не остановить производство. По результатам текущего года доля импорта нефтепродуктов компании в Украину составила около 60%. Подобное увеличение в компании объясняют тем, что НПЗ Таможенного союза имеют преимущество перед украинскими заводами за счет разницы в пошлинах на 125 долл./тонн нефтепродуктов.
Общая мощность украинских НПЗ составляет 52 млн тонн нефти в год. “Даже без учета Херсонского НПЗ, двух морально и технологически устаревших НПК “Галичина” и Надворнянского НПЗ, простаивающего Одесского НПЗ, мощностей должно хватить, чтобы полностью перекрыть потребности Украины в нефтепродуктах. Лисичанск и Кременчуг могут справиться с такой задачей”, – сказал МинПрому эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук.
“Украинские НПЗ могут полностью покрывать спрос на нефтепродукты, но вопрос в его качестве. Бензин и дизтопливо по стандартам Евро-5 не выпускаются вообще, а Евро-4 – в ограниченных объемах”, – отметил старший аналитик Dragon Capital Денис Саква. Но в 2011 году украинские НПЗ смогли охватить лишь 40% отечественного рынка.
“В Украине переизбыток нефтеперерабатывающих мощностей, способных покрыть потребности Украины в топливе на 200%. В то же время остается проблема с качеством топлива. Если по низкооктановому топливу украинские НПЗ могут конкурировать с импортом, то высокооктановое топливо наших НПЗ хуже импортного. Большая часть имеющихся мощностей НПЗ Украины спроектирована для прямой переработки нефти, что позволяет производить бензин максимум марки А-93”, – сказал старший аналитик ИК “Тройка Диалог Украина” Сергей Невмержицкий.
По словам эксперта, украинские НПЗ повышают октановое число, добавляя в бензин различные компоненты. И в итоге по качеству украинский бензин проигрывает импортному. Кроме того, считает С.Невмержицкий, низкая загрузка НПЗ в Украине вызвана экспортными пошлинами на нефть стран-экспортеров, в том числе России. “Нефтяным компаниям выгоднее перерабатывать нефть в стране добычи, и в дальнейшем – экспортировать топливо с более высокой добавленной стоимостью”, – говорит эксперт.
“В целом работающие заводы ежегодно выпускают около 6,5 млн тонн бензина и дизтоплива, перерабатывая 11 млн тонн нефти. Рынок Украины потребляет около 10 млн тонн светлых нефтепродуктов, и таким образом наши НПЗ покрывают практически 2/3 рынка”,– добавляет Ю.Корольчук.
В частности, Кременчугский НПЗ в 2009 году переработал 3,189 млн тонн, в 2010 – 3,612 млн тонн, за 9 месяцев 2011 – 2,295 млн тонн. Лисичанский НПЗ в 2009 году переработал 4,953 млн тонн нефти, в 2010 – 4,813 млн тонн, за 9 месяцев 2011 – 3,696 млн тонн нефти. Одесский НПЗ в 2009 году переработал 2,052 млн тонн нефти, в 2010 – 1,448 млн тонн, в 2011 НПЗ простаивал и не перерабатывал сырье. А Херсонский НПЗ за последние три года не переработал ни тонны нефти. “Для модернизации Херсонского НПЗ потребуется около 1 млрд долл.”, – сказал Денис Саква.
Прикарпатские заводы группы “Приват” не могут похвалиться большими объемами переработки нефти. Так, Дрогобычский НПЗ в 2009 году переработал лишь 428 тыс. тонн нефти, в 2010 – 373 тыс. тонн, за 9 месяцев 2011 – 164 тыс. тонн. Надворнянский НПЗ в 2009 году переработал 155 тыс. тонн нефти, в 2010 – 190 тыс. тонн, за 9 месяцев 2011 – 129 тыс. тонн. В целом украинские НПЗ в 2009 году переработали 10,771 млн тонн нефти, в 2010 – 10,436 млн тонн, за 9 месяцев текущего года – 6,283 млн тонн.
Увы, не все собственники НПЗ стремятся модернизировать свои производственные мощности. И как-то повлиять на это правительство пока не в силах, так как при покупке НПЗ инвестиционных обязательств многие из собственников просто не давали. Исключением является Лисичанский НПЗ, где, как сообщалось выше, на ТНК-ВР наложены большие социальные и налоговые обязательства.
“Были определенные обещания и разговоры о светлом будущем, но после покупки предприятия все забывали о своих обещаниях. Так, не было инвестиций на Херсонском заводе. И.Еремеев купил его, но до сих пор ничего не вложил. Аналогичная ситуация на Дрогобычском и Надворнянском НПЗ: Приват только говорит о модернизации. В Одесский завод Лукойл вложил около 300 млн долл.”, – отмечает Ю.Корольчук.
Со стороны правительства, по словам эксперта ИЭИ, были попытки подписать с НПЗ меморандумы о модернизации и выпуске топлива стандарта Евро-5. “Но это было нужно Привату и ТНК-ВР, чтобы ввести пошлины на импорт нефтепродуктов. Они так боролись с импортерами. При этом, кстати, и не собирались выполнять свои обещания”, – говорит Ю.Корольчук.
Правда, по мнению аналитиков, кардинальные меры со стороны правительства, то есть реприватизация простаивающих предприятий, не решат проблемы. “Реприватизация никогда не помогала бизнесу. Во-первых, при реприватизации активы компаний попадут в неумелые руки госчиновников, во-вторых, это отпугнет бизнес от инвестиций в Украину”, – считает С.Невмержицкий.
“Реприватизация – это серьезное политическое и фактически авторитарное решение. Разве что найти нарушения при продаже заводов в 1990 и 2000 годах. И даже если представить, что такое произойдет, то кому будут нужны заводы в Дрогобыче, Надвирной и Херсоне? Мало кто согласится их купить вновь, так как они требуют вложения огромных средств. Одесский НПЗ же стоит частично не по своей вине. Приват и Минэнерго просто перестали поставлять нефть через Одесса – Броды на завод Лукойла”, – считает Ю.Корольчук. “О реприватизации смысла говорить нет, так как это повлечет за собой резкое ухудшение отношений с Россией, которые после скандала с Укртатнафтой и так непростые”, – согласен и Д.Саква.
Какие же мероприятия должно прдусмотреть Минэнергоугля в программе вывода нефтяной отрасли из кризиса? Одни эксперты отмечают, что переработка нефти в Украине рентабельна, другие – наоборот, причем не только в Украине, но и в Европе. “Переработка нефти в Украине рентабельна. Собственники заводов должны вложить деньги в модернизацию и просто не завышать цены на нефтепродукты. Ведь они ориентируются на цену импортеров и к ней подтягиваются”, – говорит Ю.Корольчук.
“Нужно посмотреть на реалии нефтепереработки во всем мире. Украина не исключение. Нефтепереработка низкорентабельна и в странах ЕС. Нефтепереработка сегодня существует в основном как часть вертикально интегрированных нефтяных компаний. За счет внутренних цен такие компании могут сделать центром прибыли как добычу, так и нефтепереработку. Экспортные пошлины на нефть в странах-производителях вынуждают нефтяников оставлять прибыль в нефтедобыче. Зачем при всем этом искусственно делать нефтепереработку в Украине рентабельной?” – подчеркивает С.Невмержицкий.
Не является выходом из ситуации и введение пошлин на импорт нефтепродуктов. “Пошлины вряд ли помогут. Хотя как временный механизм – это было бы действенно. Проблема в том, что введение пошлин используют заводы для получения дополнительных прибылей, а инвестировать в свои же заводы не будут. Лучше бы боролись с фальсификатом, в том числе с тем, что идет с заводов”, – говорит Ю. Корольчук. “Введение пошлин на импорт – это прямой налог на потребителя, что приведет к удорожанию топлива и дефициту качественного высокооктанового топлива”, – считает С.Невмержицкий.
“Есть два варианта. Во-первых, можно заставить собственников инвестировать средства в модернизацию своих НПЗ для приведения показателей глубины переработки и качественных показателей к европейским стандартам. В таком случае у импортеров отпадет необходимость импортировать нефтепродукты за рубежом. Второй вариант – это введение пошлин. В таком случае НПЗ смогут получать дополнительную прибыль за счет более высоких цен для потребителей и вкладывать средства в модернизацию”, – говорит Д.Саква.
Ю.Корольчук считает, что в программу Минэнерго по выводу отрасли из кризиса должны быть включены налоговые льготы. “Схема должна быть следующей: НПЗ модернизируется и увеличивает выпуск топлива, и только после этого получает налоговые льготы. То есть сначала результат, а потом государство скажет свое слово. Но в условиях инфляции, нестабильности и колебаний цены на нефть – такое развитие событий очень трудно представить”, – отмечает эксперт.
Тарас Жирош МинПром