Порты будут работать по-новому

2011-03-31 08:08:23

К концу текущего года планируется утверждение ряда обновленных нормативных актов, регулирующих тарифные отношения портов, стивидоров, судо- и грузовладельцев




Министерство инфраструктуры и Государственная администрация морского и речного транспорта передали на согласование в органы исполнительной власти ряд нормативных актов, регулирующих тарифную деятельность отечественных предприятий морского транспорта, в том числе — и морских портов.

В частности, речь идет о новых редакциях приказов Мининфраструктуры «Об утверждении сборов и платы за услуги, предоставляемые судам зарубежного плавания в морских портах Украины» и «Об утверждении Сборника тарифов на комплекс работ, связанных с обработкой грузов в портах Украины», а также о новой редакции «Положения о портовых сборах».

Эти меры призваны повысить конкурентоспособность отечественных портов на рынках портовых услуг, усовершенствовать порядок начисления и взимания портовых (корабельного, канального, маячного, причального, якорного, административного и санитарного) сборов с судовладельцев, способствовать развитию отечественных грузообразующих отраслей промышленности и привлечению дополнительных объемов грузов, что, бесспорно, скажется на экономическом подъеме Украины.

Как стало известно «i», на протяжении прошлого года Минтранссвязи и Укрморречфлот проводили консультации с портовиками и рядом министерств и ведомств. Сейчас эти госструктуры рассматривают вышеуказанные документы.

Предполагается, что новая нормативная база заменит действующее с 2000 г. постановление Кабмина «О портовых сборах», а также действующие с середины 90-х «Сборник тарифов на комплекс работ, связанных с обработкой грузов в портах Украины» и «Сборы и плату за услуги, предоставляемые судам зарубежного плавания в морских портах Украины». Ожидается, что новая нормативная база вступит в силу в начале 2012 г.

По имеющейся информации, в ходе подготовки документов возникли концептуальные разногласия между руководством Мининфраструктуры и Укрморречфлотом, особенно в части степени свободы руководства портов в определении скидок и надбавок к действующим тарифам на обработку грузов. В результате в поданных в Кабмин документах отсутствует целый ряд положений, предложенных Укрморречфлотом и должных расширить возможности портовиков в вопросах осуществления финансовых расчетов с товаро- и судовладельцами.

В частности, в новый сборник тарифов не вошла предложенная ими норма о приведении ставок на переработку транзитных грузов до уровня внешнеторговых. Также не прошло предложение о предоставлении права руководителю порта устанавливать скидки на ставки на переработку транзитных грузов в размере до 30%. В предложенной к утверждению редакции речь идет только о 15%.

Еще хуже ситуация с либерализацией тарифных ставок в морских торговых портах: по ним предложения от портовиков поступили, но не были учтены в окончательной редакции, направленной в Кабмин. Аргументы — либерализация ухудшит конкурентоспособность государственных портов по сравнению с частными и иностранными. Портовики сомневаются в состоятельности подобных аргументов.

Одним из важнейших нововведений является проведение перерасчета ставок сборов при их взимании с существующей (модуль судна) на валовую вместимость судна (1 GT). По мнению разработчиков, это не только приблизит украинское транспортное законодательство к европейскому, но позволит четче определять сумму сборов.

Дело в том, что соотношение условного модуля судна и валовой вместимости различается в зависимости от типа и специализации судна, предложена дифференциация ставок портовых сборов путем разработанных коэффициентов, поясняют авторы нормативки. Более того, разработчики предлагают ввести порядок округления ставок портовых сборов при применении к ним коэффициентов дифференциации.

Опрошенные портовики и стивидоры пока не комментируют, насколько эффективным будет подобное нововведение. Более того, они выражают сомнения в прогнозных оценках о том, что нововведение позволит сберечь общий уровень сборов, а значит, доходов и обязательных отчислений в бюджет со стороны подведомственных предприятий, уровень которых ежегодно определяется в их финансовых планах.

Предполагается также снизить скидки при взимании сбора с судов, которые за один рейс последовательно заходят в несколько портов Украины. По мнению разработчиков, существующий размер скидки не принес ожидаемых результатов, поскольку не привел к увеличению привлекательности отечественных портов для судовладельцев.

В проекте предусматривается, что такие суда будут оплачивать корабельный сбор в размере 100%, с 50%-ной скидкой от базовой ставки при каждом следующем судозаходе. Фактически этим аргументируется ликвидация льгот для судов загранплавания с условным объемом менее 10 тыс. куб. м (2850 GT). Эти меры соотносятся со снижением ставок корабельного сбора (в среднем на 6,7 %) почти для всех портов. Исключение составили Белгород-Днестровский, Измаильский, Ренийский и Скадовский порты, где ставки были оставлены на прежнем уровне в связи со значительным дефицитом средств на содержание инфраструктуры.

Предполагается введение льготы на канальный сбор для крупнотоннажных судов по каналам, за исключением Керчь-Еникальского. Интересно разработчики подошли к взиманию административного сбора с судов, заходящих для грузовых операций последовательно в два и больше портов. Схема та же — 100% ставки в первом порту и 50% — в последующих. Правда, при этом сами ставки админсборов увеличат в 1,9 раза.

В целом же говорить о новой структуре финансовых отношений портовиков (государства) с судо- и грузовладельцами сложно, так как сама схема практически публично не обсуждалась и не исключено, что предложения будут существенно подкорректированы еще до момента рассмотрения в Кабмине.

Сейчас портовые сборы регулируются постановлением Кабмина №1544 от 12 октября 2000 г. (корректировалось 13 раз, последний раз — в январе этого года). Документ предусматривает взимание семи видов сборов: корабельный, канальный, маячный, причальный, якорный, административный и санитарный. Ставки всех видов сборов взимаются за каждый кубометр объема судна и существенно отличаются для зарубежного и каботажного плавания. Кроме того, ставки для корабельного, канального и санитарного сборов установлены индивидуально для разных портов.

Евгений ТУР

Экономические известия, 31.03.2011 №55 (1515)