2011-01-04 13:35:45
Ассоциация судостроителей Украины «Укрсудпром» представляет свое видение итогов 2010 года в и проект предложений по концентрации усилий в году 2011 году.
Итоги-2010
Как
и в предшествующие годы Ассоциация
сосредотачивалась в основном на
усовершенствовании системы
бизнес-регулирования, полагая, что
успешное решение этой проблемы создаст
основу (1) для привлечения заказов, (2)
восстановления и развития трудовых
коллективов, (3) привлечения инвестиций.
Первое.
Самое важное – нам удалось закрепить
специальный статус судостроения в
принятом Налоговом Кодексе. Такой
исключительности добились немногие
кластеры: АПК, космос, самолетостроение,
легкая промышленность, информационные
технологи в то время как многие другие
конкурентные преимущества остались за
пределами этого фундаментального
документа.
Второе.
Добились того, что власть предержащие
неоднократно публично заявляли о своей
готовности поддерживать судостроение.
После 5-летия фактического игнорирования
наших проблем это успех.
Третье.
При подготовке предложений по изменению
системы регулирования морехозяйственным
комплексом впервые
на практике состоялось объединение
профессионалов. То есть, документы
готовились и продвигались Ассоциацией
судостроителей Украины «Укрсудпром»,
Ассоциацией судовых поставщиков,
Федерацией рыбаков Украины, Институт
проблем рынка
и экономико-экологических
исследований НАН
Украины,
«Укрречфлот» и другие коллективы.
Объединившиеся
профессионалы морехозяйственного
комплекса подготовили:
-
Главу
в Налоговый Кодекс «Специальные режимы
налогообложения субъектов хозяйствования
морехозяйственного комплекса». Более
половины предложений в этой главе
заняли ранее выполненные наработки
Института
проблем рынка и экономико-экологических
исследований НАН
Украины
формализованные в виде законопроекта
«Про Международный реестр судов
Украины». Глава была представлена в
установленном порядке в Кабмин Украины; -
С
участием УСПП раздел «Восстановление
и развитие морехозяйственного комплекса»
Программы экономических реформ на
2010-2014 гг. Документ направлен Президенту
Украины народным депутатом Украины,
Председателем УСПП Анатолием Кинахом; -
Предложения
по усовершенствованию Таможенного
Кодекса.
Четвертое.
Объединившиеся профессионалы
морехозяйственного комплекса провели
ряд встреч с соответствующими комитетами
Верховной Рады. Налаженные контакты
пока что не есть достаточно продуктивными,
но они есть.
Говоря
о недостаточной продуктивности имеем
ввиду следующее. Наши идеи, переработанные
в формат Налогового Кодекса, насчитывали
25 пунктов. Фактически учтены только 3,
в том числе 2 в «урезанном виде». Это:
(1)
Освобождение от уплаты импортной пошлины
рыбы выловленные украинскими рыбаками;
(2) Увеличение
срока погашения налогового векселя об
уплате НДС до 720 дней для верфей (мы
ставили вопрос об отмене этого налога
для всего судостроительного комплекса,
включая судовое машино- и приборостроение,
и проектные организации, и науку);
(3)
На 10 лет освобождены от уплаты налога
с прибыли верфи (мы ставили вопрос об
отмене этого налога для всего
судостроительного комплекса, включая
судовое машино- и приборостроение, и
проектные организации, и науку).
Пятое.
Очень важно, что состоялась определенная
консолидация народных депутатов Украины
вокруг наших проблем. Проведенные
переговоры с народными депутатами
позволяют надеяться на достижение в
2011 году более результативного лоббирования
наших интересов в высших эшелонах
власти.
Шестое.
Достигнутые результаты далеко не
полностью, лишь процентов на 10 (если не
меньше), решают проблему создания
эффективной системы бизнес-регулирования
морехозяйственного комплекса в целом.
Однако, они все-таки создают определенную
основу для сотрудничества с властью в
ее решении. Объективности ради, критикуя
власть мы понимали, что особая острота
проблемы сбалансирования финансов
державы в целом заставляет ее, власть,
в определенном смысле слова
«дистанцироваться» от нас. Этим
«дистанцированием» и объясняется
неполный учет наших предложений.
Ориентиры-2011.
По
улучшению системы регулирования
морехозяйственного комплекса.
Продолжить
инициирование усовершенствования
системы регулирования морехозяйственного
комплекса сосредоточив особое внимание
на Налоговом Кодексе и на Таможенном
Кодексе. Целесообразно силами
объединившихся профессионалов
морехозяйственного комплекса
проанализировать наше видение необходимых
изменений и с учетом происходящих
изменений определить:
-
Наиболее
важные, которые нужно реализовать в
законодательстве в первую очередь.
Речь идет прежде всего о предложениях
реализация которых даст вполне очевидный,
прямой и относительно быстрый эффект.
Представляется весьма целесообразным
добиться, прежде всего, освобождения
от налогообложения прибыли предприятий
судового машино- и приборостроения,
научно-исследовательских и проектных
организаций. -
Изменения
в законодательстве стимулирующие
вертикальную интеграцию морехозяйственного
комплекса на рыночной (добровольной)
основе. В этой связи особый интерес
представляет законопроект Института
проблем рынка и экономико-экологических
исследований НАН
Украины
«Про Международный реестр судов
Украины». Его принятие позволит
стимулировать воссоздание
нашего флота на наших верфях. -
Пути
дальнейшей консолидацию профессионалов
морехозяйственного комплекса через
вовлечения в процесс ряда родственных
ассоциаций.
Трансформация
Ассоциации в саморегулирующуюся
организацию.
В
органах власти фактически нет структур,
которые системно и на профессиональной
основе решали бы текущие и стратегические
вопросы воссоздания и развития и
судостроения, и морехозяйственного
комплекса в целом.
Несколько
лет назад именно наша Ассоциация
выступила с инициативой принятия закона,
который бы передавал ассоциациям
работодателей ряд важных полномочий
по администрированию процессов в
комплексах. Рассматриваемые в Верховной
Раде варианты законопроектов о
саморегулировании реальной экономики
не решают этот вопрос. Нам опять нужно
брать инициативу на себя и забрать часть
властных полномочий у власти на себя.
Например, по администрированию уплаты
НДС при импорте и импортной пошлины, по
освобождению прибыли от налогов и
другие.
Организация
государственной поддержки при заключении
контрактов и решении других производственных
вопросов.
Раньше
мы практически не занимались этим
комплексом вопросов. Однако, жизнь
разворачивает нас к нему. Нам нужно
взяться хотя бы за вопросы поиска
загрузки наших предприятий.
Первый
вице-президент Ассоциации судостроителей
Украины «Укрсудпром» Виктор Лисицкий