Пираты — фактор национальной безопасности Украины

2010-12-17 08:04:05

Борьба с ними — важная составляющая среди задач мирного времени для силовых структур.Современный мир все чаще приносит нам случаи вооруженного насилия, различных проявлений экстремизма, терроризма, пиратства.




В этих условиях обеспечение национальных интересов Украины, защита ее граждан требует от нашего государства наличия возможностей адекватного и оперативного реагирования на эти вызовы. И очевидно, что первоочередным инструментом для такого реагирования должны стать спецслужбы и Вооруженные силы страны.

Свежие примеры

Примеров применения силовых структур против пиратов более чем достаточно. Вот самые свежие из них. Подразделение морской пехоты Черноморского флота России 1 октября 2010 г. огнем на поражение отбило атаку пиратов на яхту всемирно известного путешественника Федора Конюхова «Святая Виктория» в Аденском заливе.

Организатор морского похода Вадим Цыганов: «Во время атаки трех лодок на нашу яхту морские пехотинцы открыли огонь на поражение из стрелкового оружия… После этого лодки резко изменили курс и ушли в сторону йеменского берега. Еще в Омане на борт «Святой Виктории» поднялись морские пехотинцы из состава группы антитеррора ЧФ, которая дислоцирована на буксире СБ-36. Это было сделано в связи с тем, что яхта в сопровождении буксира должна была идти для пополнения запасов в Джибути. Вечером 1 октября на горизонте появились пять быстроходных лодок, две из которых приблизились к буксиру СБ-36 для отвлечения внимания, а три лодки в течение полутора часов шли в километре от кормы яхты. Когда буксир, который шел со скоростью 12 узлов в час, чуть удалился вперед (яхта «Святая Виктория» может развивать скорость не более 7 узлов в час), три лодки резко сократили расстояние до 300 метров. С борта СБ-36 после доклада командир группы антитеррора отдал приказ открыть огонь на поражение, что и было сделано».

Интенсивность пиратской деятельности такова, что индийскому военному кораблю, сопровождавшему торговые суда в Аденском заливе, в течение одной недели сентября 2010 г. удалось предотвратить три атаки сомалийских пиратов. В частности, индийский спецназ обезоружил пиратов, которые попробовали осуществить нападение на шесть торговых судов. Все они следовали по маршруту, пролегающему в 110 км от побережья Йемена.

3 — 4 сентября в Аденском заливе ВМС Китая отбили массированную атаку пиратов на конвой из 21 грузового судна. А в начале августа корабль Черноморского флота РФ с группой антитеррора на борту предотвратил нападение пиратов на российский танкер, на борту которого находилось 15 россиян.

1 марта одному из кораблей военно-морских сил НАТО удалось даже затопить плавучую базу сомалийских пиратов в Индийском океане. По словам представителя военно-морских сил НАТО по борьбе с пиратством Шоны Лоув, датский военный корабль Absalon пустил на дно один из наибольших кораблей, используемых сомалийскими пиратами для нападения на суда в Аденском заливе около берегов Сомали.

Напомним, что еще в 2008 г. Евросоюз начал операцию «Аталанта» — первую коллективную международную акцию по борьбе с пиратами близ берегов Сомали. В тесной координации с участниками операции действуют и военно-морские силы отдельных стран, включая боевые корабли России. В целом в «Аталанте» задействованы военно-морские силы 20 стран.

Первые шаги власти

«2000» неоднократно задевали тему тенденций распространения в мире пиратских угроз (см. № 14 (505) 9-15.04.2010).

Озабоченность Украины борьбой с пиратством вполне объяснима: каждый пятый моряк в мире — украинец. То, что наши моряки ходят на судах под иностранным флагом, а возможности ВМС страны при имеющемся корабельном составе ограничены Черным морем и лишь по некоторым позициям простираются до Средиземного — лишь усложняет проблему.

Приведем цифры и факты — на начало этого года в пиратском плену находилось несколько судов с украинскими гражданами на борту: Maran Centaurus — захвачен 29 ноября прошлого года, на борту — 2 наших соотечественников; St. James Park — с 28 декабря 2009 г., среди захваченных — также 2 граждан Украины; и наконец Asian Glory, захваченный 1 января с 10 украинцами.

12 сентября пираты атаковали сразу три корабля, стоящие в порту Дуала (Камерун). Вооруженные люди поднялись на борт сухогруза Salma, экипаж которого состоял из 10 человек — девяти украинцев и россиянина, и забрали с собой капитана, его помощника, боцмана и кока (все граждане Украины). На соседнем бельгийском судне Amerigo Vespucci захватили двоих моряков. К счастью, власть Камеруна прореагировала адекватно и уже 30 сентября заявила, что в результате военной операции освобождено 6 моряков, захваченных пиратами.

9 сентября американский военно-морской патруль освободил захваченный пиратами немецкий контейнеровоз Magellan Star, на борту которого находились украинский и российские моряки. Как заявили в гамбургской компании DS Schiffahrt GMBH & Co., которой принадлежит судно, все члены экипажа здоровы. Сомалийские пираты захватили контейнеровоз, который шел под флагом Антигуа и Барбуди 8 сентября. Экипажу тогда удалось спрятаться в одном из отсеков судна.

26 сентября сомалийские пираты захватили сухогруз Lugela и направили к берегам Сомали. В экипаже 12 украинцев. Судно ходит под панамским флагом, на его борту — груз металлоконструкций, который перевозили из Александрии в Республику Маврикий. Водоизмещение судна более 4 тыс. т. Накануне нападения моряки отправили сигнал бедствия своему греческому судовладельцу, находясь в Аденском заливе в 900 морских милях от берега.

Совсем недавно, 23 октября пиратами захвачен танкер-газовоз York. По информации компании-оператора Interunity Management Corporation SA (Греция), экипаж судна состоит из 17 человек, в том числе двух граждан Украины. Судно перевозило газ из Момбаса (Кения) в Маге (Сейшелы). Представитель компании-оператора сообщил, что ожидает контакта с пиратами и начала переговорного процесса об условиях освобождения судна и его экипажа. МИД выясняет более детальную информацию об украинских моряках, в частности, их физическом и морально-психологическом состоянии, условиях содержания и перспективах освобождения.

Есть и другой поучительный пример: сомалийские пираты, атаковавшие в ноябре прошлого года в Аденском заливе с двух лодок сухогруз Lady Juliet с украинским экипажем на борту (23 человека), встретили вооруженный отпор военных из международных сил. Об этом сообщило командование военно-морской миссии ЕС NavFor. Судно под флагом Карибского островного государства Сент-Винсент и Гренадины было обстреляно пиратами из автоматов и гранатометов. На судне находилось отделение военнослужащих из состава международных сил в Аденском заливе Vessel Protection Detachment (VPD). Они открыли ответный огонь. Получив отпор, пираты немедленно прекратили атаку и ушли к судну-базе, с которого ранее десантировались. Никто на борту Lady Juliet не пострадал».

Как видим, украинские моряки в последние годы неоднократно оказывались в заложниках у сомалийских пиратов, что вынуждает нашу страну уделять значительное внимание этой проблеме на международной арене.

20 января указом президента введено в действие решение СНБО «Об участии Украины в операции Европейского Союза «EU NAVFOR ATALANTA». Эта военно-морская операция ЕС по противодействию пиратству у побережья Сомали предусматривает обеспечение вооруженного сопровождения коммерческих грузов. Чтобы перейти к практическим шагам, Кабмину было поручено проработать вопрос по обеспечению участия Украины в этой операции.

Для страны это недешево, т. к. участие в операции обходится более чем в 30 млн. грн. Сразу после указа президента, МИД предложил высокому представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон провести в ближайшее время переговоры между Украиной и Евросоюзом по практическим аспектам участия нашей страны в операции «Аталанта».

23 сентября 2009 г. на общих дебатах 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Украина предложила создать в одной из стран Африки региональный центр под эгидой ООН для борьбы с пиратством. Глава государства тогда озвучил информацию, что около 70 тыс. украинских граждан работают на суднах под иностранными флагами и предложил, чтобы координационным центром усилий стран в борьбе с пиратством выступила Украина.

В июне с. г. омбудсман Нина Карпачева обратилась с представлением к Виктору Януковичу о создании «Межведомственного координационного совета по вопросам борьбы с пиратством и предотвращения попадания в плен украинских моряков». В состав такого совета, по мнению Карпачевой, должны войти специалисты, у которых есть соответствующий опыт этой работы, в частности от Службы внешней разведки, СБУ, Главного управления разведки Минобороны, центральных органов исполнительной власти, представителей офиса Карпачевой, профсоюзов моряков.

Также Виктор Янукович в сентябре 2010 г. выступил на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Президент внес на обсуждение проект всеобъемлющей конвенции по борьбе с пиратством. В документе предлагается квалифицировать морское пиратство как вид международной организованной преступности. В нем документально оформлено высказанное недавно руководством РФ предложение о создании единого международного судебного органа по борьбе с пиратством. Внесенный документ предлагает, в частности, учреждение специальной международной судебной инстанции в составе семи независимых судей, в которой рассматривались бы дела обвиняемых в пиратстве. СовБез ООН поручил Генеральному секретарю Пан Ги Муну подготовить предложения о создании антипиратского суда.

Основная задача проекта документа — повысить эффективность международных усилий по борьбе с пиратством. Проект конвенции содержит более полусотни статей, в которых, в частности, дается юридическое определение пиратству, описываются возможные правовые формы преследования пиратов, меры по борьбе с легализацией их преступных доходов, условия досмотра и захвата пиратских судов. Кроме того, документ определяет порядок юрисдикции государств в отношении захваченных разбойников, а также порядок расследования совершенных ими преступлений на море.

Справка «2000»

Борьба с пиратами у побережья Сомали осуществляется в рамках проводимой с 2008 г. военно-морской миссии Евросоюза «Аталанта» и начатой в 2009 г. операции НАТО Ocean Shield. Помимо борьбы с пиратством предполагается также помочь странам региона запустить собственные меры противодействия пиратам. В операциях принимают участие и российские корабли.

Есть определенные итоги упомянутой деятельности. По данным базирующегося в Лондоне «Международного морского бюро», количество нападений пиратов в мире за первый квартал 2010 г. сократилось на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, во многом благодаря продолжающимся международным операциям по защите судоходства в Аденском заливе.

Участие в этой операции должно иметь положительное политическое значение в контексте реализации европейской политики безопасности и обороны, а также стать вкладом нашего государства в укрепление безопасности мореплавания, предотвращения и противодействия пиратству, и самое главное — защите граждан Украины.

Но пока предложение Украине — принять участие в операции «Аталанта» — не продвинулось дальше обсуждений и попытки разрешения проведения спецопераций нашими спецслужбами за рубежом. Хотя группа Центра спецопераций «А» СБУ в составе 25 человек и военнослужащие 801-го отдельного отряда ПДСС ВМС Украины (Севастополь, входит в состав Центра морских операций), усиленные бойцами батальона морской пехоты, готовились отправиться на конвоирование на корабле ВМС. По словам П. Порошенко (на тот момент руководителя МИД), рассматривался вопрос о привлечении к операции представителей спецподразделения Главного управления разведки Минобороны.

Можно приветствовать такое решение, но не совсем понятны правовые основания для направления за границу именно подразделений СБУ. Безусловно, пока в составе службы существовала структура разведки с соответствующей нормативно-правовой базой, все сказанное выше имело вполне логический механизм практической реализации. Но в настоящий момент Служба внешней разведки Украины является самостоятельным институтом, также ничего не известно о наличии в ее составе т. н. силовой компоненты. А с другой стороны, необходимый «спецназ» есть в СБУ, но в законе «О Службе безопасности Украины» нет соответствующих положений, которые четко и недвусмысленно регламентировали бы задачи, выполняющиеся ими за рубежом.

В свою очередь указанное выше более свойственно Вооруженным силам Украины. Неслучайно командующий ВМС заявил, что украинские ВМС готовы «выделить корабль, подразделение спецназа или морской пехоты, а также, если это будет нужно, вертолет или самолет морской авиации. На данный момент с учетом роста цен для патрулирования корабля в заданном районе в течение месяца необходимо около 30 — 40 млн. грн. Кроме того, для организации выполнения задач необходима отработка всех нюансов международного права». Более детальный формат нашего участия, состав необходимых сил и средств должен определяться министром обороны и начальником Генштаба ВС.

К сожалению, лишь ограниченное количество кораблей украинских ВМС по техническим характеристикам могут выполнять эту задачу, т. е. длительное время находиться на большом удалении от своей военно-морской базы. Это фрегат «Гетьман Сагайдачный», корабль управления «Славутич», обсуждалась возможность применения большого десантного корабля «Ольшанский». При этом эксперты склоняются к «Славутичу». Есть даже предложения дооборудовать «Славутич» в патрульный корабль океанской зоны и послать его на борьбу с пиратами. Стоимость такого проекта — от 5 до 10 млн. грн. Имея на борту быстроходные катера и различное специальное оборудование, он может стать боевой единицей в борьбе с пиратством. Хотя такие проекты, безусловно, требуют достаточного финансирования. По оценкам Минобороны, участие фрегата «Гетьман Сагайдачный», например, в антипиратской операции обошлось бы бюджету в 26 — 27 млн. грн. в месяц.

Смотреть на проблему шире

В современном мире борьба за реализацию национальных интересов, распространения зон влияния, выживания, получения доступа к природным и другим ресурсам ведется ежедневно и ежечасно. Сила играет при этом большую роль, но одновременно изобретено множество «форматов» ее применения без открытого вооруженного противоборства и формального объявления состояния войны.

Пираты — не единственная угроза для наших сограждан за границей. Возможно, придется их спасать и в других ситуациях: от террористов, торговцев людьми и т. п. И это не надуманная угроза. Напомним, что в июле этого года группировка североафриканского крыла «Аль-Каиды» казнила 78-летнего гражданина Франции Мишеля Жермано, который работал на небольшую гуманитарную ассоциацию Enmial. Его похитили в Нигере в конце апреля. За его освобождение террористы требовали выпустить из тюрем своих сообщников.

Власти Франции в конце сентября этого года направили в столицу Нигера Ниамей 80 военных на поиски семи заложников, захваченных боевиками-исламистами. Пятеро заложников — граждане Франции, еще двое — уроженцы Мадагаскара и Того. Они были сотрудниками французской строительной компании Vinci и фирмы Areva, занимающейся ядерной энергетикой. Оба этих предприятия задействованы на разработке уранового рудника неподалеку от Арлита. В пустыне Сахара военнослужащие с помощью самолетов-разведчиков будут пытаться отыскать пленников, похищенных в Арлите. Как заявил министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, похищение — дело рук боевиков «Аль-Каиды» в исламском Магрибе.

Среди других примеров: 16 декабря прошлого года Совет Федерации российского парламента на пленарном заседании предоставил президенту России право на принятие решения об оперативном использовании вооруженных сил за пределами страны. Пример французов и россиян может быть интересным и для нашей страны.

И экс-министр обороны А. Гриценко уже внес в ВР законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «Об обороне Украины» (относительно оперативного применения Вооруженных сил Украины за пределами территории Украины)» (25.12.2009 г., № 5483).

Законопроект предусматривал возможность оперативно использовать подразделения украинской армии за пределами Украины в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Решение об этом должен принимать Президент Украины.

Закон также призван помочь урегулировать ситуацию, когда не пираты или террористы, а та или иная страна задерживает украинские гражданские суда. Например, 28 июля в грузинском порту Поти задержано судно «Аккорд» под украинским флагом, которое, по мнению властей Грузии, совершило незаконный заход в порт Сухуми в июне 2010 г. Судно шло из Ростова-на-Дону, в состав экипажа входило 11 граждан Украины и капитан — гражданин РФ. По информации, предоставленной консульским агентством Украины в Батуми, на борту судна находится груз зерна, предназначенного для Армении. Власти Грузии предъявили экипажу сухогруза обвинение в нарушении правил судоходства в грузинских территориальных водах, и дело подлежало рассмотрению в суде. В случае доказательства вины сухогруз подлежал конфискации или выплате судовладельцем крупного денежного штрафа.

Украинские эксперты, в том числе силовых структур и Главного научно-экспертного управления ВР внимательно изучили и озвучили свое видение проекта упомянутого закона. Принципиально не отрицая необходимость оперативного применения ВСУ за рубежом, они посчитали предложенный законодательный механизм данной идеи неприемлемым.

В частности, в законопроекте предусмотрено, что «решение об оперативном использовании формирований Вооруженных Сил Украины за пределами территории Украины принимается Президентом Украины на основании соответствующего Постановления Верховной Рады Украины»

Вместе с тем отмеченное законодательное предложение противоречит п. 23 ст. 85 Конституции Украины, где предусмотрено, что ВР должна одобрять решение о предоставлении военной помощи другим государствам и о направлении подразделений ВС в другие государства. Аналогичный порядок предусмотрен для участия ВС в международных миротворческих операциях и антитеррористических действиях законом «О демократическом гражданском контроле над Военной организацией и правоохранительными органами государства». Таким образом, сначала должно быть принято решение Президента Украины об использовании ВС, а лишь потом — его одобрение Радой. Этот путь долгий, и когда поджимает время, мы можем не успеть прореагировать на угрозы военной силой. Поэтому на законодательном уровне следует определить новый механизм действий президента в кризисных ситуациях.

Также, как отметили эксперты, законопроект создает коллизию с законами «О порядке направления подразделений Вооруженных Сил Украины в другие государства», «Об участии Украины в международных миротворческих операциях», «О демократическом гражданском контроле над Военной организацией и правоохранительными органами государства». Игнорировать их со ссылкой на необходимость «оперативного применения Вооруженных Сил Украины» неправильно. Ведь даже при «оперативном применении ВС Украины за пределами территории Украины» они почти всегда должны находиться на территории других государств или пересекать территории последних. Как и борьба с пиратством, которая происходит под надзором международных институций и не исключает необходимость соблюдения международных и национальных правовых норм. Это действительно законодательная проблема. В частности, Евросоюз решил продлить до конца 2010 г. мандат операции «Аталанта», направленной на борьбу с пиратами около берегов Сомали. СовБез ООН 16 декабря 2009 г. принял резолюцию 1816, которая санкционирует применение силы против пиратов и их сторонников не только на море, но и на территории Сомали, а также в воздушном пространстве этой страны.

Специалисты предложили отклонить законопроект по результатам его рассмотрения в первом чтении. Что означает одно — крайне необходимая для государства идея повторила путь многих таких же необходимых и полезных проектов.

Законотворческая импотенция?

Что же на самом деле упущено и скрыто за критикой экспертов? Непонимание того, что интересы и безопасность гражданина и государства должны доминировать в тех случаях, когда не могут действовать нормы права? Или это была обычная правовая импотенция как государства, так и некоторых представителей власти?

А сможет ли наш парламент в рамках действующего законодательства оперативно собраться и поддержать решение президента по применению силы в случае кризисной ситуации? К сожалению, все хорошо знают субъективный фактор качества работы наших законотворцев. Они демонстрируют оперативность и единство только тогда, когда непосредственно затрагиваются персональные бизнес-политические интересы членов парламента.

Хотя также очень досадно, что в нашем случае повод для критики и рекомендации отклонить законопроект дал Анатолий Гриценко и его соавторы. Во всяком случае Анатолий Степанович всегда имел репутацию профессионала. И жаль вдвойне, что из-за нормотворческих разногласий и ошибок идея законодательного регулирования защиты наших соотечественников за рубежом опять отложена на неопределенный срок.

Суть отмеченных выше изменений и дополнений должна заключаться в следующем: в случае возникновения угроз жизни и здоровью граждан, а также объектам собственности Украины за рубежом, предоставить право президенту лично принимать решение по их защите, в т. ч. путем силового предупреждения и прекращения противоправных действий с последующим информированием ВР. С целью неразглашения сведений о мероприятиях по защите жизни и здоровья граждан, а также объектов собственности Украины за рубежом соответствующее решение президента может приниматься в виде закрытого указа.

Технические аспекты

В середине 90-х гг. коллективом киевского завода «Арсенал» разработана оптическая навигационная система «Лоцман». Изначально она была призвана облегчить работу судоводителей в условиях сложной навигационной обстановки. Сегодня на базе этой системы предлагается оригинальное решение проблемы борьбы с пиратством в Мировом океане. Один из вариантов заключается в установке вдоль бортов съемных (переносных) многозарядных автоматических бортовых метательных установок, выстреливающих контейнеры, снаряженные липкими сетями-накидками, либо пенообволакивающими веществами, либо ослепляющими ловушками.

Эти установки, снабженные сервоприводами, включены в автоматизированную систему защиты судна. Наряду с традиционными каналами наблюдения/измерения включены дневное/ночное телевидение, радиолокация, а также некоторые перспективные средства обнаружения малых надводных и низколетящих целей, например, типа мультиспектрального сканера. При этом с учетом имеющегося задела на завершение разработки промышленники просят год-полтора рабочего времени и денег (а это примерно в два раза меньше выкупа, заплаченного пиратам за «Фаину»).

http://2000.net.ua