Сменят ли начальника Николаевского порта?

2010-08-06 13:57:44

30 июля должна была закончиться внеплановая проверка Контрольно-ревизионного управления в Николаевском морском торговом порту, инициатором которой выступило Министерство транспорта и связи Украины. 29 июля Министр транспорта и связи К.Ефименко внес поправки в свой изданный ранее приказ, которым время работы комиссии увеличено до 70 календарных дней – до 30 августа 2010 года.



Очевидно, за месяц работы комиссия не нашла нарушений, достаточных для разрыва контракта с начальником порта В.Капацыной.

Стоит отметить, что на многих предприятиях отрасли (Херсонский порт, Ильичевский порт, Бердянский порт) смена начальников произошла «по собственному желанию».  Похоже, что руководители портов опрометчиво поверили Министру, предоставив ему гарантии своего «примерного поведения», подписав соответствующие документы. Смена начальников портов происходила достаточно быстро, без конфликтов и сопротивления. С Николаевским торговым портом ситуация противоположная.

То, что Министр К.Ефименко хочет сменить начальника в Николаевском порту не вызывает сомнений, достаточно вспомнить про несколько неудачных попыток назначить в порт нового начальника, которые коллектив предприятия называет не иначе как попытками рейдерского захвата, и все ту же работу комиссии КРУ, которая должна была найти нарушения в работе начальника порта.

Во время поездки на прошлой неделе в Дунайский регион Министр К.Ефименко, опережая выводы комиссии КРУ, заявил, что «к сегодняшнему дню уже обнаружен ряд злоупотреблений в НМТП, и самое главное из них – нарушение этики ведения бизнеса». Вслед за этим заявлением и последовало решение о продлении работы комиссии еще на 30 дней. Возможно, состав комиссии будет пополнен специалистами по этике.

Примечательно, что начальник Николаевского морского торгового порта никаких заявлений не делает, хотя поводы есть, например, продление проверки КРУ до 70 дней, что является нарушением статьи 11 Закона Украины «Про государственную контрольно-ревизионную службу в Украине»:

«Длительность плановой выездной ревизии не должна превышать 30 рабочих дней.
Длительность внеплановой выездной ревизии не должна превышать 15 рабочих дней.
Продление сроков проведения плановой или внеплановой выездной ревизии возможно только по решению суда на срок, который не превышает 15 рабочих дней для плановой выездной ревизии и 5 рабочих дней для внеплановой выездной ревизии».

Молчание В.Капацыны – это уверенность в собственных силах или недооценка ситуации?  Как бы там ни было, но по состоянию на сегодня, Минтранс не снял начальников только двух крупных портов – Николаевского и Одесского.

Все вышеизложенное дает нам основание предположить, что никаких заявлений «по собственному желанию» В.Капацына не подписывал и, похоже, не собирается, а  без результативная ревизия КРУ говорит о том, что теневые схемы в порту отсутствуют.
Это означает, что задача Минтранса – сменить начальника Николаевского порта – усложняется, по крайней мере, первый раунд Минтранс проиграл.

В чем же секрет стойкости В.Капацыны?

Вероятно, он уверен в правильности и законности своих управленческих действий, уверен, что на предприятии все в порядке. И дело не только в личном профессионализме, но и в профессионализме команды, с которой работает В.Капацына.

Не секрет, что В.Капацына кроме профильного образования (Харьковский
институт инженеров железнодорожного транспорта, Одесский институт
инженеров морского флота) закончил Высшую школу КГБ. Не менее
профессиональны и его заместители: первый заместитель С.Колтыпин –
профессионал в вопросах эксплуатации высшей пробы, А.Новохатский, курирующий
юридические вопросы и вопросы безопасности, сослуживец В.Капацыны по
КГБ-СБУ и однокашник по Высшей школе КГБ, обеспечивающий надежную юридическую защиту предприятия и другие. Все заместители Капацыны имеют профильное
образование и значительный стаж работы по специальности.

Это характеризует В.Капацыну не только  как руководителя,  умеющего
сплотить вокруг себя сильных и преданных людей, но и как человека
достаточно аккуратного в вопросах ведения хозяйственной деятельности. На
этом фоне один из кандидатов на должность начальника Николаевского
порта с неясным профессиональным образованием выглядит смехотворно.

За время работы в порту В.Капацыной реализовано и реализуется несколько достаточно крупных инвестиционных проектов. Напомним, в 2009 году было введено в эксплуатацию два перегрузочных комплекса, а в 2010 году планируется введение в эксплуатацию перегрузочного комплекса генеральных и навалочных грузов на причалах №1-2 (ООО «Дунайская судоходно-стивидорная компания», которая входит в холдинг «Метинвест») и комплекс по перегрузке масла и патоки с технологическим трубопроводом через причал №3 (Инвестор ООО «Эвэри»).

В ближайшее время заканчиваются строительные работы на универсальном комплексе по перегрузке зерновых грузов в тылу причалов №13-14. Инвестор компания «Химтранс-Украина». Стоимость комплекса – 160 млн. грн. Ожидаемая мощность – 3 млн.тонн зерновых грузов в год, 180 рабочих мест.

Хотя в 2008 году порт потерял транзит калийных удобрений из Белоруссии («Гринтур-Экс»), скорость, с которой В.Капацына привлек нового инвестора и переориентировал портовые мощности на перевалку зерновых, в то время как остальные порты не заявляют о новых инвестпроектах и рапортуют о снижении грузопереработки, вызывает уважение.

Только те проекты, которые реализуются в 2010 году, позволят Николаевскому морскому торговому порту увеличить грузопереработку почти на 7 млн.тонн грузов, т.е. портовые мощности увеличатся в 2 раза. Кроме создания 390 новых рабочих мест, что также даст значительное увеличение налоговых отчислений.

В Николаевском порту при В.Капацыне реализуются крупные проекты. Эффективность и успешность В.Капацыны практически беспрецедентна не только для Николаевского порта, но и для всей портовой отрасли Украины, поэтому он пользуется поддержкой крупного бизнеса, который стоит за этими проектами.

Практические инициативы начальника Николаевского порта поддерживаются и губернатором Николаевской области, Н.Кругловым, о чем губернатор неоднократно заявлял публично. Николай Круглов не допустил смены руководства НМТП путем  рейдерского захвата предприятия, очевидно, признавая его личный вклад в развитие порта и экономики региона. Не следует сбрасывать со счетов и то, что коллектив порта на Президентских выборах поддержал Партию регионов.
Вряд ли «бело-голубой» губернатор поддержит кадровые перестановки в Николаевском порту накануне выборов по инициативе министра «литвиновца», если не будет грубых нарушений в работе предприятия.

К поддержке бизнеса и власти следует добавить и поддержку коллектива морского порта, всех стивидорных компаний, единого профсоюза предприятия и тысячной ветеранской организации.

К уязвимым сторонам В.Капацыны следует отнести, прежде всего, конфликт, который разгорелся между капитанией НМТП и ООО «Нибулон» по поводу захода в акваторию судна класса панамакс «Preventer». Позиция капитана порта и Минтранса вступила в противоречие с бизнес-интересами ООО «Нибулон», и хотя сам В.Капацына в этом конфликте сторона прямо не заинтересованная, его участие нельзя отрицать. Для А.Вадатурского именно В.Капацына стал тем объектом, устранение которого могло бы изменить политику капитана порта в отношении акватории Николаевского порта. Хотя в последнее время PR война между НМТП и ООО «Нибулон» поутихла, это не значит, что война совсем не ведется. Если же сравнивать возможности в ведении подобных войн частной компании и государственного предприятия, то перевес явно на стороне частной компании.

Наверное, самая слабая сторона начальника Николаевского порта – нежелание вести информационные войны. С одной стороны, это можно объяснить нежеланием тратить на это государственные средства, с другой, уверенностью в своей правоте. А ведь не секрет, что успешность В.Капацыны как привлекает к нему сторонников, так и создает врагов. И политика молчания в информационных войнах очень часто является ошибочной. Для примера, информационная война с «Нибулоном» была, фактически, проиграна. Да и сейчас вряд ли будут комментироваться незаконные действия министра по продлению сроков проверки КРУ или его нелицеприятные заявления во время поездки в Дунайский регион.

Сможет ли К.Ефименко сменить начальника Николаевского порта? С какой целью и кого Минтранс хочет поставить на предприятие? Ответы на эти вопросы, вероятно, будут известны уже в сентябре, когда комиссия КРУ в очередной раз закончит работу.

Как бы там ни было, но сегодня начальник Николаевского морского торгового порта В.Капацына, фактически, возглавляет «рейтинг стойкости» «Морских бизнес-новостей Украины».

Петр Пикидаев