2010-07-29 11:26:21
Еще двадцать лет назад речным транспортом по главным рекам Республики Молдовы – Днестру и Пруту перевозилось более трех миллионов тонн различных грузов в год (строительные материалы, контейнеры, пиломатериалы, уголь, лес, фрукты). С развалом Советского Союза объемы перевозок сократились в сотни раз, большинство судов либо исчезло, либо было варварски уничтожено и сдано в металлолом.
Организации, Дунайской Комиссии. Правительство Республики Молдова
признало десять ведущих мировых классификационных обществ, которые могут
проводить техническое освидетельствование судов под флагом Республики
Молдова. Ратифицировано более 15 конвенций, регламентирующих
деятельность водного транспорта, в том числе Конвенция ООН по морскому
праву. И на основании этого у Молдовы появились здоровые амбиции
морской страны.
В это время назрела необходимость, и было создано
Публичное Управление "Служба капитана порта Джурджулешть", и, как
следствие, начата открытая регистрация морских судов под флагом
Республики Молдовы. Параллельно проводились меры по завершению
строительства нефтяного терминала (начатого и брошенного на произвол
судьбы в 1997 году). Был построен Морской пассажирский порт. Впервые
граждане Республики Молдова смогли выезжать за пределы страны водным
транспортом, при этом не платить за транзитные визы и не стоять часами
на таможенных проверках.
Для речного транспорта было разработано Соглашение между
Правительством Республики Молдова и Правительством Румынии о
судоходстве по внутренним водным путям. Аналогичное Соглашение было
подготовлено и с Кабинетом министров Украины. Началась работа по
восстановлению заброшенных и затопленных судов, восстановлена
деятельность грузового портового комплекса Варница. Речной порт Унгены
три года подряд удостаивался награды "Лучший налогоплательщик". Бывшие
речники начали возвращаться на предприятия, где стали возрождаться
коллективы. Таким образом, отрасль речного транспорта начала работать на
благо страны.
Увы, счастье было недолгим.
К власти пришли новые-старые люди, которым не нужны
специалисты. В область водного транспорта ворвались случайные люди,
которые, не смотря на возраст, до сих пор мечтают о море, но ни дня не
проработали на судне (рабочего диплома так и не получили), например –
Игорь Захария, занимающий должность Начальника отдела водного
транспорта. А вот другой потрясающий пример. Должность Капитана порта
Джурджулешть, по фальшивому диплому, получил Пётр Кодряну.
К сказанному можно добавить, что в Положении о
Публичном Управлении "Служба капитана порта Джурджулешть" сказано, что
каждый работник может выходить в море в составе экипажа для
совершенствования своего профессионального мастерства. Однако ни один
сотрудник Публичного Управления "Служба капитана порта Джурджулешть" за
время работы не воспользовался этим правом.
Эти люди деятельность водного транспорта подвели под
личный бизнес и высокими темпами уничтожают отрасль.
Открытая регистрация морских судов под флагом Республики
Молдовы закрылась, суда уходят под другие, выгодные флаги.
Сегодня ни одно пассажирское судно не отходит от причала
пассажирского порта и граждане Республики Молдовы не могут выезжать за
пределы страны водным транспортом, не платя за транзитные визы.
Работа Морского порта Джурджулешть остановилась. А
руководители страны, отраслевого министерства всего этого не видят или
не хотят видеть.
Анатолий ЛАБУНЕЦ,
эксперт в области водного транспорта
http://www.nm.md/