2010-07-29 09:25:43
Украинский Кабмин решил всерьез заняться румынским направлением – в конце июня в силовом блоке Кабмина прошли консультации по данному вопросу. Сначала с послом Украины в Румынии, а потом и с представителями министерств и комитетов.
То есть, украинская сторона готовится к активным
действиям в румынско-украинских отношениях, которые в последние годы
напоминают корабль попавший в шторм. То руководители стран готовы
обниматься и называть друг друга друзями, то представители двух стран
произносят в международных судах обвинения в адрес соседа. Причём, любые
дружественные инициативы Украины либо виснут в воздухе, либо сразу
наталкиваются на непонимание с румынской стороны.
Теперь же
украинские госорганы не только будут вести соотвествующюю информационную
работу, но и даже силовики будут обязаны постоянко мониторить отношения
двух стран и при необходимости осуществлять контрдействия по
минимизации влияния румынской стороны. Похоже в украинской внешней
политике затачивают давно стертые зубы. Очень важно, кто возглавит этот
процесс.
К сожалению, предыстория такой украинско-румынской
«любви» имеет давние корни. Ещё в начале прошлого века Румыния проявляла
активный интерес к прилегающим территориям. В период Антанты, например,
ей удалось окупировать Бессарабию и аннексировать Трансильванию с
Буковиной, возвращённые СССР в 1940 году. Желание вернуть назад «под
своё крыло» эти земли, с Транснистрией включительно, были основным
лейтмотивом участия Румынии на стороне фашистской Германии во Второй
мировой войне.
Таким образом, имперские амбиции и желание стать
лидером в зоне Балкан и Черноморского бассейна уже много лет «бурлят» в
румынских недрах. А недавняя шумиха по поводу раздела сфер влияния
между Москвой и Киевом в Приднестровье стала своеобразным всплеском
интереса среди основных игроков в этом направлении. Особенно
«встревожили» нашего соседа Харьковские договорённости продлить
пребывание Черноморского флота России в Севастополе: «До 2042 года
Москва оставляет за собой право самого сильного в Черноморском бассейне.
С этой стороны мы сегодня наблюдаем возвращение Украины под влияние
Москвы. С другой стороны видим как влиятельная страна – Турция –
отвернула своё европейское лицо от Запада и, надев исламский хиджаб,
дружественно улыбается Ирану и Сирии. Уравнение энергетика=безопасность
серйозно усложняется, а Черноморский регион столкнулся с сильными и
очень холодными течениями с Востока», — писала в июне румынская
«Журналул национал».
Но не только геополитические трансформации
в Черноморском регионе интересуют Румынию. В последнее время,
неоднократно поднимался вопрос об исторической «справедливости»
воссоздания румынского влияния в Украине и в рамках проекта «Великой
Румынии», и в гуманитарном аспекте (выдача паспортов жителям
приграничной Буковины, Одесской обл., введение румынского языка в школах
и т.д.). Румынская сторона активно заинтересовывает жителей
приграничных регионов, расширяя зону воздействия за счет культурного
«соблазнения» национальных общин по другую сторону Дуная.
Подобные действия усиливаются и поддерживаются одним из основных игроков
в регионе не только в украинском направлении. Всё идёт к тому, по
словам В.Кулика, эксперта по данному вопросу и директора Центра
исследований проблем гражданского общества, что помимо существования
двух держав Молдовы и Румынии, «будет существовать культурное
пространство» из национальных общин вне границ Румынии, которые
объединены на карте «одним цветом» как носители традиций, языка,
культурных традиций и ревностно защищают свое культурно-информационное
пространство.
Правда, сценарий расширения влияния Румынии,
направленный на поглощение Молдовы в рамках восстановления
территориальной «справедливости» (всё тот же проект «Великая Румыния»),
рассматривается экспертами не более как очередной миф. В противном
случае – Кишинев становится вассалом Бухареста как в вопросах
экономики, энергетики, так и в вопросах внешних отношений. Такая
ситуация явно не имеет мотивационных моментов для нынешнего руководства
Молдовы, особенно его прокоммунистической части. Румыния же, вступив в
ЕС в 2007 году, фактически усилила свое присутствие в молдавском
направлении, «поощряя» процессы «румынизации» в Молдове, направленные на
ассимиляцию в состав Румынии.
С подачи Бухареста в направлении
Молдовы также происходит (как и в приграничных регионах Украины)
процесс активации «гуманитарной политики» – предоставления её жителям
широких квот – упрощение визового режима, выдача паспортов. Таким
образом, готовится перспектива вхождения Молдовы в состав Румынии:
—
с 2007 года паспортизировано около 600 тыс. жителей, еще около 1,5 млн.
подало заявления на получение румынских документов, с которыми граждане
Молдовы свободно могут передвигаться по Европе. Это больше чем половина
общего населения (3,4 млн. человек).
— Румыния способствует
европеизации Молдовы, и жителей Украины из румынских общин, контролируя
выдачу виз в Евросоюз, и тем самым, поднимая значимость румынских
паспортов, которые «котируются» в Европе. В то же время украинскому МЗС
некогда заниматься такими вопросами – его «лихорадит» от сокращений и
экономии. Но после вмешательства Кабмина возможно такой подход будет
пересмотрен.
Обозначенные системные дипломатические действия
Румынии могут повлечь значительные геополитические изменения и серьёзно
повлиять на расстановку сил в регионе.
В украинском
направлении политика Бухареста остается в прежней канве.
Румыно-украинские отношения претерпели незначительные изменения и,
поддерживая общие устремления на вступление Украины в ЕС, румынские
власти стремятся сделать нас заложниками укрепления принципов
добрососедства и партнерства. «Как свидетельствует практика, позиция
румынской стороны характеризуется, в большей степени, неприятием
усиления диалога на принципах паритетности и конструктивизма.
Властные структуры Румынии пытаются активно распространять своё влияние
на украинских румын, подключать их к «единому румынскому языковому,
культурному и информационному пространству», создавая, таким образом,
действенный инструмент внешней политики», — писала в 2009 году в журнале
«Форум наций» Татьяна
Пилипенко, директор Департамента по делам национальностей и
информационного обеспечения Госкомнацрелигий.
Искусственное
напряжение в двусторонних отношениях является частью стратегии
Бухареста, которой может противостоять именно Киев. Обостряя отношения с
Киевом, Бухарест старается замкнуть на себе роль регионального лидера в
Черноморском регионе, через который пролегают важные для Европы
энерготранспортные коридоры (особенно реальным такой вариант стал после
недавнего отказа Болгарии от пропуска через свою территорию
нефтекоридора «Южный поток»).
Конечно же, есть и позитивные
моменты в отношениях двух государств, которые очень ценит украинская
сторона. В рамках двусторонних отношений, за последнее время ощутимо
продвижение в направлении подписания соглашения о «малом приграничном
движении», возобновлении работы глубоководного судоходного хода «Дунай –
Черное море», поддержки сотрудничества по усовершенствованию
приграничной инфраструктуры, по вопросам прав национальных общин.
Всё, возможно, было бы и хорошо, да Бухарест пошел на педалирование
паритетности в отношении открытия консульств на территории компактного
проживания румын в Украине. Румынская сторона только подлила этим масло в
огонь, обусловив различные нарушения на местном уровне. Ведь согласно
официальным данным, в Украине проживает около 150 тыс. румын, а это лишь
0,3 % граждан. Повсеместно соблюдаются права украинских румын
(национально-культурные общества, учебные заведения, региональные
издания на румынском языке, сетка вещания на телевидении). В Украине
насчитывается 89 школ с румынской формой обучения, в то время как на
украинцев в Румынии приходится лишь одно учебное заведение: лицей им.
Тараса Шевченко.
Таким образом, интересы в отношении
отстаивания прав общин оказываются ассиметричными. Из Бухареста
проводится, на государственном уровне, целенаправленная политика
способствующая широкой образовательной программе в местах компактного
проживания этнических румын, внедрению языка и культуры в рамках
информационной кампании по развитию «всего румынского». Это делается,
подчас, нарушая исторически сложившиеся традиции и языковую палитру,
особенно в приграничных районах Буковины и Одесчины. Но среди молдаван
Украины ситуация тоже весьма неоднозначная: если жители Буковины
идентифицируют себя с нацменьшинствами и выступают за евроинтеграцию в
составе Румынии, то жители Одесской области не отождествляют себя с
представителями румынской национальности. Поэтому, в нынешних реалиях,
важно вынести вопрос мультикультурализма «за скобки», признав право
наций на культурное развитие не в ущерб собственным интересам.
Сорвался и мониторинг за соблюдением прав румынского меньшинства в
Украине и украинского меньшинства в Румынии, результатом котрого должны
были стать показатели более высокого соблюдения прав румын в Украине, а
это, сами понимаете, ни в коей мере не устраивало румынскую сторону…
К сожалению, украинская сторона практически самоустранилась от
поддержки украинцев в Румынии. Более того, до 2010 года некоторым СМИ
чиновники МИДа рекомендовали не критиковать румынские действия по
отношению к украинцам в Румынии, не ездить туда и не общаться с
украинцами в Румынии.
В то же время, с украинской стороны,
была предпринята попытка облегчить передвижение представителей
нацменьшинства в приграничных районах Украины и Румынии – подписать
договор о «малом приграничном движении». Но и тут Бухарест начал «свою
игру» с выдачей паспортов и «протаскиванием» украинских румын в Европу,
упрощая визовый режим, что позволит гражданам Буковины и Одесской
области спокойно передвигаться по Евросоюзу и забыть о шенгенских визах.
Этот процесс идет вопреки действующему законодательству Украины,
запрещающему двойное гражданство.
Поэтому в нынешних условиях
«узловыми» моментами являются:
— прекращение предоставления
гражданам Украины румынского гражданства и сдерживание попыток Бухареста
использовать румынское меньшинство в Украине как рычаг давления на
Киев.
— выравнивание «ассиметричных» прав украинцев в Румынии и
румын на территории Украины;
— защита и продвижение своих
экономических и приграничных интересов в дельте Дуная.
Учитывая
специфику данных предложений, логично было бы поручить взять под
контроль этот процесс с украинской стороны не столько дипломатам,
сколько представителям силовых структур. Вполне возможно даже силовому
вице-премьеру Владимиру Сивковичу.
Даже позиция румынской
стороны на дискредитацию международного проекта ГСХ «Дунай-Черное море»
является полускрытой игрой в отношении нарушения экологической
безопасности в регионе и давления на Украину при помощи привлечения
международных экологических организаций (имея, на самом деле, лишь
желание получить экономические выгоды). Это подтверждает и
представленное, совсем недавно, заключение Всеукраинской экологической
лиги – Румыния, заявляя о неблагоприятных для биосферного заповедника
действиях украинской стороны, сама проводила углубление своей части
судоходного канала, чем повлекла необратимые природные изменения.
Цивилизованные методы решения проблемы лежат также в контексте
привлечения европейской стороны. Привлечение специалистов от Европейской
комиссии для оценки трансграничного влияния хозяйственной деятельности
Румынии в бассейнах рек Дунай и Тиса может хоть как-то сдвинуть этот
вопрос с «мёртвой» точки.
Очень хочется, чтобы в ближайшее
время Украина начала твердое отстаивание собственных как политических,
так и экономических интересов в румынском направлении.