Как “поднимались” города — порты

2010-06-30 14:27:59

“Островки” мировой экономики на национальных территориях: сладкая мечта или горькая панацея, суровая реальность или бездонная “копилка”? Разговоры о “благоприятных зонах” в Крыму и Севастополе давно переросли в споры, которые пока так и заканчиваются словами. Есть, правда, и новое: к дискуссии все чаще подключаются представители ЕС, которые зачастили в АРК и город — герой с подобными заманчивыми предложениями. А почему бы и нет? Ведь для развития всего государства КМУ уже одобрил проект соглашения о зоне свободной торговли с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ).



БЛАГОприятные
СЭЗ

Разговоры о
"благоприятных зонах" в Крыму и Севастополе давно переросли в споры,
которые пока так и заканчиваются словами. Есть, правда, и новое: к дискуссии
все чаще подключаются представители ЕС, которые зачастили в АРК и город — герой
с подобными заманчивыми предложениями. А почему бы и нет? Ведь для развития
всего государства КМУ уже одобрил проект соглашения о зоне свободной торговли с
Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ), как сообщил министр
экономики Василий Цушко.

Почему бы и в
масштабах отдельно взятого региона—для его локального "поднятия"—не
использовать подобную "благоприятную зону" (свободной торговли,
приоритетного развития, спецэкономрежима и т.п. СЭЗ)?. По мнению председателя
Верховного Совета АРК Владимира Константинова, в автономии необходимо обсудить
вопрос о создании особого экономического режима наподобие оффшорной зоны, т.к.
Кипр перестает быть оффшором в связи со вступлением в ЕС. "Освобождается
большой объем капитала, который не любит светиться и ищет
применения",—подчеркнул спикер и отметил, что этот капитал "может
стать спасением" для Крыма. "Бытует мнение, что сейчас для этого есть
шанс, не везде такие шансы и не всегда. Для нас это—российский капитал, наш
украинский капитал. Если им там невыгодно, и мы им здесь создадим условия, где
можно спокойно хранить деньги, то они придут сюда, и здесь может стать
совершенно другая территория",—заявил глава ВС АРК. Чуть ранее и постпред
президента Украины в Крыму Сергей Куницын выразил мнение, что в Крыму можно
создать "элементы оффшора". Тем более, что географическое положение
"острова Крым" и бывшего "государства в государстве"—Севастополя—этому
очень даже способствует.

То есть вопрос
СЭЗ в нашем регионе вновь приобрел актуальность после ряда лет вялотекущих
деклараций. Почему? Давайте вспомним, что такое свободные экономические и
оффшорные зоны и какова их роль в экономике. Изначально появилось понятие
"свободный порт", под которым понималась территория порта,
предназначенная для беспошлинного складирования товаров на период поиска
покупателей для развития в первую очередь внутреннего рынка, а затем для
содействия выхода и на внешний рынок. Первый свободный порт возник в Генуе в 1595 г. В 1661 г. появляется подобный
порт в Венеции, а в 1669 г.—в
Марселе. В России: в Одессе (1817), Владивостоке (1862), Батуми (1878). В те
времена не было возможности разработать официальные нормативно — правовые
документы международного уровня. В настоящее время можно сослаться на конвенцию
Киото (май 1973 г.),
где было дано определение СЭЗ. Впоследствии товары, поступающие в такие зоны,
стали не только сортироваться, но и дообрабатываться для увеличения их
стоимости. И СЭЗ из пунктов сбора и распределения товаров стали центрами
доработки или даже производства товаров, имея при этом льготные условия
экспорта.Из нашей истории:

Попытка
установления в Одессе порто — франко (с итальянского—"свободный порт"
или "вольная гавань") была предпринята ещё в 1798 г. "иностранным
магистратом", хлопотал о нём и герцог Ришелье—губернатор Новороссии. Он
полностью подготовил почву для введения порто — франко. Но указ последовал лишь
16 апреля 1817 г.
при графе Ланжероне. Одесса получила на 30 лет право беспошлинного ввоза
заграничных товаров и продажи их на строго ограниченной территории, а вывозить
товары—уплачивая пошлину в таможне. Для открытия порто — франко необходимо было
выкопать вокруг города и порта, по всей черте, ров глубиной 2,1 м и шириной 2,8.
Соорудить вал перед рвом с установленными деревянными рогатками. Затем устроить
две таможни: на Пересыпи—Херсонскую, на Молдаванке—Тираспольскую. Стоимость
этих работ обошлась городу в 300000 рублей. С 15 августа 1819 г. порто — франко стало
действовать. В 1849 г.
порто — франко продлили на пять лет, затем ещё раз, а в 1859 г. его упразднили.
Режим беспошлинной торговли сразу сделал город одним из мировых торговых
центров. Фактически для всех негоциантов, торговавших с Российской империей,
Одесса стала единственным безальтернативным вариантом для ввоза и вывоза
товаров с южного направления.

С введением
порто — франко процесс торговли через Одессу стал выглядеть крайне просто.
Купец привозил свой товар, без таможенной волокиты сгружал его и продавал на
месте, будучи уверен в том, что товар его купят, так как в городе с введением
порто — франко количество предпринимателей выросло по меньшей мере в 10 раз.
После этого купец грузился российским товаром, как правило, хлебом, и отплывал.
Город при этом получал огромные возможности для своего развития. Покупая сырье
без пошлины, предприниматели, естественно, открывали в черте порто — франко и
заводы, перерабатывающие это сырье. А уже потом готовая продукция считалась
произведенной на территории России и так же без пошлин продавалась внутри
страны. Нередко произведенная из ввезенного сырья в одесской черте порто —
франко продукция вообще не выходила за пределы таможенных постов, сразу
отправляясь за границу.

Благодаря
этому Одесса стала одним из основных перевалочных торговых пунктов
средиземноморской и черноморской торговли. Огромное количество рабочих мест и
необычная дешевизна привлекали в Одессу массу представителей самых разных
профессий и слоёв общества. За первые пять лет порто — франко Одесса вышла на
третье место по торговым оборотам в империи, а затем и на второе, немного
уступая только Петербургу. Так что своим нынешним международным торговым
значением Одесса, бесспорно, обязана своему порто — франко, приостановление
которого затормозило её экономический рост. КАК ЗАМАНИВАЛИ ДЕНЬГИ?В 70 — 80 — е
годы СЭЗ привлекают внимание развивающихся стран как компромиссный вариант,
обеспечивающий им переход к экспорто ориентированному типу развития
производства и поступление иностранных капиталов, передовых технологий, но при
этом защищающий местных производителей от прямой конкуренции. Предприятия в
СЭЗ, занимающиеся переработкой местных сырьевых ресурсов, становятся достаточно
крупными и ориентируются на долгосрочную деятельность.

По
экономической мотивации создание зон можно разделить на предпринимательские
зоны и СЭЗ. Первые—инструмент региональной политики для стимулирования
деятельности слаборазвитых и депрессивных областей своей страны, создания в них
новых рабочих мест. Вторые—инструмент активизации экспорта, привлечения прямых
иностранных инвестиций и новых технологий на отдельные территории своей страны.
Концептуально и организационно все СЭЗ, действующие в совершенно непохожих друг
на друга странах, похожи: они сконцентрированы таким образом, чтобы служить "островками"
мирового рынка на национальной территории, приближающими иностранный капитал
прежде всего к такому малоподвижному ресурсу, как рабочая сила.

Для реализации
целевых установок по созданию СЭЗ применяется достаточно широкий набор льгот и
стимулов для инвесторов, который носит специфические оттенки в каждой зоне, но,
как правило, везде предусматривается:

—отмена полная
(частичная) таможенных пошлин на определенный срок;

—освобождение
полное (частичное) от налогов как федеральных, так и региональных; или
"налоговые каникулы" на определенный срок в зависимости от ряда
условий;

—свободный
перевод прибыли и капитала для иностранных инвесторов из зоны;

—отмена
налогов полная (частичная) на доход иностранного персонала, работающего в зоне;

—дебюрократизация
создания и управления предприятий в зоне;

—создание
специальных органов управления зоны, компетентных в области внешнеэкономической
деятельности;

—предоставление
льготных кредитов;

—предоставление
в аренду земли, помещений, различных услуг по льготным тарифам;

—наличие
необходимой инфраструктуры как для обеспечения функционирования деятельности в
зоне, так и для проживания.

Впрочем, для
ряда иностранных инвесторов льготные стимулы не имеют такого решающего
значения, т.к. предпочтение многие из них отдают политической и экономической
стабильности в принимающей стране, культуре уважения частной собственности,
традициям свободных международных соглашений и договоров. СЭЗ постоянно
возникают как в развитых странах, так и в развивающихся, т.е. независимо от
социально — экономического развития. ИНВЕСТОРОВ УГОВОРИЛИ, ДЕНЬГИ В СТРАНУ
(РЕГИОН) ПРИШЛИ. ЧТО ЭТО ДАЕТ? В развивающихся странах выделяется свободная
зона Колон в Панаме—втором в мире после Гонконга центре беспошлинной торговли.
Она образована в 1948 г.
на 38 га
бесхозных земель, потом ее площадь увеличилась до 750 га. В 1990 г. товарооборот там
достиг $5,8 млрд, тогда как весь остальной внешнеторговый оборот Панамы
составлял в то время не более 55% от этой суммы.

В конце 70 — х
годов в Китае отказались от волюнтаризма в управлении национальной экономикой,
админметоды управления были резко сокращены и заменены экономическими. СЭЗ создавались
в малоосвоенном приморском поясе страны и базировались на следующих основных
принципах:

—в каждой зоне
должен находиться и может быть создан крупный порт, обеспечивающий
самостоятельный выход СЭЗ на внешние рынки;

—зона должна
быть расположена максимально удобно по отношению к крупнейшим финансово —
экономическим мировым центрам данного региона, т.е. городам Японии, а также
Сингапуру и Гонконгу;

—зона должна
располагаться на относительно свободных территориях с невысокой плотностью
населения (под новые объекты промышленного строительства и размещения большого
числа новых работающих) и в наиболее развитых районах, имеющих достаточную
сырьевую и энергетическую базу и трудовые ресурсы.

Первая
свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10
лет Шэньчжэнь превратилась в современный город с населением в 2 млн человек, а
СЭЗ теперь включает 17500 предприятий с общим объемом инвестиций $22,4 млрд. К
началу 2002 г.
в Китае было уже шесть СЭЗ, более 30 государственных зон экономического и
технического развития и 14 свободных портов. Система льгот для инвесторов в
китайских СЭЗ довольно эффективна. Достаточно сказать, что подоходный налог с
предпринимателей составляет 15%, а внутри республики он равен 55%. В СЭЗ
производится фиксированная арендная плата за пользование производственными
площадями для предприятий с иностранным капиталом: $15 — 20 за кв. м в год.

Одна из первых
СЭЗ в Польше—свободная таможенная зона в Гданьском порту—создана в 1995 г. на перекрестке
традиционных мировых морских торговых путей. Там можно осуществлять такие виды
деятельности, как торговая, погрузоразгрузочная, складская, производство
готовых изделий, транспортные и экспедиторские услуги, и др. При этом
складируемые товары освобождаются от таможенных и налоговых оплат; возможны
реэкспорт, бессрочное складирование товаров. В Польше создано 16 СЭЗ, куда
вошли 76 инвесторов от малого бизнеса и крупных международных концернов,
которые принесли инвестиций на 3,9 млрд злотых и создали 12000 новых рабочих
мест.

С 1997 — го
бывшая советская республика Латвия имеет четыре СЭЗ, одна из
которых—Вентспилсский свободный порт, где компании могут работать без
ограничений относительно республиканского законодательства. Горсовет Вентспилса
и администрация порта выделили под реализацию различных промышленных проектов
территорию площадью более 1000
га
. Сейчас Вентспилс—один из самых динамично
развивающихся городов Латвии. Среди прочих на этой территории осуществляется
проект "Промышленный парк Вентспилс". Арендная плата за землю
составляет здесь в среднем 0,2 евро за кв. м в год (с учетом налога на
недвижимое имущество). Предприятия на территории свободного порта до 2017 г. имеют такие
преимущества: льготные ставки косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенная
пошлина) или "налоговые каникулы" по ним, льготы (до 80%) по прямым
налогам (налог на прибыль и на недвижимое имущество) в течение периода
окупаемости 50% от суммы инвестиций. Кроме того, статус предприятия СЭЗ
открывает возможность реэкспорта.

К концу XX в.
в мире насчитывалось около 2000 СЭЗ, суммарный внешнеторговый оборот которых
достиг почти $1,2 трлн, что составляло тогда более 10% мирового торгового
оборота. В СЕВАСТОПОЛЕ "ПРОЙДЕНО ДВЕ ТРЕТИ ПУТИ, НО КРЫМ, ПОХОЖЕ, В ГОНКЕ
К СЭЗ ВЫРЫВАЕТСЯ ВПЕРЕД…" Так специалисты оценивают объем уже
"пройденного" до начала реализации проекта о предоставлении
Севастополю особого экономического статуса. С 1992 г. было разработано
около двух десятков проектов, часть из которых прошла все стадии согласований с
центральной властью, но ни один не был реализован. Хотя практически никто не
спорил, что целесообразность создания СЭЗ в Севастополе обоснована и
географическим положением города, и его экономическими связями с десятками
стран мира. В городе существует и собственная ТПП, деятельность которой
тормозится только отсутствием законодательного подтверждения особого статуса
города — порта.

В ноябре
прошлого года в Севастополь поступила информация, что до середины 2010 г. нашему городу
Евросоюз якобы выделит 2 млн евро техпомощи на улучшение инвестиционной
привлекательности города в свете обсуждения законопроекта о СЭЗ
"Севастополь". В переговорах по привлечению этого финансирования
активную роль играл фонд "Севастополь". По мнению его директора Михаила
Юрлова, лучшим вариантом было бы объявление всего Севастополя специальной (или
свободной) экономической зоной как совокупности отдельно взятых
объектов—промышленных, транспортных, аграрных, туристических и т.д.,
действующих в режиме, который обеспечит приток капиталовложений—отечественных и
иностранных. И при этом вообще не затрагивать вопрос о воинских формированиях.

Но по —
прежнему негативным фактором остается "размытость" новой
стратегической концепции развития Севастополя, что ведет к
"добиванию" традиционных секторов городской экономики—его ВПК,
судоремонта и судостроения, приборостроения, рыболовной и морской транспортной
отраслей и др. Как отметил тогда же, в ноябре 2009 г., М. Юрлов в интервью
"Новому Севастополю", период характеризуется парадоксальной
ситуацией, когда возможности потенциально крупнейшего транспортного,
промышленного, научного, туристического и культурного центра не только Украины,
но и всего Черноморского региона используются едва на несколько процентов.
Севастополь существует не только без концепции развития, но и без
предусмотренного Конституцией Украины "Закона о Севастополе", в
условиях высокого уровня бюрократии и коррупции. Следует принимать во внимание
и конкуренцию со стороны государств Причерноморья, достаточно уверенно развивающих
свои портовые города, в т.ч. и путём создания СЭЗ и индустриальных зон (Турция,
Болгария, Румыния и даже Грузия!). В условиях жёстких требований современного
рынка это с каждым годом всё больше отбрасывает Севастополь к положению
третьестепенной провинции.

С тех пор, как
льготы в СЭЗ в Украине были отменены, велось много дискуссий касательно их
возобновления, а в связи с масштабными проектами реформ тема стала еще более
актуальной. Сторонники СЭЗ считают, что подобные зоны, являясь временными
проектами, могут использоваться для апробации реформ в области регуляторной
политики, налогообложения и облегчения ведения бизнеса в целом. А чтобы оценить
эффективность таких реформ, гораздо проще и менее рискованно проводить их на
небольшой территории, нежели менять законодательство всей страны. И для того
чтобы не проиграть в гонке за инвестициями, особенно в условиях финансового
кризиса, Украине придется — таки предлагать инвесторам спецусловия. Например,
для того, чтобы привлечь в страну конкретного стратегического инвестора,
создать СЭЗ специально под него. А это очень даже и скорее всего возможно в
Крыму и Севастополе.

Но пока в
Севастополе думают об этом, на рассмотрение Верховной Рады Украины скоро будут
вынесены законодательные акты, предусматривающие создание в Крыму особого,
благоприятного для прихода инвестиций экономического режима. Как сообщил
председатель Совмина АРК Василий Джарты на встрече с послом Норвегии в Украине
Берстадом Олавом: "Есть поручение президента создать все условия, чтобы
Крым развивался и мог успешно конкурировать с другими регионами
Причерноморья—Турцией, Краснодарским краем России. Сейчас создается
законодательная база, чтобы инвестор в Крыму чувствовал себя комфортно. Мы
хотели бы, чтобы особые условия для Крыма были учтены и в новом Налоговом
кодексе, который будет приниматься через 2 недели, и в специальном законе.
Думаю, через 2 — 3 недели будет принят закон, который создаст условия для
благоприятного инвестиционного климата в Крыму—это касается в том числе и
снижения налоговой нагрузки". По мнению главы автономии, Крым обладает
уникальными возможностями для быстрого экономического роста, поскольку
"здесь, на небольшой территории, сконцентрировались пять климатических
зон".

Добавим:
главное—не забывать, что чужие деньги любят тишину и очень не любят, когда их
часто беспокоят!

Сергей КОШКИН.
«Слава
Севастополя»