Полномочия местных органов власти по формированию и реализации морской политики – доклад С.Горчакова

2010-06-17 12:46:11

Нам с вами досталось непростое время перемен и, получается, что сегодня от каждого из нас будет зависеть то, каким путём будет дальше развиваться морская индустрия – сфера приложения наших сил, знаний и умений. Когда, время от времени, приходится вступать в дискуссии по поводу направлений реформирования морской индустрии нашей страны, я всегда задаю один и тот же вопрос. В Одессе этот вопрос звучит так: – «Где, по Вашему мнению, должно определяться морское будущее Одессы?». Признаюсь Вам, что до сих пор я не встречал плюрализма мнений. Мнение всех было единодушным – конечно, морское будущее Одессы должно определяться в Одессе! Мне даже как-то неудобно становилось после этого, поскольку вопрос казался «неадекватным» изначально.



Однако, как
только я задавал следующий вопрос: – «А где, по-вашему, должно определяться
морское будущее нашей страны?» – тональность ответов сразу менялась. Некоторых людей, которые ещё минуту назад
высказывали трезвые, прагматичные соображения, как будто кто-то подменял, и они
начинали с горячностью доказывать, что, дескать, политику должен определять
кто-то в Киеве.

Признаюсь, что
я не разделяю точку зрения, что морское будущее страны должно определяться
где-то в Киеве. Я придерживаюсь иной точки зрения, которая заключается в том,
что морское будущее страны это – совокупность видения морского будущего
всеми морскими городами нашей страны,
т.е. общинами морских городов, включая, конечно, морских профессионалов. И с
этой точки зрения, никто в Киеве не может определять, как будет развиваться
морская Украина и Одесса (или Феодосия, в том числе). Опять же, деградация
государственного управления, наблюдаемая с начала 21 века, является вызовом для
всех тех морских профессионалов, кто не хочет, чтобы его будущее зависело от
горстки некомпетентных чиновников. Именно поэтому общественной организацией
«Коллегия юристов морского права» пару лет назад был выдвинут лозунг «Морское
будущее страны – в руках морских городов!».

Я бы хотел
поделиться с Вами результатами исследований на тему полномочий местных органов
власти в выработке и реализации морской политики и то, как мы можем это
использовать для реализации наших профессиональных интересов.

Я покажу вам
юридически обоснованный алгоритм действий, благодаря которому морские
профессионалы могут получить контроль над формированием своего
профессионального будущего. Я расскажу, как следует действовать, если у вас
имеется своё мнение относительно будущего развития страны и профессии, не
совпадающее с мнением, навязываемым, например, Минтрансом.

Ключ такого
алгоритма действий лежит в сфере полномочий местных органов власти по
формированию кадровой политики и полномочий местных органов власти в
формировании и реализации государственной политики. Именно таково название темы
моего доклада.

Мы с вами,
коллеги, знаем, что основой любой политики является кадровая политика. «Кадры
решают всё» (с) и любые изменения могут произойти только в том случае, если
правильные люди будут назначены на руководящие должности с соответствующими
полномочиями.

Мы с вами, к
сожалению, пока не имеем влияния ни на кадровую политику Правительства, ни на
кадровую политику Минтранса. Наверное, никто не сможет с уверенностью сказать,
откуда берутся те или иные кандидатуры,
которых назначают на должности руководителей морских предприятий, органов
власти. Можно только догадываться о том, кто выдвигает и рекомендует таких
специалистов. К сожалению, в настоящем система подбора и расстановки
руководящих кадров в госсекторе морской индустрии страны, пока занимающем
главенствующие позиции, полностью непрозрачна, а государственный кадровый
резерв – не работает полностью. А раз так, то непонятны и цели, которые
ставятся перед такими назначенцами, неясны и их способности решать стоящие
перед индустрией проблемы. Конечно, мириться дальше с таким положением дел
нельзя и примеры прошлых лет как раз очень выпукло показали, что «левые»
назначенцы часто применяют доставшиеся им обширные полномочия в узкоклановых
интересах, прикрываясь, при этом, именем государства.

Аксиомой, то
есть тезисом, не требующим доказательств, является то, что любой руководитель
будет зависеть лишь от того, кто его назначил, кому он подотчётен и
подконтролен. И если морское профессиональное сообщество не участвовало в
выдвижении и назначении руководителя, если руководитель не подотчётен и
неподконтролен морскому сообществу, то
руководитель будет с лёгкостью игнорировать мнение этого самого
профессионального морского сообщества. Тем самым, перед профессиональным
морским сообществом стоит первая задача – получить доступ к механизму подбора и
расстановки кадров. Такая возможность имеется.

Дело в том,
что указ Президента Украины В.Януковича «О некоторых вопросах обеспечения
осуществления полномочий местными государственными администрациями» №542 от
16.04.2010 г. существенно укрепил полномочия председателей областных
государственных администраций в отношении кадровой политики на территориях
соответствующих областей. Теперь, согласно указу Президента, с председателем
облгосадминистрации должны быть согласованы не только вопросы назначения, но и
вопросы снятия с должности руководителей государственных предприятий
министерского подчинения. При этом, не только руководителей госпредприятий, но
также и региональных подразделений соответствующих ведомств. То есть, другими
словами, почти вся полнота кадровой политики на территории областей теперь
переходит в руки председателей облгосадминистраций. Я далёк от того, чтобы
идеализировать кого-либо. Наверняка, у председателей облгосадминистраций будут
свои личные предпочтения в кадровой политике на территории области. Но и
профессиональному морскому сообществу остаётся возможность для участия в
выдвижении кандидатов, на те или иные руководящие должности и этой вновь
представляющейся возможностью важно воспользоваться. Как это сделать?

Закон Украины
«Об управлении объектами государственной собственности» №185 от 21.09.2006 г.,
которым установлены полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению
имуществом государственных предприятий, переданных в их сферу управления. Хочу
напомнить тем, кто забыл или не знал, что согласно положениям этого закона
(ст.1), цель государственного управления госимуществом – удовлетворение
государственных и общественных потребностей. Поэтому, как я считаю, не зазорно
будет поинтересоваться у Министерства транспорта и связи Украины, какие
общественные потребности Министерство, как орган управления государственным
имуществом, намеревается удовлетворить, планируя, например, некие
преобразования в отношении имущества государственных предприятий, занимающихся
дноуглублением.

Впрочем, я
отвлёкся. Вернёмся к кадровой политике местных администраций.

Упомянутым
выше законом «Об управлении объектами государственной собственности»
предусмотрено заключение органом управления госимуществом контракта с
руководителем государственного предприятия, входящего в сферу его управления.
Орган управления, как мы все знаем, расположен в Киеве, а государственные
морские предприятия – в морских регионах. Сами органы управления госимуществом
этим законом уполномочены разрабатывать стратегию развития этих государственных
предприятий (свидетелями чему мы и являлись, например, в прошлом году, когда
Минтранс разрабатывал, а Кабмин утверждал стратегии развития государственных
морских портов).

Порядок
проведения конкурсного отбора руководителей государственных субъектов
хозяйствования утверждён постановлением Правительства № 777 от 03.09.2008 г.
Пунктом 10 этого порядка предусмотрено, что претендент лично подаёт на
рассмотрение конкурсной комиссии ведомства пакет документов, среди которых: –
«рекомендации и другие документы на его усмотрение;»

Требований к
форме рекомендации кандидату на назначение руководителями госпредприятий пока
не установлено.

То есть,
порядок назначения руководителей госпредприятий законодательством определён.
Полномочия председателей областных государственных администраций относительно
назначения руководителей госпредприятий, находящихся в соответствующих областях
заключаются в согласовании кандидатуры перед назначением и заключением
контракта (п.20 Порядка). Полномочий председателей облгосадминистраций
относительно снятия с должностей руководителей госпредприятий до недавнего
времени не было. Председатели облгосадминистраций в случае неудовлетворительной
работы того или иного руководителя госпредприятия должны были обращаться с
предложением о снятии – в Министерство. Соответственно, Министерство могло
освободить руководителя госпредприятия от должности, не спрашивая мнения председателя
облгосадминистрации, например, «за невыполнение условий контракта». Однако,
своим указом №542 от 16.04.2010 г. Президент Украины В.Янукович, изменил это
положение. И теперь возникает вопрос, а каков порядок снятия руководителя
госпредприятия с должности? Кто может инициировать такое снятие? Здесь я также
вижу возможности для участия профессионального морского сообщества в кадровой
политике на стороне председателей облгосадминистраций.

Полагаю, что
установления формы рекомендации для кандидата на должность руководителя
госпредприятия локальным нормативным актом – позволит реализовать положения
указа Президента Украины относительно повышения роли местных органов власти.
Если будет установлена форма такой обязательной рекомендации, то: во-первых, будет
исключена возможность участия в конкурсе на замещение должности руководителя
отраслевого госпредприятия лица, не
прошедшего предварительное обсуждение на уровне области. А во-вторых, появится
мотивированное основание для руководителя облгосадминистрации отказать в
согласовании кандидатуры руководителя, если всё же он примет участие в конкурсе
и одержит победу. Соответственно, отзыв рекомендации, по моему мнению, может
служить основанием для инициирования снятия руководителя с должности.

Кроме того, как
я думаю, во многом, интересы председателей областных государственных
администраций будут совпадать с интересами профессиональных общественных
организаций, поскольку в своей кадровой политике руководитель местной
администрации сможет опираться на широкую морскую общественность. Именно
поэтому, как я полагаю, сами председатели местных администраций будут
заинтересованы в разработке и применении механизма дачи рекомендаций на
назначение руководителей на должность и на снятие их с должности.

Но, как быть,
если председатель облгосадминистрации не захочет прислушиваться к мнению
профессионального морского сообщества? Могу ответить, что существует правовой
механизм, который обязывает председателя областной государственной
администрации прислушаться к мнению морской
общественности.

Здесь,
конечно, следует упомянуть положения Конституции Украины. Вот, смотрите, статья
38 Конституции: – «Граждане имеют право принимать участие в управлении
государственными делами,….» статья 69:- «Народное волеизъявление осуществляется
через выборы, референдум и иные формы непосредственной демократии».

Вот я и хочу
спросить, что мы с Вами знаем об этих «иных формах непосредственной
демократии»? Очень мало мы о них пока знаем! Да и, пожалуй, ничего не узнаем,
если не попробуем практиковаться в воплощении народной воли в «иных» формах. А
такие формы есть. По крайней мере, одна – точно.

В 2004 году
Кабинет Министров принял постановление «Некоторые вопросы, касающиеся
обеспечения участия общественности в формировании и реализации государственной
политики» №1378 от 15.10.2004 г., которым утверждён Порядок проведения
консультаций с общественностью по вопросам формирования и реализации
государственной политики, а также утверждено Типовое положение об Общественном
совете. Важным будет отметить вот что. В соответствии с п.14 указанного Порядка, объединения граждан могут
инициировать проведение консультаций с общественностью путём направления
соответствующих предложений Общественному совету или органу исполнительной
власти. В случае, когда такое предложение поступило не менее чем от трёх
легализованных в установленном порядке объединений граждан, деятельность
которых распространяется на соответствующую территорию, проведение консультаций
с общественностью – обязательно!

Итак, три
профессиональных морских общественных организации могут направить
соответствующее обращение на имя руководителя облгосадминистрации с
предложением выработать механизм привлечения профессиональной морской
общественности к реализации кадровой политики в госсекторе морской индустрии.
И, в соответствии с нормами законодательства, председатель облгосадминистрации
не имеет права отказать в проведении консультаций с общественностью по этой
теме. Постановлением Правительства чётко оговорен порядок таких консультаций. В
противном случае, бездействие председателя облгосадминистрации может быть
обжаловано в административном суде.

Думаю, однако,
что любой руководитель области будет только рад получить в своё распоряжение
нормально работающий инструмент кадровой политики, учитывающий интересы
большинства членов профессионального морского сообщества. А уж при проведении
общественных слушаний нетрудно выработать и утвердить форму обязательной
рекомендации от профессионального морского сообщества кандидату на замещение
вакантной должности в морском госсекторе нашей страны. Вот – первый правовой
механизм участия морского профессионального сообщества в кадровой политике,
используя полномочия местных органов власти.

Теперь давайте
рассмотрим правовой механизм формирования и реализации государственной морской
политики. Чиновники Министерства транспорта и связи любят рассказывать о том,
что, дескать, они формируют и реализуют государственную морскую политику. Да,
до недавнего времени, действительно, Минтранс имел подавляющее влияние на
формирование и реализацию морской политики нашего государства. Примеров тому –
множество. Более того, Минтранс постоянно предпринимал и предпринимает попытки
ограничения полномочий местных органов власти по формированию и реализации
морской политики. Так, можно отметить, что все законопроекты, разрабатывавшиеся
Минтрансом, содержали пункты, ограничивающие права местных органов власти
распоряжаться землями местной общины. Минтранс предлагал (и по прежнему
предлагает) передать земли водного фонда в государственную собственность, т.е.
вывести вопросы распоряжения землями водного фонда из сферы полномочий местных
органов власти, передав эти полномочия самому Министерству. Конечно, такие
предложения, по моему мнению, неконституционны, поскольку в Конституции
записано положение о том, что «материальной и финансовой основой местного
самоуправления является движимое и недвижимое имущество…, земля, … находящиеся
в собственности территориальных громад…» (ст.142). Таким образом, предложения
лишить местные органы власти права распоряжаться землями водного фонда лишают
местное самоуправление материальной и финансовой основы, что недопустимо уже в
силу ч.3 ст.22 Конституции, устанавливающей невозможность уменьшения
существующих прав и свобод. Это, кстати, иллюстрация к вопросу о том, где
должно формироваться морское будущее Одессы и Одесской области.

Предвыборная
программа кандидата в Президенты Украины В.Януковича называлась «Украина для
людей». В ней, в частности, были такие слова: – «Я сделаю всё для того, чтобы
органы самоуправления стали фундаментом народовластия, помощником в решении
повседневных проблем территориальных громад». При этом В.Янукович заявлял о
расширении полномочий местных советов и о передаче местным советам до 60%
сводного государственного бюджета. В.Янукович получил от народа Украины мандат
доверия и сейчас реализует положения своей предвыборной программы. Поэтому
сейчас, после избрания В.Януковича Президентом, появилась возможность
децентрализации власти и реального перераспределения полномочий между Центром и
регионам, и, в том числе, и в вопросах формирования и реализации
государственной морской политики.

И такой
правовой механизм также уже имеется!

Закон Украины
«О стимулировании развития регионов» № 2850 от 08.09.2005 г., которым
установлены цель и условие стимулирования развития регионов (ст.2) –
эффективное использование экономического, научного, трудового потенциала,
природных и иных ресурсов, а также особенностей регионов для достижения на этой
основе повышения уровня жизни людей, оптимальной специализации регионов в
производстве товаров и услуг.

Этим законом
предусмотрен механизм для стимулирования развития регионов. Во-первых, на
уровне Правительства утверждается Государственная стратегия регионального
развития. Во-вторых, на уровне областей утверждаются региональные программы
развития. Разрабатывают региональные программы развития – областные
администрации на основе положений Государственной стратегии регионального
развития с учётом, естественно, местных особенностей, а утверждают – областные
советы. Потом, на основе утверждённых региональных программ развития областными
администрациями разрабатываются проекты Соглашений о региональном развитии,
которые предусматривают разделение полномочий центральных и местных органов
власти и, что самое главное – финансирование согласованных мероприятий из
Государственного бюджета.

После
подписания Премьер-министром и председателем областной госадминистрации,
Соглашение о региональном развитии должно быть проголосовано Областным советом,
после чего оно официально регистрируется, публикуется и вступает в силу. В
соответствии с этим Соглашением, при планировании ежегодных проектов
Государственного бюджета отельной строкой предусматривается финансирование
мероприятий, утверждённых в Соглашении о региональном развитии! То есть, это –
реальный механизм финансирования будущих изменений. Без денег добрые изменения
не наступают, а если наступают, от не очень добрые.

Порядок
подготовки, заключения и выполнения Соглашений о региональном развитии, а также
проект Типового соглашения о региональном развитии утверждён постановлением
Правительства № 751 от 23.05.2007 г., т.е. три года назад. Так что, в общем,
многого выдумывать и не надо – бери типовой документ и верстай под свои задачи.
Координатором исполнения соглашений является Министерство экономики. Поэтому
проект такого Соглашения о региональном развитии должен быть направлен
областной администрацией в адрес Минэкономики. Далее Минэкономики обрабатывает
полученные документы, собирает мнения Минфина, Минрегионразвития (и других
министерств) и выносит рассмотрение вопроса вместе с выводами о
целесообразности заключения такого Соглашения о региональном развитии на
заседание Кабинета Министров Украины.

Основным
критерием целесообразности заключения такого Соглашения является соответствие
целей и приоритетов, указанных в проекте Соглашения, целям и приоритетам,
утверждённым Государственной стратегией регионального развития. Государственная
стратегия регионального развития на период до 2015 года утверждена
постановлением Кабинета Министров Украины № 1001 от 21.07.2006 г.

Там, в
частности имеются несколько важных тезисов, которые я бы хотел здесь привести
дословно.

«Государственная
региональная политика должна быть направлена на создание условий для повышения
конкурентоспособности регионов как основы их динамичного развития и устранения
значительных межрегиональных диспропорций.»

«Основной
целью государственной региональной политики Украины на современном этапе
развития является создание условий, которые дадут возможность регионам
полностью реализовать имеющийся потенциал, сделать максимальный вклад в
национальную экономику, получить конкурентные преимущества на внешнем рынке.»

«Государственная
региональная политика должна быть направлена, прежде всего, на решение таких
проблем:

-низкая
инфестиционная привлекательность региоанов и инновационная активность в них;

-неразвитая
производственная и социальная инфраструктура;

-возрастание
региоанльных диспропорций в сфере социально-экономического развития регионов;

-слабые
межрегиональные связи;

-нерациональное
использование человеческого потенциала.»

«Основными
инструментами государственной поддержки, которые используются в этом
направлении, являются:

-развитие
инфраструктуры поддержки предпринимательства – бирж, выставочных залов,
бизнес-инкубаторов, центров бизнеса, промышленных парков, создания условий для
содействия и активизации деятельности предприятий (включая малые и средние) на
определённой территории (оборудование территории, модернизация и построение производственных
помещений), объектов сферы услуг;»

«На протяжении
последних лет в стране осуществляется реформирование системы государственного
управления и местного самоуправления. Основной целью такого реформирования
должно стать создание децентрализованной модели организации власти.»

«Смену функций
местных государственных администраций – преобразование местных органов
исполнительной власти общей компетенции в контрольно-надзорные органы в
структуре исполнительной власти;»

«Законодательного
урегулирования требует вопрос стимулирования участия членов громады в
деятельности органов местного самоуправления, в частности повышение роли
общественных организаций в местном самоуправлении, а также разработки механизма
ответственности представителей органов местного самоуправления, сельских,
поселковых городских председателей перед
громадами, которые их выбрали.»

Как видно из
приведённых выше фрагментов Государственной стратегии регионального развития,
цели, провозглашённые в этой стратегии, совпадают с целью морского
профессионального сообщества формировать своё собственное будущее. Тем самым,
задача формирования государственной морской политики сводится до задачи
формирования программы регионального развития морских регионов и, последующего
заключения Соглашений о региональном развитии! Это очень важный вывод, который,
в целом, и выражается лозунгом «Морское будущее страны – в руках морских
городов!».

При этом, в
Государственной стратегии регионального развития Украины на период до 2015 года
для морских регионов уже предусмотрено развитие инфраструктуры морского
транспорта. Так, например, для Одессы имеются такие основные направления
регионального развития: создание и модернизация транспортной инфраструктуры,
развитие логистики; развитие морского хозяйства (транспортного, судоремонтного,
рыбопромыслового и т.д.) и машиностроения; развитие курортно-рекреационной
сферы; (а также некоторые другие).

Из-за развала
государственных пароходств в Украине и распродажи торговых, рыболовных, научных
судов, на рынке труда морских регионов без работы оказалось большое количество
морских специалистов, которым государство не может обеспечить гарантированное
Конституцией право на труд и которые сегодня вынуждены искать применение своих
знаний и трудовых навыков за границей. Этот факт можно назвать словом
«диспропорция»? Безусловно, можно. Поэтому цель региональной (морской) политики
в виде создания рабочих мест для специалистов морских профессий выглядит
наиболее значимой и которую никто не сможет подвергнуть сомнению.

Может
возникнуть вопрос: – А почему чиновники облгосадминистрации будут
прислушиваться к мнению членов профессионального морского сообщества по
вопросам формирования морской (региональной) политики?

29.07.2009 г.
Премьер-министр Украины издала распоряжение № 891-р «Об утверждении плана
мероприятий на 2010 год относительно реализации Государственной стратегии
регионального развития на период до 2015 года», в котором обязала все органы
исполнительной и местной власти в течение 2010 года готовить проекты Соглашений
о региональном развитии. Так что со
стороны морских профессионалов никого уговаривать не нужно – у чиновников
имеется прямое указание на этот счёт. Морские профессионалы могут только помочь
чиновникам правильно сформулировать текст такого Соглашения о региональном развитии.

Здесь,
пожалуй, следует упомянуть и другие законодательные акты, обеспечивающие
участие общественности в формировании и реализации государственной политики.

Указ
Президента Украины «Об обеспечении условий для более широкого участия
общественности в формировании и реализации государственной политики» № 854/2004
от 31.07.2004 г. установил (п.2), что
при Министерствах, местных администрациях должны быть созданы Советы для
«осуществления координации мер, связанных с обеспечением проведения консультаций
с общественностью по вопросам формирования и реализации государственной
политики, привлекая к работе в них представителей объединений граждан, органов
местного самоуправления и средств массовой информации».

Кроме того,
этим указом министерствам и областным администрациям предписывается (п. 3)
«активизировать работу комиссий, рабочих групп и других консультативных и
совещательных органов, созданных органами исполнительной власти, обеспечить
более широкое привлечение общественности к такой работе». То есть, как мы
видим, опять же, уговаривать никого не надо – у чиновников имеется прямое
указание Президента на этот счёт.

На выполнение
Указа Президента, Кабинет Министров принял постановление «Некоторые вопросы,
касающиеся обеспечения участия общественности в формировании и реализации
государственной политики» №1378 от 15.10.2004 г., которым утверждён Порядок
проведения консультаций с общественностью по вопросам формирования и реализации
государственной политики, а также утверждено Типовое положение об Общественном
совете (о котором я упоминал выше). Порядком проведения консультаций с
общественностью, в частности, предусмотрено (п.3), что такие консультации
«проводятся по вопросам, которые касаются общественно-экономического развития
государства и жизненных интересов широких слоёв населения. В обязательном
порядке проводятся консультации с общественностью относительно: проектов
нормативно-правовых актов, которые касаются прав, свобод и законных интересов
граждан;»

Кто-то слышал
о проведении общественных слушаний по поводу принятия Стратегии развития
морских портов Украины на период до 2015 года? Могу сказать, что никаких
консультаций с общественностью не было. Решение было подготовлено
заинтересованными лицами и принято в закрытом от общественности порядке.

Наша общественная
организация подавала административный иск в суд на отмену этой Стратегии именно
потому, что проект не прошёл общественной обсуждение. Суд первой инстанции иск
отклонил, сославшись на то, что, якобы, по мнению Минтранса, принятие этой
Стратегии Правительством никак не ущемляет наших прав, свобод и законных
интересов. Сейчас рассматривается наша апелляционная жалоба на решение суда
первой инстанции.

Кстати, могу
отметить, что 19.05.2010 г. объявлено общественное обсуждение проекта
Транспортной стратегии Украины на период до 2020 года. Приглашаю всех
ознакомиться с этим проектом, который можно скачать на сайте Минтранса.

Постановлением
№518 от 21.05.2009 г. Кабинет Министров Украины утвердил Положение о создании
местных и региональных отраслевых советов предпринимателей. Этим постановлением
предусмотрено создание таких отраслевых советов при областных державных
администрациях « с целью привлечения субъектов предпринимательской деятельности
к участию в формировании государственной политики в сфере предпринимательства,
внедрения прозрачного механизма их участия в подготовке проектов решений
органов исполнительной власти, которые касаются реализации государственной
регуляторной политики.» Члены коллегии таких отраслевых советов входят в состав
Общественных советов соответствующих министерств.

Итак, можно
подвести итог сказанному. Сегодня сложились такие условия, когда
профессиональное морское сообщество имеет правовые механизмы для того, чтобы
участвовать в формировании и реализации государственной морской политики. Такие
правовые механизмы доступны с учётом полномочий местных администраций
(облгосадминистраций), декларированного Президентом принципа децентрализации
системы власти и закона Украины «О стимулировании развития регионов».

Алгоритм
действий прост: – три профессиональные морские общественные организации ставят
перед руководителем облгосадминстрации вопросы участия морской общественности в
формировании и реализации кадровой политики в морском госсекторе страны и
вопросы включения морской проблематики в разрабатываемую Программу
регионального развития с последующим заключением Соглашения о региональном
развитии.

Какие могут
быть предложения для Программы регионального развития? Это – тема отдельной
дискуссии. Но могу отметить, что в мире уже есть соответствующие наработки;
можно хотя бы упомянуть принятую в ЕС модель взаимоотношений судовладельцев с
правительствами. С учётом декларируемого программно-целевого метода
формирования бюджета, потребуется разработка неких программ поддержки и
развития морского предпринимательства, проведения новых научных исследований и
внедрения их в практику. Сейчас, например, применяется термин «территория
приоритетного развития», на которой устанавливается льготный режим
налогообложения. Это территориальный подход к стимулированию
предпринимательской деятельности. Возможно, будет целесообразно предложить
отраслевой подход к стимулированию предпринимательской деятельности, когда
льготное налогообложение будет устанавливаться в зависимости от кодов
хозяйственной деятельности.

Так или иначе,
Президент Украины в своей программе задекларировал введение налоговых каникул
(до 5 лет) для малого и среднего бизнеса – надо использовать эту возможность и
предложить соответствующие разделы для проектов Программ регионального развития.

Сергей
Горчаков, вице-президент Коллегии юристов морского права

источник – газета "Морская правда"