Строительство СПГ-терминала в Украине экономически оправданно

2010-06-16 17:08:34

Об этом заявил гендиректор компании “Нафтогазбудінформатика” Леонид Униговский. Ранее сообщалось, что Кабмин в мае должен был рассмотреть предпроектные предложения по строительству терминала сжиженного газа на побережье Черного моря. Это было записано в распоряжении №992-р от 31 марта 2010 г. Первый пункт благополучно проигнорировали, перенеся его на неопределенное время. Хотя исполнители – Минтопэнерго и НАК”Нефтегаз Украины” – все необходимые документы подготовили вовремя.



Предпроектную
документацию по строительству
СПГ-терминала украинские специалисты
начали готовить еще в 2007 г. Фактически,
это пожелания Украины по объемам
импортируемого газа, месту расположения
терминала и регазификационной установки,
условиям поставок газа, потенциальным
участникам проекта, организационной
форме, источникам финансирования.

На
базе этого информационного материала
правительство должно подготовить
квалификационную и тендерную документацию
для потенциальных участников проекта.
Наши специалисты приложили список из
13 зарубежных компаний и концернов,
которые являются мировыми лидерами
реализации подобных проектов. Так что
выбирать есть из кого. Тем более Западная
Европа, имея 18 терминалов, в ближайшее
время введет еще не менее 10. Вовсю
начинает строить и Восточная Европа.

Кроме
того, Латвия, Эстония и Болгария проводят
предпроектные исследования. А Франция
уже огласила планы по строительству
четырех новых терминалов в период
2013-2015 гг. общей мощностью 33 млрд. кубов.


Украине строительство СПГ-терминала
экономически оправданно. Более того,
реального шанса осуществить диверсификацию
источников без поставок сжиженного
газа на ближайшее время нет!" – говорит
Леонид Униговский, гендиректор компании
"Нафтогазбудінформатика", специалисты
которой разрабатывали предпроектную
документацию.

Оптимальным
для Украины является терминал мощностью
10 млрд. кубов газа. Площадка для хранения
и регазификации занимает около 70 га."
Конечно, лучше всего строить терминал
рядом с регионом, потребляющим наибольшее
количество газа. Но, к сожалению, в районе
Мариуполя и рядом очень мелкое море,
туда не зайдут танкеры-метановозы,-
говорит Леонид Униговский.- Поэтому мы
изучали все побережье. А также учитывали
возможность безопасной и удобной врезки
системы в уже существующую ГТС".

Специалисты
"Нафтогазбудінформатики"
рассматривают прежде всего вариант
строительства терминала и регазификационного
комплекса непосредственно на суше,
возле портов. Для этого предлагаются
такие транспортные узлы, как Южный,
Очаков и Феодосия. Предварительные
оценки стоимости данных проектов
колеблются от $1,1 млрд. до $1,8 млрд. Можно
строить и так называемые оффшорные
терминалы, т.е. вынесенные непосредственно
в море, а оттуда по подводным трубам уже
подавать готовый газ в общую систему.
Их стоимость приблизительно $1 млрд., но
возможности подключения к ГТС надо
изучать более внимательно. Такие площадки
могут рассматриваться возле Усть-Дунайска,
Приморска, Ильичевска и Железного порта.

При
нынешней ситуации на рынке сжиженного
газа стоимость его транспортировки
составит $65 за 1 тыс. куб. м ($10 – сама
транспортировка в метановозе, $25 –
регазификация, $30 – возврат кредитов).
Сам сжиженный газ на спотовых рынках
стоит около $130. И в ближайшее время будет
дешевле трубного.

Кроме
того, позитивное решение о начале
строительства СПГ-терминала даст
возможность загрузить мощности наших
судостроительных заводов. Для перевозки
10 млрд. кубов необходимо четыре транспорта
объемом 120-140 тыс. куб. м.

Такие
суда может строить завод "Океан",
стоимость одного – $170-180 млн. А вот фрахт
– $35-55 тыс. в сутки.

Организационный
процесс и финансирование проекта может
осуществляться несколькими путями. Это
может быть чисто государственный проект,
как в Польше. Но тогда привлечение
кредитных ресурсов на мировых финансовых
рынках обойдется дороже. Это может быть
пул, куда государство привлечет
потенциальных потребителей, и они смогут
взять на себя часть финансового
обеспечения. Проектом уже интересовались
представители ПриватБанка,"Стирола",
"Смарт-Групп" , компаний Дмитрия
Фирташа и Константина Жеваго. Но, как
сказали нам в одной из структур на
условиях анонимности, пока Юрий Бойко
(министр ТЭК) официально не скажет, что
проект одобрен и запущен в реализацию,
говорить о нем серьезно не приходится.

Третий
вариант – привлечение в проект продавцов
газа. Предварительные переговоры о
продаже голубого топлива с Алжиром,
Ливией и Египтом были проведены еще в
2007 г., и эти страны проявили заинтересованность
в сотрудничестве.

Таким
образом, если Украина найдет с партнерами
общий язык, то решает сразу несколько
проблем. Во-первых, получает гарантированные
объемы газа, потому что уже сейчас 85%
СПГ продается по долгосрочным контрактам.
Во-вторых, получает быстрый проход судов
через Босфор. Ведь, как известно, Турция
периодически позволяет себе давление
на компании-перевозчики путем ограничения
движения в своих проливах. Но так как
основными производителями и продавцами
СПГ являются страны арабского мира, то
им будет легче договориться с мусульманской
Турцией. Правда, в обмен кое-кто из
производителей захочет получить часть
украинского рынка. Небольшую, но все
равно это дает повод задуматься.

Одновременно
специалисты отмечают, что средний срок
реализации описываемого проекта – 10
лет. Поскольку предпроектная документация
уже есть, то есть все шансы в 2010 г. перейти
на уровень подготовки ТЭО. Следовательно,
первый газ, приведенный по морю, загорится
в нашей стране в 2016 г., а к 2017 г. терминал
будет работать на всю проектную мощность.
К тому времени срок долгосрочных
контрактов с"Газпромом" уже будет
подходить к концу, и наличие СПГ-терминала
даст Украине серьезные козыри в
переговорах.

Однако
до сих пор новая власть ни словом не
обмолвилась о перспективах диверсификации
поставок газа через СПГ-терминал. А
навязчивые предложения России о
поглощении"Газпромом" "Нефтегаза
Украины" вообще не оставляют поля
для каких-либо самостоятельных решений.
К политическому давлению добавилось
еще и экономическое – на уровне частных
предприятий.

"Политические
перспективы реализации проекта по
строительству СПГ-терминала на
государственном уровне более чем
туманны. К тому же такой терминал гораздо
нужнее украинскому крупному бизнесу",-
говорит аналитик Центра им. Разумкова
Владимир Омельченко. "Но строительство
СПГ-терминала может состояться в том
случае, если у нас останется отечественный
бизнес, если Россия не скупит все наши
активы. Металлургия уже попала в сферу
ее интересов. Не исключено, что в ближайшее
время попадет и химия. И вот насколько
наш бизнес сумеет объединиться и
противостоять агрессии извне, таковы
и перспективы диверсификации источников
поставок газа",- подводит итог эксперт.

Экономические
известия