2010-06-14 17:21:42
Кабмин в мае должен был рассмотреть предпроектные предложения по строительству терминала сжиженного газа на побережье Черного моря. Это было записано в распоряжении №992-р от 31 марта 2010 года. Первый пункт благополучно проигнорировали, перенеся его на неопределенное время. Хотя исполнители – Минтопэнерго и НАК Нафтогаз Украины – все необходимые документы подготовили вовремя.
Предпроектную
документацию по строительству
СПГ-терминала украинские специалисты
начали готовить еще в 2007 году. Фактически,
это пожелания Украины по объемам
импортируемого газа, месту расположения
терминала и регазификационной установки,
условиям поставок газа, потенциальным
участникам проекта, организационной
форме, источникам финансирования.
На
базе этого информационного материала
правительство должно подготовить
квалификационную и тендерную документацию
для потенциальных участников проекта.
Наши специалисты приложили список из
13 зарубежных компаний и концернов,
которые являются мировыми лидерами
реализации подобных проектов. Так что
выбирать есть из кого. Тем более Западная
Европа, имея 18 терминалов, в ближайшее
время введет еще не менее 10. Вовсю
начинает строить и Восточная Европа,
отмечает издание.
Кроме
того, Латвия, Эстония и Болгария проводят
предпроектные исследования. А Франция
уже огласила планы по строительству
четырех новых терминалов в период
2013-2015 гг. общей мощностью 33 млрд. кубов.
"В
Украине строительство СПГ-терминала
экономически оправданно. Более того,
реального шанса осуществить диверсификацию
источников без поставок сжиженного
газа на ближайшее время нет!" – говорит
Леонид Униговский, гендиректор компании
Нафтогазбудінформатика, специалисты
которой разрабатывали предпроектную
документацию.
Как
пишет газета, оптимальным для Украины
является терминал мощностью 10 млрд.
кубов газа. Площадка для хранения и
регазификации занимает около 70 га.
"Конечно, лучше всего строить терминал
рядом с регионом, потребляющим наибольшее
количество газа. Но, к сожалению, в районе
Мариуполя и рядом очень мелкое море,
туда не зайдут танкеры-метановозы,-
говорит Леонид Униговский.- Поэтому мы
изучали все побережье. А также учитывали
возможность безопасной и удобной врезки
системы в уже существующую ГТС".
Специалисты
Нафтогазбудінформатики рассматривают
прежде всего вариант строительства
терминала и регазификационного комплекса
непосредственно на суше, возле портов.
Для этого предлагаются такие транспортные
узлы, как Южный, Очаков и Феодосия.
Предварительные оценки стоимости данных
проектов колеблются от $1,1 млрд. до $1,8
млрд. Можно строить и так называемые
оффшорные терминалы, т.е. вынесенные
непосредственно в море, а оттуда по
подводным трубам уже подавать готовый
газ в общую систему. Их стоимость
приблизительно $1 млрд., но возможности
подключения к ГТС надо изучать более
внимательно. Такие площадки могут
рассматриваться возле Усть-Дунайска,
Приморска, Ильичевска и Железного порта.
При
нынешней ситуации на рынке сжиженного
газа стоимость его транспортировки
составит $65 за 1 тыс. куб. м ($10 – сама
транспортировка в метановозе, $25 –
регазификация, $30 – возврат кредитов).
Сам сжиженный газ на спотовых рынках
стоит около $130. И в ближайшее время будет
дешевле трубного.
Кроме
того, позитивное решение о начале
строительства СПГ-терминала даст
возможность загрузить мощности наших
судостроительных заводов. Для перевозки
10 млрд. кубов необходимо четыре транспорта
объемом 120-140 тыс. куб. м.
Такие
суда может строить завод Океан, стоимость
одного – $170-180 млн. А вот фрахт – $35-55 тыс.
в сутки.
Организационный
процесс и финансирование проекта может
осуществляться несколькими путями. Это
может быть чисто государственный проект,
как в Польше. Но тогда привлечение
кредитных ресурсов на мировых финансовых
рынках обойдется дороже. Это может быть
пул, куда государство привлечет
потенциальных потребителей, и они смогут
взять на себя часть финансового
обеспечения. Проектом уже интересовались
представители ПриватБанка, Стирола,
Смарт-Групп, компаний Дмитрия Фирташа
и Константина Жеваго. Но, как сказали
нам в одной из структур на условиях
анонимности, пока Юрий Бойко (министр
ТЭК) официально не скажет, что проект
одобрен и запущен в реализацию, говорить
о нем серьезно не приходится.
Третий
вариант – привлечение в проект продавцов
газа. Предварительные переговоры о
продаже голубого топлива с Алжиром,
Ливией и Египтом были проведены еще в
2007 году, и эти страны проявили
заинтересованность в сотрудничестве.
Таким
образом, если Украина найдет с партнерами
общий язык, то решает сразу несколько
проблем. Во-первых, получает гарантированные
объемы газа, потому что уже сейчас 85%
СПГ продается по долгосрочным контрактам.
Во-вторых, получает быстрый проход судов
через Босфор. Ведь, как известно, Турция
периодически позволяет себе давление
на компании-перевозчики путем ограничения
движения в своих проливах. Но так как
основными производителями и продавцами
СПГ являются страны арабского мира, то
им будет легче договориться с мусульманской
Турцией. Правда, в обмен кое-кто из
производителей захочет получить часть
украинского рынка. Небольшую, но все
равно это дает повод задуматься.
Одновременно
специалисты отмечают, что средний срок
реализации описываемого проекта – 10
лет. Поскольку предпроектная документация
уже есть, то есть все шансы в 2010 году
перейти на уровень подготовки ТЭО.
Следовательно, первый газ, приведенный
по морю, загорится в нашей стране в 2016
году, а к 2017 году терминал будет работать
на всю проектную мощность. К тому времени
срок долгосрочных контрактов с Газпромом
уже будет подходить к концу, и наличие
СПГ-терминала даст Украине серьезные
козыри в переговорах.
Однако
до сих пор новая власть ни словом не
обмолвилась о перспективах диверсификации
поставок газа через СПГ-терминал. А
навязчивые предложения России о
поглощении Газпромом Нафтогаза Украины
вообще не оставляют поля для каких-либо
самостоятельных решений.
Экономические
известия