“Бориваж”: расширение терминала в 2 раза неизбежно – директор В. Федоров

2010-05-27 10:33:49

Зерноперевалочный терминал “Красивый Берег” (именно так в переводе с французского звучит слово “бориваж”) является одним из молодых предприятий, чье открытие состоялось 15 сентября 2009 года.



Такой юный
возраст не мешает активному развитию и грандиозным планам на ближайшее будущее.
Терминал активно наращивает мощности и расширяется, открывая новые направления.
О терминале, его работе и планах мы попросили рассказать исполнительного директора
терминала Федорова Виталия Кузьмича.

– Виталий Кузьмич, расскажите, пожалуйста,
о мощностях терминала и его деятельности?

– На
сегодняшний момент мы располагаем 20 емкостями, которые могут единовременно
хранить 126 тыс. тонн зерна. Терминал оборудован таким образом, что возможна
разгрузка как ж/д транспорта (600 т/ч), так и автомобильного (600 т/ч), но при
этом автомобильных станций две, и каждая оборудована тремя опрокидывателями.
Для большего удобства имеются автомобильные тензометрические платформенные
весы. На терминале работает сертифицированная лаборатория, где определяется
качество поступившего зерна, также пробоотбор происходит в процессе погрузки
зерна на судно, когда оно проходит через бункерные тензометрические весы.
Линейная скорость погрузки судна причальной погрузочной машиной составляет 1200
т/ч. Терминал располагает 280-метровым причалом, а если учитывать выносные
причальные буи, то длина составляет 320 м. Благодаря глубине причальной стенки в 15 м терминал способен
принимать суда всех типов, включая Capesize. Что касается варианта загрузки, то
суда грузятся по прямому варианту (вагон-конвейер-весы-судно) без снятия вагона
с осей. Само собой, терминал предоставляет услуги портового экспедирования и
таможенного оформления грузов.

Также на
терминале имеется возможность осуществить ряд услуг за дополнительную плату.
Т.е. по желанию клиента можно организовать раздельное хранение зерна, доочистку
(2 сепаратора): предварительная очистка (режим элеватора) – 200 т/ч. При
необходимости это может быть окончательная очистка (мельничная очистка) – 48
т/ч. Также клиенту предоставляется услуга сушки (2 зерносушилки): в зависимости
от культуры и влажности от 44 до 180 т/ч.

Немаловажной
является и возможность терминала одновременно принимать на перевалку до 4
различных по номенклатуре и классу культур.

– Терминал "Бориваж" – частное
предприятие. А как осуществляется сотрудничество между частной структурой и
государством? Какие плюсы и минусы?

– Да, в
принципе, слово "сотрудничество" неприменимо ко взаимоотношениям.
Несмотря на наши обращения относительно предоставления скидок по судозаходам,
ответ нами до сих пор не получен. В отличие от других портов (Одесса,
Ильичевск) ставка судозахода в порту Южный выше на 30-50%. Что касается
тарифной политики, государство занимается регуляторной политикой
самостоятельно, скидки частным предприятиям (по ж/д перевозкам или судозаходам)
не предоставляются, по крайней мере, так мы видим по нашему терминалу. В
отличие от частных компаний государственные имеют определенные преференции,
например, ГП "МТП "Южный" имеет скидку по судозаходам на
собственные причалы, а при заходе судна под однотипный груз на другие причалы
этого же Аджалыкского лимана скидка отсутствует. Для развития бизнеса не вижу
существенного отличия, разве что отсутствие государственной поддержки и
предоставление предпочтений государственным предприятиям.

– Сейчас самой наболевшей проблемой на
зерновом рынке является невозврат НДС. Как у вас обстоят дела в данном аспекте?
Насколько актуальна эта проблема для вас?

– Эта проблема
актуальна для всех участников зернового экспортного бизнеса. Так, при
отсутствии возмещения НДС уменьшается закупка зернотрейдерами, снижаются объемы
экспорта и, как следствие, уменьшаются объемы перевалки грузов.

– Какой Вы видите ценовую политику
следующего зернового сезона? Ваши прогнозы.

– Думаю, что
однозначно никто не сможет сказать о прогнозируемой политике на следующий год.
Могу сказать что, по моему мнению, цена на рынке не будет ниже, чем в текущем
маркетинговом году.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем
проекте контейнерной перевалки? Какие грузы планируется переваливать, какой
будет приблизительная мощность терминала, есть ли уже проект бюджета?

– Проектная
мощность терминала составляет 2 млн. тонн в год, фактически мы планируем на
2010-2011 гг. загрузку на полную проектную мощность. Степень загрузки терминала
будет зависеть от результата проведения договорной компании.

Терминал
изначально проектировался и строился как универсальный для перевалки всех видов
и типов зерновых, зернобобовых и масличных культур. В интересах клиентов
терминал оснащен оборудованием и инструментом, которые дают возможность
поддерживать и улучшать (сушка и очистка) качественные показатели практически
всех продовольственных культур.

Проекта
контейнерной перевалки нет и не планируется. В данный момент на предприятии
проектируется и будет запущенно в 2010 году стафирование контейнеров зерновыми
грузами с дальнейшей перевалкой через специализированные терминалы.

– Какова в данный момент мощность загрузки
терминала?

– Учитывая тот
факт, что терминал ООО "Бориваж" фактически был запущен в конце 2009
года, объем, перегруженный через производственные мощности предприятия, был на
среднем уровне и дал возможность отработать технологию, технологические схемы и
маршруты.

– Каковы перспективы перевалки зерна в
следующем сезоне?

– В случае
решения государством вопроса оперативности возврата НДС планируем за
маркетинговый год выйти на показатель около 2,5 млн. тонн.

– С какими проблемами сталкивается терминал
в повседневной работе?

– Проблем как
таковых нет. Существуют только рабочие моменты, которые решаются по мере их
поступления. В целом, все оборудование и все технологические маршруты обкатаны,
коллектив работает слаженно, взаимоотношения с госучреждениями и организациями
налажены.

– Как Вы оцениваете сотрудничество с
украинскими зерноперевалочными терминалами? Самый ближайший к вам – это ТИС.
Сотрудничаете ли вы с данным терминалом или насколько сильными конкурентами вы
являетесь?

– Прямого
сотрудничества как такового между терминалами, в том числе и с ТИСом, нет. Но,
учитывая месторасположение терминалов, возможна кооперация (через
зернотрейдеров) в дозагрузке судна, что уже не раз практиковалось нами, пример
тому – последнее судно после погрузки на терминале "Бориваж" было
пришвартовано на дозагрузку к причалу "Трансинвестсервиса".

– Насколько жестка и принципиальна ценовая
политика компании для существующих и потенциальных клиентов?

– Нет никакой
жесткой ценовой политики, существует единая ставка для всех клиентов, которая
может меняться только в зависимости от культуры и объема квоты.

В любом случае
мы делаем все возможное, чтобы клиент был доволен качеством оказанных услуг,
чтобы это было взаимовыгодно, и все усилия направляем на то, чтобы клиенту было
удобно работать через наш терминал.

– Виталий Кузьмич, планируете ли Вы
осваивать новые порты, я имею в виду открывать новые терминалы, но на
территории других портов?

– Нет, не
планируем. Зерновых терминалов в Украине достаточно. Мы находимся в процессе
развития данного терминала, проектируем второй этап развития, а именно –
увеличение емкостей единовременного хранения, как минимум, в 2 раза.

Ольга
Рамазанова, АПК-Информ