2010-04-21 14:08:01
20 апреля 2010 г. прошло заседание Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) по рассмотрению дела о злоупотреблении монопольным положением ГП “Морской торговый порт “Южный”. По выводам расследования АМКУ, порт «Южный» совершил нарушения в виде создания неравных условий деятельности для субъектов хозяйствования, предоставляющих грузовые услуги в пределах акватории порта.
Предыстория: ТИС подал заявление в АМКУ,
в котором обвинил ЮМТП в злоупотреблении
монопольным положением. Суть
злоупотребления, про мнению заявителя,
состояла в том, что начальник порта Ю.
Крук установил различный размер скидок
для причалов, находящихся в управлении
частной компании (0%) и в управлении
госпорта (50%), чем незаконно создал
конкурентное преимущество.
АМКУ
рассмотрел аргументы и признал
требования ТИСа обоснованными, обязал
порту устранить нарушение и уплатить
штраф 1 млн. грн. (хотя имел право назначить
сумму штрафа до 250 млн. грн.).
С
просьбой прокомментировать данное
событие ИА «Морские
бизнес-новости Украины»
обратились к директору контейнерного
терминала ТИС Андрею Кузьменко, чтобы
понять как это решение Антимонопольного
комитета отразится на деятельности
государственного предприятия «Морской
торговый порт Южный» и на отношениях
частных стивидоров с новым руководителем,
В.Н.Пархоменко.
МБНУ:
Андрей Михайлович, как вы расцениваете
решение АМКУ? Удовлетворяет ли формулировка
Ваши ожидания?
А.
Кузьменко: Мы рады сообщить, что
сегодня, Антимонопольный комитет вынес
решение по заявлению ТИС относительно
действий администрации порта Южный в
предоставлении скидок с портовых сборов
по судозаходам, осуществляющимся на
собственные причалы порта «Южный» и на
причалы частных операторов, работающих
в порту, в частности, принадлежащие
нашей компании.
Как
известно, прежняя администрация порта
«Южный» предоставляла судам, заходящим
на собственные причалы порта (№№1-8)
скидку в размере 50% с тарифов портовых
сборов, утвержденных постановлением
Кабмина, в то время как на судозаходы,
осуществлявшиеся на причалы, в частности,
ТИС (№№15-22), скидки не предоставлялись
вообще.
При
этом постановление Кабмина, регулирующее
вопросы применения тарифа, не
предусматривает возможности предоставления
или не предоставления скидки по принципу
номера причала или его принадлежности.
Это приводило к удорожанию перевалки
грузов через причалы частных операторов,
безосновательной дискриминации
грузовладельцев и потерям грузопотоков,
как внешнеэкономических, так и транзитных.
В
своем решении АМКУ квалифицировал такие
действия администрации порта как
злоупотребление монопольным положением
государственного регулятора и создание
неравных условий осуществления
предпринимательской деятельности в
транспортном узле. На основании этого,
Антимонопольный комитет Украины обязал
администрацию порта в 10-дневный срок
устранить допущенные нарушения и
обеспечить предоставление равных
условий хозяйствования всем субъектам
предпринимательской деятельности.
ТИС
с удовлетворением воспринял такое
решение АМКУ, поскольку всегда отстаивал
принципы справедливости и равенства.
Нам не важно, в каком именно размере
предоставляется скидка, но важно, чтобы
все субъекты портовой деятельности
находились в равных условиях – были
равны либо в скидках, либо в их отсутствии.
Ситуация, когда судозаходы на причалы
частных операторов были вдвое дороже,
чем к причалам государственного порта,
была неестественной экономически и
приводила к существенным потерям
грузопотоков, и в результате – потерям
самого государственного порта,
транспортного узла в целом и всего
государства. Особенно важно это решение
в преддверии запуска новейшего в Украине
контейнерного терминала.
Мы
приветствуем такое решение АМКУ и будем
рады продолжить наши инвестиции в
развитие транспортного узла порта
«Южный». Мы надеемся, что с приходом
нового руководства, порт Южный начнет
развиваться на основании европейских
и мировых стандартов сотрудничества
между частными и государственными
компаниями, на благо экономики Украины
в целом. Со своей стороны мы готовы
делами поддержать политику нового
руководства порта, отрасли и правительства
по привлечению новых инвестиций, развитию
инфраструктуры морехозяйственного
комплекса и развитию транзитных
возможностей нашей страны.
МБНУ:
Вы заявили, что "Нам не важно, в каком
именно размере предоставляется скидка,
но важно, чтобы все субъекты портовой
деятельности находились в равных
условиях – были равны либо в скидках,
либо в их отсутствии".
Поясните,
пожалуйста, какое все-таки развитие
ситуации видится Вам более желательным:
предоставление равных скидок всем,
полное отсутствие скидок или наличие,
но в разных размерах?
А. Кузьменко:
Скидки нужны. И, безусловно, скидки
должны быть в равных размерах – либо
0%, либо 50%. Но скидки должны быть одинаковыми
нам, порту и всем прочим.
А экс-начальник
ЮМТП Ю.Крук в свое время придумывал и
другие варианты – 30% скидка и т.д.
С нами эти
вопросы обсуждались исключительно с
позиции силы: «начальник порта решает
сам». Никакие аргументы и ссылки на
законодательство на бывшее руководство
не действовали.
МБНУ:
Недавно на ЮМТП сменилось руководство.
И штраф в 10% годового оборота, о котором
говорится в сообщении АМКУ, должно
выплатить госпредприятие под руководством
нового начальника В.Пархоменко, а не
экс-начальник Ю.Крук лично.
Не
будет ли это ударом для предприятия и
не ухудшит ли Ваших отношений с новым
начальником порта?
А.
Кузьменко: Во-первых, я не встречал еще ссылок на штраф в размере 10% оборота, пока в СМИ
фигурирует только размер штрафа в 1 миллион гривен. Если говорить теоретически,
то я крайне сомневаюсь, что кто-то заставит государственный порт заплатить 10%
оборота, даже если это будет обоснованно. Что касается упоминавшегося
миллиона, то доход порта в прошлом году составил 2,552 миллиарда гривен,
прибыль – 560 миллионов, поэтому 1 миллион штрафа (если он и будет
заплачен, а не обжалован), это весьма скромная сумма – 0,17% от прибыли.
Достаточно
сказать, что фактическая разница в
сборах на 1 судне могла доходить до
100-150 тысяч долларов, а это уже больше,
чем один жалкий миллион.
Это
точно не удар для такого предприятия –
контрагенты ТИСа и порта за 2 года
отсутствия скидок потеряли десятки
миллионов долларов, что легко посчитать.
Кроме
того, нужно учесть, что это уже второе
решение АМКУ по этому вопросу не в пользу
порта – штраф в 34 тыс. грн. на порт под
прежним руководством уже был наложен,
но тогда порт никак свою позицию не
изменил. Что же остается делать АМКУ?
Что
касается старого начальника, то никто
не мешает новому подать на него в суд в
рамках гражданского делопроизводства
и истребовать сумму штрафа.
Мы
ведем отношения с предприятиями, а не
с персонами, и когда персоны меняются,
им приходится расхлебывать то, что
натворили предшественники, никуда от
этого не деться.
Как
узнали МБНУ, ситуация с различным уровнем
скидок для разных стивидоров характерна
не для всех портов.
В
пресс-службе ГП «Николаевский морской
торговый порт» нас заверили: «Никаких
диспропорций в скидках различным
стивидорам порт не допускает. Скидки
обоснованы экономически и полностью
соответствуют антимонопольному
законодательству».
Справка:
Морской торговый порт Южный – занимает
второе место среди Украинских портов
по грузообороту, который составляет
20698,6 миллионов тонн в год.
Порт
Южный расположен в акватории малого
Аджалыкского лимана в северо-западной
части Черного моря. Навигация в порту
осуществляется круглогодично.
С
моря в порт ведет проходной канал
протяженности 2 мили и глубиной 14,5
метров.
Внешний
рейд порта оборудован якорными стоянками,
позволяющими принимать для отстоя
крупнотоннажные суда, следующие в порт.
Внутренняя
акватория порта защищена от влияния
моря оградительными молами, что
обеспечивает безопасную стоянку и
обработку судов в порту.
Морской
торговый порт Южный – один из самых
глубоководных портов на Черном море и
предназначен для приема и обработки
современных крупнотоннажных судов.
В
настоящее время порт Южный – это якорная
стоянка для 24 судов на внешнем рейде
порта, 2,6 километров причальной линии
оснащенной современными типами портальных
кранов, судопогрузчиков и судоразгрузчиков.
Глубины
у причалов 12,5-15 метров, 145 тыс. кв. метров
открытых складских площадей.
Открытые
складские площади комплекса генеральных
и навалочных грузов позволяют разместить
до 750 тысяч тонн грузов различной
номенклатуры одновременно. 2 тысячи кв.
метров крытого склада для хранения
генеральных грузов, размораживающие
устройства для приема и выгрузки
смерзающихся грузов в зимнее время.
Проектная
мощность терминала 40 миллионов тонн в
год. Действующая мощность первой очереди
9 миллионов тонн в год.
Глубина
у кордонов причала позволяет принимать
судна дедвейтом до 100 тысяч тонн.
ТИС – частная
стивидорная компания, созданная в 1994
г.
Общий объем
инвестиций за срок существования
компании – более 350 миллионов долларов
США.
Построено
6 причалов общей длиной свыше 1300 м и
глубиной 14-16 м.
Компания
состоит из крупнейшего в Черном море
зернового терминала (4,3 млн. т. в 2009 г.),
крупнейшего в СНГ угольного терминала
(мощность 12 млн.т.), новейшего контейнерного
терминала мощностью 400 000 TEU, а также
рудного терминала.
Объем
грузопереработки в 2008 г. – 8,6 млн. т., в
2009 – 12,0 млн. т., прирост +40%.
Мощность
всех терминалов на конец 2009 г. – свыше
25 млн.т.
Численность
персонала – около 3000 чел.