2010-04-09 09:19:00
Не прошло и полгода, как разрекламированный долгосрочный контракт о поставках азербайджанской нефти на кременчугскую “Укртатнафту” начал трещать по всем швам. В феврале в Одессу зашел всего один танкер с каспийским сырьем, в марте – ни одного. Сегодня Азербайджан пересматривает свою стратегию в отношении украинского топливного рынка. Ему гораздо интереснее быть здесь полноценным игроком, а не подносчиком мячей для группы “Приват”.
Уже
в мае Государственная нефтяная компания
Азербайджана (SOCAR) намерена начать
торговлю в Украине нефтепродуктами с
заправок под собственным
брендом.
Об этом на пресс-конференции в Баку 30
марта сообщил президент компании Ровнаг
Абдуллаев. Таким образом, Украина станет
третьей страной (после
Грузии
и собственно Азербайджана), где SOCAR
раскинет свои АЗС-сети. Для самой компании
это сравнительно новое направление
бизнеса, стартовавшее в 2008
году,
но развивается оно весьма динамично.
До конца 2010 года компания планирует
управлять 80-90 заправками в Закавказье
и еще 50-60 – в Украине.
Первый
шаг для того, чтобы зацепиться за
украинский топливный сектор, уже сделан.
В I квартале 2010 года SOCAR купила одну из
крупнейших нефтебаз юга Украины в
поселке Усатово, фактически на въезде
в Одессу со стороны местного НПЗ, и около
двух десятков заправок компании
"Тала-Нафта", находящихся
преимущественно в Одесской области, а
также в Николаевской и Киевской областях.
Еще одну заправочную сеть подобных
размеров азербайджанцы намерены
приобрести в Донбассе. Однако базовой
для них все же должна стать Одесская
область. По словам Ровнага Абдуллаева,
именно здесь будет реализован пилотный
проект по вхождению в украинскую
топливную розницу, который должен
позволить притереться к новому рынку,
почувствовать его изнутри. По итогам
этого эксперимента компания и решит,
насколько интересна для нее Украина,
куда и как продвигать розничный бизнес
дальше.
Но
главная интрига заключается в том, кого
SOCAR выберет своим партнером. И в Грузии,
и в Азербайджане, где у нее уже есть
действующие заправки, нефтяная компания
работает через управляющие фирмы, в
которых ей принадлежит лишь 51% акций, а
остальная доля передается лицам,
способным успешно лоббировать ее
интересы. В частности, в Азербайджане
скрытыми бенефициарами созданной в
прошлом году компании SOCAR Petroleum считаются
высшие руководители страны, в Грузии в
компании SOCAR Energy Georgia ключевую роль
играет один из местных богачей, бывший
министр экономики и
глава
Сбербанка Иван Чхартишвили. Весьма
вероятно, что подобный принцип
распределения акций и полномочий будет
соблюден и в Украине.
Осенью
прошлого года, когда на Кременчугский
НПЗ пошла азербайджанская нефть,
казалось, что деловым союзником SOCAR в
Украине станет Игорь Коломойский и
группа "Приват". Но несколько
месяцев работы с ней в спарринге заставили
бакинских нефтяников срочно искать
альтернативные варианты. Во-первых, на
заре сотрудничества азербайджанцам
пообещали вхождение в состав акционеров
"Укртатнафты". Но оказалось, что
это довольно рискованная сделка,
поскольку имущественные права "Привата"
на крупнейшую украинскую нефтеперерабатывающую
компанию не только не признают в России
(из-за нарушенных прав татарских
акционеров), но и ставят под сомнение в
новом украинском правительстве.
В
частности, одна из инициатив первого
вице-премьера Андрея Клюева касается
как раз создания комиссии для проверки
"Укртатнафты". Во-вторых, у SOCAR
появились и другие достаточно заманчивые
предложения "прописки" на украинском
топливном рынке. В Баку сейчас обсуждают
предложения не только по Кременчугскому,
но и по Херсонскому, и по Одесскому НПЗ.
Хотя сделки по своим последним украинским
приобретениям азербайджанская
госнефтекомпания завершила еще в
феврале, пользы от них до сих пор немного.
Заправки "Тала-Нафты" вообще не
работают, на усатовской нефтебазе
хранится ресурс сторонних клиентов.
Причина такого затишья одна: не решен
вопрос о поставщике топлива для украинской
сети SOCAR. Хотя у последней и есть два
собственных нефтеперерабатывающих
завода в Азербайджане, но заходить с их
продукцией в Украину она не может.
Качество
азербайджанского бензина не дотягивает
даже до стандарта Евро-2, дизтопливо –
до стандарта Евро-3. Если в Закавказье
многие потребители закрывают на это
глаза, то с украинскими подобный номер
не пройдет. Поэтому у SOCAR лишь два выхода:
заняться перепродажей чужого топлива
либо организовать собственное
производство. Первый вариант требует
меньших финансовых затрат, зато второй
перспективнее. О возможности покупки
Азербайджаном одного из НПЗ в Украине
говорилось давно, но только теперь SOCAR
созрел для такой покупки. Тем более что
у него есть выбор. Повторим, что при
желании азербайджанская компания может
стать владельцем и Херсонского, и
Одесского нефтеперерабатывающих
заводов.
Оба
этих предприятия для SOCAR, пожалуй,
интереснее, чем кременчугская "Укртатнафта"
– прежде всего своим расположением.
Дело в том, что на противоположном берегу
Черного моря, в грузинском порту Кулеви,
у компании есть собственный нефтетерминал,
способный за год переваливать до 4 млн.
тонн мазута и по 3 млн. тонн нефти и
дизтоплива. Правда, в 2009-м комплекс не
был достаточно загружен: он обслужил
лишь немногим более 2 млн. тонн нефтегрузов,
но в нынешнем году SOCAR рассчитывает
увеличить эти объемы как минимум в
полтора раза. Не исключено, что уже с
апреля через Кулеви транзитом пойдет
и казахская нефть из Тенгизского
месторождения. Из грузинского порта
весь этот ресурс поступает на рынки
Середземноморья. Стратегия SOCAR сейчас
направлена на то, чтобы избавиться от
имиджа исключительно сырьевой компании
и начать предлагать клиентам не только
нефть-сырец, но и товар с более высокой
стоимостью. Поэтому перевод части
нефтепотока из Кулеви в Украину с
последующей переработкой этих объемов
– довольно заманчивый вариант.
После
того как SOCAR купила нефтебазу в Усатово,
операторы украинского топливного рынка
заговорили о высокой вероятности прихода
ее и на Херсонский НПЗ, ведь и у базы, и
у завода до сих пор был один владелец –
группа "ЗНГ-Континиум" Игоря
Еремеева. Последний давно ищет инвестора
или покупателя на свой нефтеперерабатывающий
актив. Дополнительным бонусом к нему
может стать и заводской терминал по
перевалке нефтепродуктов проектной
мощностью 2,5 млн. тонн в год. Правда, для
приема с моря сырой нефти он не очень
приспособлен. Для этого служит нефтегавань
Херсонского морского порта, расположенная
несколько в стороне, на Карантинном
острове, впрочем, с заводом ее связывает
прямой трубопровод. Правда, там перевалку
контролирует уже не Игорь Еремеев, а
компания "Инфокс" Николая Злочевского
и Николая Лисина. Однако главным фактором,
удерживающим SOCAR от покупки Херсонского
НПЗ, является техническое состояние
объекта. Завод долго простаивал, и хотя
запустить его можно в течение 2-3 месяцев,
качество готовой продукции будет
незначительно отличаться от того, что
характерно для азербайджанских НПЗ. А
чтобы поднять его на надлежащий уровень,
нужны и время, и солидные капиталовложения.
У
Одесского НПЗ таких проблем нет. Завод,
как говорится, готов к употреблению. И
его владелец – российская компания
"Лукойл" уже вела переговоры с Баку
о его выкупе, хотя официально на одесском
заводе эту информацию не подтверждают.
Тем не менее еще осенью прошлого года
во время поездки президента "Лукойла"
Вагита Алекперова на родину в Азербайджан
рассматривалась возможность подобной
сделки. О том, что Одесский НПЗ может
быть перепродан, господин Алекперов
предупредил и премьер-министра Украины
Николая Азарова, с которым встречался
в марте текущего года. Украинский завод
уверенно превращается для "Лукойла"
в чемодан, у которого вот-вот отвалится
ручка. Свыше 130 млн. долл. невозвращенного
НДС, сложности с доставкой сырья в Одессу
из-за реверса Приднепровских нефтепроводов,
переизбыток перерабатывающих мощностей
в Причерноморье (кроме Одесского НПЗ,
"Лукойл" владеет подобными заводами
в болгарском Бургасе и румынском Плоешти)
– вот основные причины, которые побуждают
Вагита Алекперова не очень дорожить
одесским активом.
Но
даже если "Лукойл" и SOCAR сойдутся
в цене относительно этого завода, у
азербайджанцев может возникнуть еще
одна проблема. Группа "Приват",
почувствовав себя обойденной, способна
организовать сырьевую блокаду Одесского
НПЗ и с суши, и с моря (что особенно важно
для Баку). Сегодня приватовцы контролируют
и компанию "Укртранснафта", и все
нефтепереваливающие мощности в Одесском
порту. Тем более что прецеденты подобных
действий с их стороны уже были. В прошлом
году упомянутая уже группа "ЗНГ-Континиум"
вынуждена была ввозить румынское топливо
в Украину через Феодосию, поскольку в
более близких Одессе и Ильичевске ей
не удалось договориться о перевалке. В
нынешнем году подобные сложности
испытала компания "Ромпетрол-Украина",
в итоге переориентировавшаяся на импорт
через Херсонский порт. Хотя SOCAR – игрок
все-таки более крупный. И если он рискнет
сделать ставку на украинскую
нефтепереработку, то забота правительства
Украины – оградить компанию от не совсем
честной конкуренции.
Источник:
http://minprom.ua