Sea Launch не проведет ни одного пуска с морской платформы в 2010 г. консорциум

2010-03-25 17:33:22

В минувшую среду окружной суд штата Делавер (США) утвердил график расширенного финансирования расходов международного консорциума Sea Launch из средств, выделенных группой американских инвесторов. Согласно материалам суда 22 марта, 19 апреля и 17 мая Sea Launch получит три транша по $3 млн. Этих денег должно хватить на подготовку и проведение трех запусков спутников.



В
конце февраля подтвердилась информация
о том, что “вторую жизнь” Sea Launch получил
на деньги, заработанные при жизни и
после смерти американским фантастом
Робертом Хайнлайном. Вместе с компанией
Space Launch Services (SLS), за которой стоит группа
бывших функционеров NASA и астронавтов,
в окружном суде штата Делавер “засветился”
Фонд премии Роберта и Вирджинии Хайнлайн,
созданный после смерти писателя для
популяризации космической деятельности
и поддержки космических проектов. Его
пополняют средства от продажи книг
писателя. Как уже сообщала “Деловая
столица”, в минувшем году SLS выкупила
облигации Sea Launch на сумму $12,5 млн. А в
конце февраля SLS и траст супругов
Хайнлайнов добавили к ним еще $3 млн. На
прошлой неделе суд утвердил условия
получения консорциумом $9 млн, необходимых
для возобновления деятельности. Их
ракетчики получат тремя траншами по $3
млн в марте, апреле и мае. Вместе с тем
суд ограничил расходы на зарплату
персоналу и содержание инфраструктуры
Sea Launch суммой в $350 тыс. в месяц.

Это
решение закрепило слухи о том, что
руководство консорциума в этом году не
намерено расконсервировать океанскую
платформу и командное судно для новых
морских стартов, поскольку на их
содержание и эксплуатацию понадобилось
бы куда больше денег. Теперь вместо
Тихого океана запускать спутники будут
с казахстанского космодрома Байконур
в рамках проекта Land Launch. Его акционером,
помимо участников СП Sea Launch (американская
Boeing, российский РКК “Энергия”, норвежская
Aker ASA и украинские НПО “Южмаш” и КБ
“Южное”), является российско-украинская
компания “Международные космические
услуги” (50% КБ “Южное” и “Южмаш” и
столько же — российские КБ транспортного
машиностроения и Центр эксплуатации
объектов наземной космической
инфраструктуры).

На
первый взгляд, для компании, запускавшей
по шесть спутников в год, которая хочет
быстрее выйти из процедуры банкротства,
три старта в год — это маловато. Однако
при ближайшем рассмотрении оказывается,
что американскому руководству Sea Launch
удалось переложить на российских и
украинских партнеров большую часть
производственных расходов, так как их
доля в СП больше, чем в Sea Launch. Тогда как
маркетинговый оператор сухопутных
стартов ракет с Байконура — Boeing Launch
Services Inc. — гарантированно получит за
свои услуги комиссионные. Однако главной
причиной снижения темпов “морских” и
“наземных” стартов стала все же потеря
заказов международным консорциумом.
На сегодняшний день их у Sea Launch осталось
всего три: два спутника SES Astra (их
обозначение пока неизвестно) и Intelsat-17.
В проекте — еще два контракта с Intelsat.

По
этой причине международная команда,
созданная для запуска украинской ракеты
“Зенит”, явно проигрывает конкурентам:
европейскому концерну Ariane-space (эксплуатирует
Ariane-5) и Inter-national Launch Services (российский
носитель “Протон”). В минувшем году
эти компании пополнили пакет своих
заказов 14 контрактами (восемь и шесть
соответственно), в том числе и за счет
традиционных партнеров Sea Launch, которые
разуверились в технических и финансовых
возможностях международной пусковой
команды. Сейчас Arianespace и International Launch
Services имеют порядка 20 подписанных
контрактов каждая. Впрочем, парижская
исследовательская компания Euroconsult
прогнозирует, что в 2009-2018 гг. на
геостационарную орбиту будут выведены
235 коммерческих аппаратов, и у Sea Launch
есть все шансы остаться на рынке.

О
том, что больших неприятностей не
предвидится, свидетельствует состав
комитета кредиторов, лидирующие места
в котором занимают учредители консорциума
или аффилированные с ними компании.
Большинство долгов приходится на Boeing
Commercial Space Co. ($523 млн) и Boeing Company ($327 млн),
Aker Maritime Finance AS ($434 млн), НПО “Южмаш”
($152,5 млн) и КБ “Южное” ($7,1 млн), РКК
“Энергия” ($76,2 млн). Заказчики услуг
Sea Launch выставили менее весомые претензии:
Eutelsat SA — $108,8 млн, Huges Network Systems LLC — $53,2
млн, Intelsat Corporation — $43,4 млн, Asia Satellite Telecom
— $31,5 млн, O3B USA — $27,7 млн.

Ярослав
ДМИТРЕНКО, Деловая
столица