Херсонский порт запланировал 22,7 млн. грн. на капитальные инвестиции на 2010 г.

2010-03-04 11:20:42

Финансовый план на 2010 год утвержден. Прокомментировать намеченные планы мы попросили заместителя начальника порта по экономике и финансам Илью РЫЖКОВА.



  • Илья Анатольевич, какие особенности
    пришлось учесть при формировании
    финансового плана на нынешний год?

  • Финансовый план на 2010 год мы подготовили
    с учетом всех реалий сегодняшнего дня,
    но наше видение – это одно, а дело
    специалистов министерства – соглашаться
    с нашими расчетами или нет. Тем более,
    что некоторые вопросы мы вынесли на
    рассмотрение впервые. Скажу сразу, что
    большинство наших предложений
    министерство одобрило.

    Мы
    немного изменили методику формирования
    плановых показателей: не по отношению
    к плану, который был утвержден в 2009
    году, а по отношению к ожидаемым
    показателям выполнения финансового
    плана 2009 года. То есть, мы больше подошли
    к планированию от достигнутого, поскольку
    основной вопрос, который всех интересует,
    – рост объемов переработки грузов. Мы
    изначально отредактировали его на
    сумму 3,7 миллиона тонн. Притом, что факт
    2008 года составил 4,268 миллиона. Мы уже
    тогда видели, что будет снижение. Хотя
    о кризисе еще никто ничего не говорил.


    Пессимистические прогнозы оказались
    оптимистическими?

    – К
    сожалению, потому что по факту 2009 года
    мы сделали не 3,7 миллиона тонн, а 3,2
    миллиона. Основное снижение грузопереработки
    произошло из-за песка, который мы
    планировали добывать собственными
    силами и перевозить судами портофлота.
    Мы были ориентированы на то, что будет
    загружена строительная отрасль. Провели
    даже подготовительные работы на карьере,
    провели масштабный ремонт техники. К
    сожалению, строительный рынок замер.
    Это внешний фактор. В этом году на
    строительном рынке, очевидно, начнется
    оживление. Мы это, конечно, учитываем.
    Сегодня, при планировании, мы рассчитывали
    объемы грузопереработки с учетом
    минимальной вилки, которую возможно
    использовать. Портовые сборы – с учетом
    прогнозных скидок. Конечно, учли и
    прогнозный курс доллара. Ведь у порта
    доходность привязана к аккордной
    ставке, которая зафиксирована в долларе.
    То есть, любое изменение на внешнем
    рынке, рынке банковских услуг, любой
    шаг в сторону увеличения обменного
    курса – в доходной части для нас хорош.

    – А
    в расходной?


    Здесь ситуация противоположная. Наша
    страна ориентирована на импорт:
    приобретение оборудования и запасных
    частей, энергоресурсов, а это – доллары,
    внешняя цена. Вот и наш порт приобретает
    импортную грузоподъемную технику, все
    – за валюту. Сложность формирования
    финансового плана – это, прежде всего,
    неясность в стоимости материальных
    ресурсов. Какими будут трудозатраты –
    точно спрогнозировать невозможно.


    Финансовый план на 2010 год предусматривает
    снижение добычи песка?


    Ошибки прошлого года учтены. Кроме
    того, по результатам 2009 года у нас
    накоплены достаточные резервы на
    складе. Нет необходимости увеличивать
    добычу песка. Причем, он добыт в условиях
    относительной дешевизны ГСМ. Мы,
    фактически, минимизируем затраты,
    которые должны понести в дальнейшем.
    Сейчас готовы в любой момент обеспечить
    поставку песка. Кстати, переговоры по
    этому поводу уже ведутся.


    Инвестиционная программа изменилась?


    По инвестированию у нас складывается
    очень интересная ситуация. Порт сделал
    аккумулирование денежных средств в
    основные фонды за счет прибыли, полученной
    в прошлом году. Капитальные инвестиции
    на 2010 год запланированы в объеме 22,7
    миллиона гривен. Для сравнения: в 2008
    году на эти цели было направлено 8,3
    миллиона, планом на 2009 год было
    предусмотрено 14,2 миллиона. Движемся
    по возрастающей. Более того, создали
    фонд для инвестирования средств в
    обновление, в ремонт. Ведется активная
    работа по строительству зернового
    терминала, который позволит нам привлечь
    дополнительный грузопоток. У нашего
    порта замечательное географическое
    расположение для транспортировки
    зерна. И мы не должны допускать того,
    чтобы груз с зерном уходил в другие
    порты. – Как учтены социальные вопросы?


    Пока не принят бюджет Украины, сложно
    полагаться на какие-либо цифры. Мы
    исходим из того, чего достигли в прошлом
    году. Но все социальные объекты порта
    профинансированы. Минтранс нас в этом
    поддержал. Оставили нам в тех же объемах,
    даже чуточку больше, финансирование
    всех мероприятий на оздоровление,
    санаторно-курортное обслуживание
    портовиков. Цифры, которые мы зафиксировали
    в плане, убедили Минтранс в том, что
    намного дешевле обходится предприятию
    здоровый работник, чем больной, которого
    надо будет лечить и оплачивать больничный,
    в то время как работа будет простаивать.
    Для более детального анализа ситуации,
    которая происходит в экономике каждого
    подразделения, принято решение закрепить
    экономистов за каждым структурным
    подразделением. Им предстоит вплотную
    ознакомиться с работой всех участков,
    вникнуть во все вопросы. Составлен
    график «выхода в народ». Скажу честно:
    работы для экономистов – непочатый
    край! Будем создавать на базе программного
    продукта 1С систему оперативного
    планирования. Эта система объединит в
    себе бюджет платежей и активов – то,
    что формируется объемами грузопереработки.
    Такой системный подход позволит нам
    увидеть все временные «провалы»,
    реальную себестоимость работ, выполняемых
    грузовым районом, карьером, портовым
    флотом. То есть, сразу будет понятно:
    целесообразна для нас данная работа
    или нет? В принципе, это уже делается.


    Принцип бюджетирования?

  • – Сейчас он у нас пока формируется. На
    базе 1С разрабатываем систему стабилизации
    платежей. Следующим этапом будет
    формирование смет затрат по подразделениям
    с интервалами: год – квартал – месяц.
    Сразу будет идти сопоставление с
    фактическими показателями работы.
    Иными словами: мы хотим автоматизировать
    процесс, осуществлять оперативное
    планирование, иметь возможность
    моделировать любые ситуации. Мы будем
    видеть, где руководитель подразделения
    и экономист ошиблись при формировании
    показателей работы на перспективный
    срок. Это очень важно. Когда человек
    относится к делу с душой, это не может
    не радовать. В прошлом году экономическую
    службу порта приятно удивила
    водноспортивная станция. Не секрет,
    что социальная сфера у нас убыточная,
    а на станции подумали, как заработать
    средства для родного предприятия. При
    том, что затраты остались на уровне
    предыдущего года водная станция
    существенно увеличила свою доходность
    за счет оказания дополнительных услуг.
    Вот вам и креатив, и творческий подход
    к делу. Я с руководителем станции общался
    и видел, как горят глаза у человека, как
    искренне он хочет помочь порту в нынешних
    непростых условиях. И пока у него все
    получается. Хотелось, чтобы таких людей
    было в порту больше.