Жадность “Укртранснафты” и экологов привела к потере транзита кахаской нефти на 150 млн. грн.

2010-02-26 14:31:15

Казахская “КазМунайГаз” отказалась от транзитных услуг Украины по транспортировке своей нефти. Качать нефть в направлении Польши ей оказалось выгоднее, чем через Одессу. Причиной такого решения стало настойчивое желание “Укртранснафты” повысить стоимость своих услуг. В выигрыше от наметившегося нефтяного раздора Киева и Астаны оказалась Россия, через территорию которой теперь транспортируется казахское черное золото.



Нынешнее решение казахов — второй
удар по транзитным мощностям нашей страны. Полгода назад госкомпания
“КазМунайГаз” отказалась от услуг украинских портов для поставок своей нефти в
Европу. Причиной стало существенное повышение Киевом портовых сборов и платы за
обработку судов.

Так, если в 2008 г. эти затраты
на танкер дедвейтом 100 тыс. т обходились его фрахтователю в Одесском МТП
примерно в $180 тыс., то в прошлом году они выросли на 40% — до $250 тыс. В
результате украинские морские торговые порты стали неконкурентоспособными в
черноморском бассейне, поскольку обработка судна данной тоннажности, например,
в российском Новороссийском МТП обходится его фрахтователю в немногим более
$200 тыс

“К тому же в прошлом году
активизировались экологические службы Украины, которые стали массово штрафовать
фрахтовщиков танкеров за загрязнение акватории порта. Возможно, экологам просто
была поставлена задача таким образом наполнять госбюджет. Но в итоге из-за
штрафов (или взяток, чтобы их не платить) и вынужденных простоев судна затраты
вырастали на $1-2 на каждую тонну нефти”, — рассказал “Деловой столицы” на
условиях анонимности один из экспортеров нефти.

По его словам, последней каплей,
переполнившей чашу терпения, стало прошлогоднее решение ОАО “Укртранснафта” изменить
маршрут поставки нефти в отечественные порты. В частности, украинская
госкомпания переориентировала систему “Приднепровские магистральные
нефтепроводы” с одесского направления на кременчугское (с целью обеспечения
поставок азербайджанской нефти на Кременчугский НПЗ, контролируемый группой
“Приват”). В качестве альтернативы экспортерам было предложено использовать
маршрут Броды-Одесса. Но поскольку он примерно на 600 км длиннее, то затраты
поставщиков нефти возрастали еще на $3 на каждой тонне.

Все это заставило казахов в
середине прошлого года отказаться от поставок нефти в Европу через украинские
морские торговые порты и переориентироваться на российские. Что привело к
существенному падению заработков нашей страны на транзитных услугах. Ведь
казахская нефть занимала более 20% в общем объеме прокачки черного золота по
нашей территории. В сравнении с 2008 г. объем прокачки транзитной нефти через
территорию Украины в прошлом году сократился на 11% — с 32,7 млн т до 29,1 млн
т, из-за чего страна потеряла порядка 150 млн грн. доходов.

“КазМунайГаз” продолжал
пользоваться транзитными услугами Украины лишь на участке южной ветки
нефтепровода “Дружба” (Плещивка-Орив), при помощи которой их нефть поставлялась
в Словакию. Но уже в начале февраля в Астане решили отказаться и от этого
направления в связи с тем, что “Укртранснафта” настойчиво желала повысить
стоимость своих услуг для “КазТрансОйла” (входит в состав “КазМунайГаз”). По
неофициальной информации, украинская компания настаивала на увеличении ставки
транзита нефти примерно на 30% — до более чем 6 евро/т, чтобы компенсировать
недополученную прибыль из-за сокращающихся объемов прокачки нефти. Однако
эффект оказался прямо противоположным: казахским трейдерам стало выгоднее
работать через альтернативный украинскому нефтепровод Унеча (Россия) — Гомель
(Беларусь) — Гданьск (Польша), на который они и переориентировались две недели
назад.

“Мы обратились к нашим российским
коллегам, и они перенаправили нас в направлении Польши, которое и оказалось
экономически выгоднее”, — заявил на минувшей неделе глава национальной компании
Казахстана “КазМунайГаз” Каиргельды Кабылдин.

На протяжении последних
нескольких лет транзит казахской нефти через территорию нашей страны составлял
не менее 6 млн т, что приносило “Укртранснафте” в год более 300 млн грн. Теперь
же Украина лишилась этих доходов. Причем в ближайшей перспективе транзитные
заработки могут стать еще скромнее. Сейчас Россия активно ведет строительство
сразу нескольких нефтетранспортных коридоров, которые позволят странам
каспийского бассейна доставлять свое черное золото альтернативными путями и
исключительно при помощи услуг российской “Транснефти”. Одна из них —
“Балтийская трубопроводная система-II”, которая позволит связать нефтепровод
“Дружба” с российскими морскими портами на Балтийском море. Строительство этой
ветки началось летом 2009 г., и по состоянию на февраль 2010 г. было проложено
около 30% (порядка 400 км) трубопровода. Уже в ближайшей перспективе первую
очередь этого трубопровода мощностью 35 млн т нефти в год планируется ввести в
эксплуатацию.

Дмитрий РЯСНОЙ, Деловая столица