Модернизация метзаводов приведет к росту импорта угля и руды через порты – Ю.Крук

2010-02-25 15:43:42

Украинские металлурги возвращаются к модернизации своих предприятий. Улучшившаяся конъюнктура мирового рынка металла и стабилизация доходов компаний позволили им начать инвестпроекты по сокращению потребления газа и увеличению импорта коксующегося угля. Инвестиции только в эти два направления позволят снизить себестоимость производимой металлопродукции на 20-27%, считают эксперты.



Раритетные технологии

Износ основных фондов украинских
металлургов достиг критической цифры — 70%, отмечают в объединении
“Металлургпром”. “Речь идет не только о физическом, но и о моральном износе —
технологии, используемые на наших предприятиях, отстают от зарубежных. В
результате себестоимость нашей металлопродукции выше, а качество — ниже”,—
говорит первый заместитель гендиректора объединения “Металлургпром” Виктор
Лисовой. Сейчас рентабельность производства тонны металлопродукции у украинских
металлургов составляет 3-5%. Для сравнения: у их российских коллег — 10-12%, у
европейских предприятий — около 25%.

Ключевая проблема отрасли —
высокая доля мартеновского способа выплавки стали. От этой технологии из-за ее
дороговизны большинство развитых стран мира отказалось 20-30 лет назад,
утверждает аналитик ИК Alfa Capital Ukraine Олег Юзефович. Тем не менее в
Украине мартеновским способом по-прежнему выплавляют 46% продукции, тогда как,
например, в России этот показатель составляет всего 17%.

Нельзя сказать, что украинские
металлурги не проводили модернизацию. Еще до 2005 года Енакиевский метзавод
реализовал программу модернизации сталеплавильных цехов, построил два агрегата
ковш-печь. “Азовсталь” построила кислородно-конвертерный цех, запустила
ковш-печь, новую машину непрерывного литья заготовок и вакууматор. Наконец,
Алчевский меткомбинат провел реконструкцию стана-2800, что позволило нарастить
мощности по производству толстого листа, а также запустил кислородный
конвертер.

“Инвестиции на остальных
предприятиях были минимальны, и их едва хватало на поддержание имевшегося
технического уровня”,— говорит аналитик ИК Phoenix Capital Александр Макаров.
Он приводит в пример компанию “Криворожсталь” (теперь “АрселорМиттал—Кривой
Рог”), которая еще в конце 1990-х закупила оборудование для пылеугольного
вдувания, позволяющего сократить потребление газа. Но из-за того, что стоимость
газа в то время была низкой, проект по переходу на пылеугольное вдувание так и
не был осуществлен.

Если недостаточные инвестиции в
модернизацию предприятий приводят к потере меткомбинатами прибыли, то
отсутствие мощностей по приему импортного коксующегося угля угрожает остановкой
выплавки, отмечает старший аналитик ИК “Тройка Диалог Украина” Иван Харчук.
“Ожидаемый в 2010 году рост производства металла приведет к увеличению спроса
на импортный уголь примерно на 20%. Возрастет спрос и на руду, при этом
основным каналом импорта обоих видов сырья останутся порты”,— говорит начальник
ГП “Морской торговый порт Южный” Юрий Крук.

На первые деньги

Впервые о возобновлении
инвестиционных программ металлурги заговорили в начале года в связи со
стабилизацией объемов продаж и постепенным ростом цен на металлопродукцию на
мировом рынке (11% с начала года). Так, на Всемирном экономическом форуме в
Давосе гендиректор “Смарт-холдинга” (владеет 25% “Метинвеста”) Алексей Пертин
сообщил, что компания намерена инвестировать в модернизацию $500 млн уже в этом
году. На Мариупольском меткомбинате им. Ильича и Алчевском меткомбинате тогда
заявили, что в 2010 году завершат внедрение технологии пылеугольного вдувания.
На “Запорожстали” намерены внедрить технологию пылеугольного вдувания и
заменить мартеновские печи конвертерами, а на Днепропетровском метзаводе им.
Петровского — построить агрегаты внепечной обработки стали.

Одной из причин, побудивших
металлургов возобновить модернизацию, по мнению Олега Юзефовича, стало снижение
цен на продукцию металлургического машиностроения. “В среднем в СНГ ее
стоимость упала на 15%, а в Украине, где конкуренция выше, цены на
машиностроительное оборудование будут еще ниже”,— считает Максим Шеин из ИК
“Брокеркредитсервис”.

По словам Ивана Харчука, в связи
с ростом цен на энергоносители самым актуальным направлением для металлургов
будут инвестиции в сокращение потребления энергоресурсов. С ростом цен на газ
украинские предприятия уже снизили потребление газа на 10%, отмечает господин
Харчук. А благодаря доменному производству по технологии вдувания пылеугольного
топлива компании могут снизить потребление газа еще на 50%. А значит,
себестоимость готовой продукции уменьшится на 10-15%.

“Снижение цен на продукцию
позволит открыть для украинских металлургов новые рынки и нарастить объемы
производства”,— считает Александр Макаров. “На то, чтобы кардинально изменить
качество выпускаемой продукции, нужны очень большие инвестиции, которые нам
сейчас привлечь не удастся. Важнее снизить себестоимость производства,
отказавшись от дорогого газа, и обеспечить себя дешевым углем, инвестировав в
расширение портовых мощностей. Это станет целью номер один для всех металлургов
в ближайшие два-три года”,— уверен зампред правления Мариупольского
меткомбината им. Ильича Сергей Матвиенков. Также компании намерены
инвестировать в увеличение мощностей по экспорту железорудного сырья, которых
каждый год не хватает, отмечают на Полтавском ГОКе.

Повод заработать

Альтернативы модернизации у
украинских металлургов нет. “Отсутствие модернизации приведет в среднесрочной
перспективе к снижению конкурентоспособности и потере рынков сбыта. Металлурги
это понимают и уже в апреле-мае приступят к конкретным проектам”,— утверждает
Виктор Лисовой. Выполнение инвестиционных программ на меткомбинатах, по мнению
Александра Макарова, будет иметь глобальное влияние на экономику страны:
“Строить заводы будут несколько десятков тысяч рабочих, новые заказы получат
машиностроительные предприятия и производители стройматериалов. А частичная
замена газа углем улучшит платежный баланс страны — нам не придется закупать
такое количество дорогого газа”.

После того, как Кабмин в конце
прошлого года принял стратегию развития украинских портов, инвестиции пойдут
также на развитие портовой инфраструктуры, полагает господин Крук. “Наиболее
привлекательны Южный и Ильичевский порты — в силу своего расположения и
возможности принимать глубоководные суда класса Capesize”,— говорит господин
Матвиенков. Порт Южный в конце прошлого года уже заявил о намерении привлечь
инвестора для строительства комплекса по перевалке угольно-рудных грузов: его
мощности составят 4,4 млн т в год, из них 2 млн т — по экспорту, 2,4 млн т — по
импорту. Аналогичные планы готовит и Ильичевский порт. “Расширение мощностей по
импорту угля позволит снизить его стоимость на внутреннем рынке на 18-20%, что
уменьшит себестоимость продукции на 10-12%”,— подсчитал господин Харчук.

Александр ЧЕРНОВАЛОВ, Олег
ГАВРИШ, Коммерсант-Украина