Анализ балкерного рынка за 2009 г. от Golden Ocean

2010-02-18 08:44:08

Golden Ocean Group Limited опубликовала отчет по итогам 4 квартала и всего 2009г. Помимо прибылей и убытков документ содержит анализ балкерного рынка и прогноз его развития на ближайшую перспективу.



В 4 квартале, отмечается в
отчете, сохранились позитивные тенденции, проявившиеся в 3 квартале прошлого
года. Согласно предварительным данным, ВВП США вырос за последний квартал
2009г. на 5,7%. Восстановление экономики в ЕС и Японии по-прежнему идет
достаточно медленными темпами, однако ВВП Китая, чья экономика во многом
определяет состояние балкерного рынка, выросла за 4 квартал на 10,7%, а за
целый год на 8,7%, передает SeaNews.

Доходы от эксплуатации судна
класса Panamax составляли в 4 квартале 2009г. в среднем $27,6 тыс. в сутки,
балкера Capesize – $55,35 тыс. в сутки (средние ставки тайм-чартера на
Балтике).

Доля Китая в общем объеме импорта
сухих грузов за последние 10 лет существенно выросла. Если в 2000г. страна
ввезла 150 млн. т. грузов, то в 2009г. этот показатель составил уде 900 млн. т.
– 40% от совокупного объема импорта сухих грузов в глобальном масштабе. Для
сравнения, доля Японии составляет около 18%, Евросоюза – 16,5%, США – всего
2,5%.

Китайский строительный сектор, на
долю которого приходится почти половина потребления стали, в декабре
демонстрировал подъем. Высокими темпами росли продажи жилья – почти на 50% в 4
квартале 2009г. к 4 кварталу 2008г. Ожидается также, что на балкерном рынке
положительным образом скажутся два принятых китайским правительством пакета мер
по стимулированию экономики, причем положительный эффект от них сохранится и в
2011г.

Парадоксальным образом,
положительным образом на балкерном рынке сказываются также заторы в крупных
портах: таким образом повышается загрузка флота. В течение 4 квартала с
заторами столкнулось порядка 5% балкерного флота. В первую очередь это было
актуально для судов Capesize.

Опасения с точки зрения
стабильности рынка продолжает внушать приток новых судов. Однозначного
прогноза, сколько из ранее заказанных балкеров будут сданы вовремя, а сколько
заказов будут вообще отменены, не существует. Поэтому и влияние этого фактора
на рынок невозможно просчитать.

В 4 квартале 2009г. было сдано
судов суммарным дедвейтом 12,7 млн т. Всего за 2009г. балкерный флот пополнился
новостроями суммарным дедвейтом 42 млн т. Это соответствует 62% объявленных и
запланированных к сдаче в прошлом году заказов. В 4 квартале флот увеличился на
3,1% к показателю 3 квартала 2009г. и на 9% к 4 кварталу 2008г.

В сегменте Panamax стоимость
судов в 4 квартале несколько выросла, в то время как в сегменте Capesize этот
показатель оставался без изменений. По оценке брокеров, по состоянию на конец
декабря 2009г. пятилетний Panamax стоил порядка $34 млн, Capesize такого же
возраста – порядка $55.

В целом прогнозируется, что спрос
на балкерные перевозки будет увеличиваться, что не в последнюю очередь связано
с ростом импорта железной руды и угля в Китай, угля в Индию, а также улучшение
экономической ситуации в мире в целом.

Чтобы загрузка балкерного флота
оставалась на текущем уровне (92-94%), необходимо, чтобы фактически сдавался
такой же процент заказанных судов, как и в 2009г. (т.е., примерно на 40%
меньше, чем было запланировано). Достичь этого можно как за счет переноса
сроков сдачи, так и путем отмены заказов.

По-прежнему сохранится влияние на
рынка заторов в портах. На момент подготовки отчета, отмечают в Golden Ocean,
более 170 балкеров Capesize простаивали в ожидании погрузки или выгрузки. Это
соответствует 20% всего глобального флота Capesize.