Частные портовые операторы против порядка согласования отвода земучастков для строительства гидротехнических сооружений инициированного Минтрансом

2010-02-16 12:34:42

Частные портовые операторы протестуют против попытки Минтранссвязи утвердить новый порядок согласования отвода земельных участков при строительстве в портах гидротехнических сооружений. Эксперты признают, что процедуру необходимо упорядочить, однако участники рынка усматривают в законопроекте попытку создать новые предпосылки для коррупции.


Ассоциация «Союз портовых
операторов», объединяющая 22 частные компании из бизнеса по портовой перевалке,
пытается не допустить утверждения приказа Минтранссвязи о новом порядке
рассмотрения и согласования предложений по строительству в портах
инфраструктурных объектов.

В письме ассоциации на имя и.о.
министра транспорта Василия Шевченко и главы Госкомпредпринимательства
Александры Кужель предлагается пересмотреть
проект документа, «чтобы избежать появления расхождений с действующим
законодательством».

Документ, о котором идет речь,
был предложен министерством еще в декабре прошлого года, и в настоящее время
находится на этапе публичного обсуждения.

Как объясняют чиновники
Минтранса, акт не предполагает кардинальных нововведений в области координации
отношений между регулятором и частным бизнесом, предлагая лишь узаконить уже
сложившуюся практику. «В настоящее время отсутствует четкий порядок, который
регламентировал бы реализацию Министерством транспорта своего права на
согласование землеотвода и строительства»,— отмечается в объяснительной записке
к законопроекту. Последний является, по сути, попыткой Минтранса замкнуть на
себе все процедуры по утверждению проектов создания новых гидротехнических
объектов в государственных портах.

Кроме того, предполагается
введение новых требований — например, наличие согласования с начальником порта,
в котором планируется стройка, а также экспертной оценки эффективности объекта
строительства.

«Утверждение приказа обеспечит
сохранение госимущества государственных морских портов, сохранит надлежащий
уровень безопасности судоходства и установит четкий правовой механизм получения
разрешений»,— комментируют в Минтрансе.

Вместе с тем, по мнению операторов
рынка, нормативный акт создаст лишь новые предпосылки для коррупции в отрасли,
поскольку удлинит бюрократическую цепочку при утверждении инвестиционных
проектов. «Если раньше все решалось в Госфлотинспекции, то теперь вопрос
замыкается на более высоком уровне — министра и замминистра. Такими действиями
Минтранс реально показывает, как он заботится о привлечении инвестиций в
отрасль»,— говорит один из представителей частных компаний.

В своем официальном протесте
операторы апеллируют к нормам действующего законодательства (Кодекс торгового
мореплавания, Земельный и Водный кодексы), которые, по их мнению, ограничивают
компетенцию Минтранссвязи в вопросе землеотвода только аспектами, касающимися
безопасности.

«Основания для коррупции создает
и требование согласовывать проект строительства с начальником порта. А он
априори не заинтересован в появлении конкурентов»,— говорит директор
контейнерного терминала ТИС Андрей Кузьменко.

В довершение ко всему требование
чиновников среди прочих документов предоставлять экспертную оценку
эффективности объекта строительства участники рынка называют недопустимым
вмешательством в хоздеятельность субъектов предпринимательства.

«В целом мы поддерживаем
инициативу утверждения такого порядка — отрасли необходимо установление правил
игры. Однако Минтранс как орган управления не должен выходить за рамки своей
компетенции и вмешиваться в инвестиционные процессы, для этого есть другие
ведомства и другие нормативные акты»,— подытоживает исполнительный директор
ассоциации СПО Сергей Никулин.

Добавим, некоторые эксперты
появление спорного акта связывают в том числе с интересами отдельных портов и
их руководителей, которые находятся в состоянии перманентного конфликта с
работающими там стивидорами. Новый порядок может стать веским инструментом
влияния портовых администраций при решении вопросов собственности с частным
сектором.

Екатерина ГРЕБЕНИК, Экономические известия