“Сейчас наилучшее время для наведения порядка” – начальник Ильичевского порта Геннадий Скворцов

2009-12-15 15:21:29

Начальник ГП «Ильичевский морской торговый порт» Геннадий Скворцов считает, что сейчас выгодное время для инвестиций в украинские порты.



— Чем украинские порты интересны инвесторам?

— В первую очередь — значительным природным потенциалом. Свободными
территориями, незанятым берегом внутри бухт, хорошими железнодорожными и
автомобильными подъездами, благоприятными условиями для судоходства. Сейчас
Еврокомиссия за счет собственных средств готовит технико-экономическое
обоснование новых инвестпроектов для портов Одессы, Ильичевска и Южного. Не
будь наши порты привлекательными, этого, конечно, никто бы не делал.

— Какие направления наиболее перспективны?

— Анализ перспектив развития грузопотоков украинских портов показывает, что
сейчас больше всего востребованы комплексы для перевалки контейнеров и
навалочных грузов. Самым динамично развивающимся сегментом были и останутся
контейнерные терминалы. Прежде всего необходимо развивать мощности для работы с
крупнотоннажными судами — контейнерами емкостью 8 тыс. ТEU и выше. Если изучить
потенциал портов Азовского и Черного морей, то очевидно, что они рассчитаны в
первую очередь на работу на экспорт. Резерв экспортных мощностей доходит до
50%, в то время как украинские порты не предназначены для работы на импорт
навалочных грузов, скажем, руды и угля. В нашем порту мы будем развивать прежде
всего этот сегмент.

— Необходимы ли новые терминалы?

— Скорее реконструкция существующих. На это потребуются в десятки раз
меньшие капиталовложения.

— Что должно быть источником инвестиций?

— Собственные средства порта, кредиты и частные инвестиции.

— Но частные инвестиции приводят к конфликтам в портах…

— Конфликты с инвесторами никому не в радость. Все они, по-моему,
происходили из-за того, что принципы партнерства при работе в портах до сих пор
не были регламентированы законодательно. Важно определить форму
государственного и частного партнерства в портах. То есть решить, будет ли это
аренда, концессия, передача производственных мощностей в управление или
совместная деятельность. Сейчас, кстати, лучшее время для того, чтобы навести
порядок в этой сфере — отказаться от невыгодных соглашений и раз и навсегда
определить правила игры.

— Почему сейчас наилучшее время для изменений?

— Из-за экономического кризиса дефицит тех или иных портовых мощностей
сказывается в наименьшей степени.

— А что вы предлагаете изменить?

— Верховной раде необходимо принять законы, регламентирующие порядок
проведения конкурса по отбору оператора-инвестора, а также принципы и
требования, которые должны быть заложены в тексты инвестиционных договоров.
Здесь неплохо было бы использовать международный опыт. Мы, например, получили
кредит ЕБРР и в рамках кредитного соглашения должны придерживаться методологии
выбора и мониторинга операторов-инвесторов, согласованной с ЕБРР. Подобного
рода документ можно использовать как базовый при подготовке соответствующего
законопроекта. Естественно, такая работа ведется и соответствующие
законопроекты готовятся.

Укррудпром