Подарки правительства дорого обойдутся портовикам

2009-12-01 14:32:21

Попытки отобрать у портов львиную долю чистой прибыли вызвали не просто бурю возмущения со стороны портовиков, а чрезвычайно активное противодействие. Руководство МТП напрягло все лоббистские силы, чтобы проект не был утвержден. К борьбе портов подключились Минтранссвязи, профсоюзы, профильные ассоциации, которые уже направили в Минфин письма, объясняющие, что Кабмин не имеет юридического права требовать дополнительных “отстегиваний”, а у портов для этого нет физической возможности.



Библейская
притча гласит: “У ненасытимости две
дочери: “давай, давай!”. Украинская
ненасытимость воспитала еще и “падчерицу”,
чей характер прослеживается в украинской
же поговорке: “На тобі, небоже, що мені
негоже”. И в отношении отечественных
портовиков украинский Кабмин весь
ноябрь демонстрировал свою ненасытимость
во всей ее национальной многосторонности.
25 ноября были обнародованы два
постановления Кабмина (№1207 и №1208) и с
полдесятка его распоряжений, посвященных
передаче на баланс Бердянского,
Измаильского, Ильичевского, Одесского
морских торговых портов (МТП) и МТП
“Южный” акваторий этих портов и
прилегающих к ним (акваториям) земель.
А 10 ноября Минис­терство финансов
разослало начальникам Одесского,
Ильичевского, Мариупольского, Херсонского,
Николаевского портов, МТП “Южный”,
специализированного морского порта
“Октябрьск” и ГП “Дельта-Лоцман”
проект распоряжения Кабмина “Об оплате
дополнительной суммы части чистой
прибыли в Общий фонд государственного
бюджета Украины” (копией документа
располагает редакция). И суммы правительство
требует немалые, причем от разных портов
— разные: от 75% до 98% чистой прибыли за
девять месяцев 2009 г.

Естественно,
попытки отобрать у МТП львиную долю
чистой прибыли вызвали не просто бурю
возмущения со стороны портовиков, а
чрезвычайно активное противодействие
(правда, сами портовики комментировать
ситуацию с кабминовскими поборами не
спешат: по крайней мере, представители
Ильичевского, Мариупольского и Одесского
портов на эту тему говорить с БИЗНЕСом
не стали). Руководство МТП напрягло все
лоббистские силы, чтобы проект не был
утвержден. К борьбе портов подключились
Минтранссвязи, профсоюзы, профильные
ассоциации, которые уже направили в
Минфин письма, объясняющие, что Кабмин
не имеет юридического права требовать
дополнительных “отстегиваний”, а у
портов для этого нет физической
возможности. “Трудовые коллективы
портов, безусловно, возмутились по
поводу такого беспрецедентного
предложения “вывернуть карманы”, ведь
речь идет о суммах в десятки миллионов
гривень. К тому же на предприятиях есть
утвержденные с начала года финансовые
планы, планы развития. И все, что они
заработали за 9 месяцев, уже реинвестировано”,
— разделяет негодование портовиков
президент юридической компании КДВ
(г.Одесса; с 2005 г.) Денис Кешкентий. Он
также сообщает, что Ассоциация портов
Украины “Укрпорт” и Коллегия юристов
морского права (КЮМП; г.Одесса; с 2006 г.)
выразили Минфину свои возражения и даже
предоставили юридическое заключение
о незаконности подобных распоряжений
правительства. А Минтранссвязи в
упомянутом письме Минфину (копией
которого располагает редакция) указало,
что “проекты распоряжений Кабмина,
разработанные Минфином, не соответствуют
законодательным актам, имеющим более
высокую юридическую силу”. Минтранссвязи,
в частности, напоминает, что, согласно
Закону “О системе налогообложения”,
устанавливать или отменять налоги и
сборы имеет право только Верховная
Рада, а поправки в этот Закон можно
вносить не позднее, чем за полгода до
начала нового бюджетного года, да и
вступить в силу они могут только с этого
периода (Кабмин “взял за правило”
нарушать этот Закон и делал это и в более
“спокойные” для бюджета времена. —
Ред.). Кроме того, постановлением Кабмина
№184от 11.03.09 г. “О порядке отчислений в
2009 г. государственными унитарными
предприятиями и их объединениями в
госбюджет части чистой прибыли (дохода)”
уже установлен порядок отчислений в
казну. А сам объем отчислений был
определен Законом “О Госбюджете на
2009 г.” в размере 15% чистой прибыли МТП.
“При условии перевода госпредприятиями
в госбюджет дополнительной части прибыли
в указанных проектами размерах, они
(порты. — Ред.) не смогут обеспечить
реализацию основной своей деятельности,
не смогут выполнить обязательства перед
госбюджетом и целевыми фондами, станут
финансово неспособными относительно
расчетов с работниками по оплате труда
и поставщиками работ, услуг. Кроме того,
в связи с отсутствием остатков денежных
средств не будут выполнены финансовые
планы на 2009 г. в части капитальных
инвестиций”, — пишет Минтранссвязи
Минфину.

Но
ненасытимость, видимо, не принимает во
внимание украинское законодательство,
тем более что сами порты “спровоцировали”
повышенное внимание к своим заработкам.
Как писал БИЗНЕС (см. №35 от 31.08.09 г.,
стр.46, 47), только за семь месяцев текущего
года чистая прибыль портов выросла в
3,18 раза по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года. “Порты попали
в собственную ловушку. Они рапортовали
об астрономическом росте чистой прибыли
в 2009 г. благодаря успехам своего
менеджмента, замалчивая тот факт, что
рост прибыли обусловлен увеличением в
2008 г. на 58% портовых сборов и девальвацией
гривни (часть расчетов в портах ведется
в валюте, а расходы МТП, да и прибыль, —
в гривне. — Ред.)”, — отмечает и директор
контейнерного терминала ООО
“Трансинвестсервис” (г.Южный, Одесская
обл.; управление терминалами в МТП
“Южный”; с 1994 г.) Андрей Кузьменко.

Возникает
вопрос: что победит — ненасытимость
Кабмина или юридическая обоснованность
позиции портовиков? “Я полагаю, что
поскольку проявилось юридически
обоснованное противодействие, предложение
Кабмина по принудительному изыманию
денег из портов не будет поддержано,
документ в этой форме так и останется
проектом. Однако не исключаю, что власти
будут искать другие варианты для изъятия
из портов заработанных денег, чтобы
пополнить государственный бюджет до
конца года”, — полагает г-н Кешкентий.
А по предположениям председателя Центра
политического и экономического анализа
(г.Киев; с 2007 г.) Александра Кавы, портовикам
и правительству удастся достичь
консенсуса: “Проект распоряжения
согласуют, просто размер отчислений,
запрашиваемых правительством у портов,
снизят до 50-70% чистой прибыли. Хотя, если
необходимы будут новые вливания в
госбюджет, не исключаю, что могут
потребовать от портов еще денег”.

Водные
просторы

В
передаче портам акваторий эксперты и
участники рынка видят тоже некоторый
подвох со стороны правительства. Согласно
упомянутым в начале данной статьи
постановлениям и распоряжениям Кабмина,
порты должны принять на баланс акватории
с прилегающими землями до конца года.
“А в начале следующего года к портовикам
придет налоговая и начнет требовать
оплаты налогов за полученные в пользование
объекты”, — отмечает вице-президент
КЮМП Сергей Горчаков. Господин Кава
полагает, что данная инициатива позволит
правительству получить еще один
дополнительный источник наполнения
госбюджета (поскольку оно начнет,
наконец, получать деньги за земли и
воды, ранее находившиеся “под эгидой”
местных властей, которые никаких налогов
и отчислений за пользование ими не
платили). “Я думаю, что правительство
приняло такое решение, чтобы обеспечить
через дополнительные налоги поступления
в госбюджет и вывести хотя бы часть
денег, оборачивающихся в портах, из
тени”, — говорит он. Хотя сами портовики
и лоббировали принятие такого решения,
они, по словам г-на Кузьменко, плохо
понимают, во что ввязались: “Порты скоро
начнут жаловаться на непомерную налоговую
нагрузку и требовать преференций,
поскольку им придется платить
дополнительные налоги за акватории и
на землю (местные власти не упустят
шанса пополнить свои бюджеты). Ведь дело
в том, что, например, у того же Ильичевского
МТП территория порта занимает около
350 га, а территория акватории — около
12 тыс. га”.

Но
каким образом оценивать стоимость
“свежеполученной” земли и воды, а
соответственно, и размер налогов и
отчислений за их пользование, никто не
знает. По словам г-на Горчакова, в декаб­ре
портовики и транспортные эксперты
планируют собраться вместе, чтобы
решить, каким же образом оформлять
полученное имущество. Не разобрались
в ситуации, по крайней мере, с дальнейшей
судьбой акваторий и представители
местных властей, зато решение земельного
вопроса они готовы подсказать хоть
сейчас. “В принципе, правильно передать
портам акватории. Они (порты. — Ред.)
наконец-то смогут не только правильно
рассчитывать сборы за ее (акватории. —
Ред.) прохождение, но и строить планы
своего развития и расширения, понимая,
в каких границах находятся. Но вот
прибрежную зону отдавать портам нельзя:
могут возникнуть большие проблемы,
поскольку на этих территориях уже
построены различные объекты”, — говорит
заместитель губернатора Херсонской
области Олег Довбыш.

Пока
же портовики радуются решениям Кабмина.
Как заявил БИЗНЕСу директор департамента
развития и инвестиций Ильичевского
морского торгового порта (ИМТП; Одесская
обл.; с 1958 г.) Георгий Токман, практика
передачи акваторий портам используется
во всем мире. “Очень важно, чтобы портам
отдавали акватории вместе с землей,
потому что это нераздельный ресурс.
Пока земля не перейдет в распоряжение
портов, Украина не сможет уйти от практики
использования договоров совместной
деятельности при сотрудничестве портов
с частными инвесторами”, — уверен он.
Оговорка, что называется по Фрейду. Дело
в том, что пока земли, прилегающие к
акваториям, находились на балансе
местных госорганов, частные операторы
с ними согласовывали вопросы выделения
площадей под свои проекты, а теперь
придется договариваться с портовиками,
которые, как опасаются частные стивидоры,
начнут зачистку территорий (теперь уже
принадлежащих МТП) от неугодных
инвесторов. “Данная инициатива (передача
акваторий в пользование портам. — Ред.)
была реализована для ограничения
конкуренции портов с частниками. Теперь
порты смогут даже ограничивать возможность
прохода судов к частным терминалам и
причалам. Таким образом порты пытаются
“зацепить” остатки грузопотоков”, —
полагает г-н Горчаков. Правда, по мнению
г-на Токмана, такие предположения
совершенно не обоснованы. Впрочем, стоит
отметить, что, как минимум, со строительством
частных терминалов и причалов могут
возникнуть проблемы, поскольку, согласно
“акваториальным” решениям Кабмина,
земли и воды переданы портам “при
условии недопущения в дальнейшем
передачи акватории или ее части другим
субъектам хозяйствования”. Но частники
не думают, что одна эта приписка
воспрепятствует хоздеятельности в
портах. “Даже с такой припиской частные
инвесторы смогут работать в акваториях.
В любом случае для реализации того или
иного проекта придется заключать своего
рода договор о совместной деятельности,
и акватория просто послужит взносом
портов в общее дело. А уже другой вопрос,
захотят ли инвесторы работать в портах,
поскольку правила их привлечения и
условия работы до сих пор не разработаны”,
— поясняет вице-президент по Южному
региону “Национальной контейнерной
компании” (г.Москва, РФ; оператор
контейнерных терминалов; с 2002 г.) Валентин
Варваренко.

Ангелина
Бакалинская, business.ua