Украина разрывает паромные отношения с Болгарией и Грузией

2009-11-25 13:47:25

Хозяйственный спор двух частных судоходных компаний может нарушить баланс в сфере железнодорожных паромных перевозок трех стран.



Украина начала процедуру
денонсации трехстороннего соглашения между Болгарией, Грузией и Украиной о
совместной эксплуатации железнодорожной паромной переправы между портами Варна,
Ильичевск, Поти/Батуми. Инициатором выступила судоходная компания “Укрферри”
(Одесса).

На прошлой неделе президент ЗАО
“Укрферри” Александр Курлянд направил Александру Турчинову очередное обращение,
в котором отмечено, что данное соглашение “не отвечает национальным интересам
Украины”.

Это соглашение, подписанное 17
апреля 1999 года, консолидировало подписанные в 1996-м двусторонние
украинско-грузинские и украинско-болгарские соглашения. Тем самым два
железнодорожных паромных судна СК “Болгарский морской флот” (БМФ) “Герои
Одессы” и “Герои Севастополя” получили возможность в рамках финансового пула
участвовать в перевозках между Украиной и Грузией. На условиях пула, еще в
рамках соглашения между СССР и Болгарией, с 1978 года работала и линия
Ильичевск — Варна. С украинской стороны оператором СК “Укрферри” перевозки
обеспечивались двумя такими же судами — “Герои Шипки” и “Герои Плевны”.
Паромное сообщение между Украиной и Грузией было открыто в 1996 году, вначале в
режиме перевозок автотехники, а с 1998-го, после строительства
специализированных паромных комплексов в Поти и Батуми, и в железнодорожном
варианте. А в конце 2007 года “Укрферри” завершила строительство паромного
комплекса в Керчи, что значительно сократило маршрут из Украины в Грузию.

Конфликт между судоходными
компаниями начался в прошлом году после приватизации БМФ (70% акций выкупил
немецко-болгарский консорциум “Кей Джи Меритайм Шиппинг”, 30% остались в
госсобственности). С 1 мая 2009 года болгарская компания в одностороннем
порядке прекратила действие “Инструкции о взаиморасчетах”. Согласно этому
документу распределение доходов между “Укрферри” и БМФ осуществляется
пропорционально количеству рейсов с соблюдением паритета. Но в условиях кризиса
обнаружился перекос в пользу загрузки “Укрферри”, и болгары предложили
урегулировать проблему. Кроме того, Александр Курлянд расценил действия БМФ как
“подписание договоров на перевозки по несогласованным тарифам”. В августе БМФ
определила своим агентом в Украине одесское ЗАО “Пласке”. Эта компания только
недавно подписала соглашение с “Укрзализныцей” по проведению расчетов за
пользование вагонами, контейнерами и за другие услуги в направлениях Ильичевск
— Варна, Ильичевск — Поти/Батуми и Керчь — Поти/Батуми.

Несмотря на то что распределение
доходов является сугубо двусторонним делом двух компаний, Курлянд просит
вице-премьер-министра дать поручение Минтранссвязи и “Укрзализныце” временно
запретить прием грузов к перевозкам в паромном сообщении Ильичевск —
Поти/Батуми по договорам с БМФ или его представителями до получения
подтверждения от “Укрферри” о выполнении БМФ статьи соглашения о порядке
расчетов и согласовании тарифов.

Инициатива украинской компании
выглядит как попытка вытеснить два болгарских парома с украинско-грузинского
направления, на котором в последние годы перевозится около 90% грузов от общего
объема перевозок между тремя странами. Так, в 2008 году в сообщении Украина —
Грузия было перевезено 976,4 тыс. т, а в сообщении Болгария — Грузия — 53 тыс.
т. В то же время в 2006—2007 годах при объемах перевозок в 1,2—1,3 млн. т даже
пять паромов не всегда обеспечивали потребности в перевозках, особенно в
пиковые периоды. Вытесняя болгарские паромы с грузинского направления,
“Укрферри” пытается самостоятельно обслуживать сократившийся из-за кризиса
почти вдвое грузопоток. Если за девять месяцев 2008 года в сообщении Украина —
Грузия было перевезено 6952 груженых вагона, а в сообщении Украина — Болгария —
1716, то в этом году 3870 и 594 соответственно. За девять месяцев 2008 года
болгарские паромы перевезли в/из Грузии 3011 вагонов (43,3%), а в 2009-м — 352
(9%).

Кроме кризиса на спад перевозок
повлиял и уровень тарифов. $2700 стоит перевозка одного груженого вагона на
линии Ильичевск — Поти/Батуми. Перевозка в Грузию по железной дороге через
Россию (Дагестан) и Азербайджан обойдется значительно дешевле. Как
прокомментировали руководители нескольких транспортно-экспедиторских компаний,
денонсация трехстороннего соглашения выгодна только “Укрферри”. Существующий
грузопоток между Украиной и Болгарией не обеспечит загрузку двух болгарских
паромов.

Правда, выгода для “Укрферри” будет
кратковременной. Ведь после заключения необходимых договоров с портами,
железными дорогами и экспедиторами судам БМФ никто не может запретить
самостоятельные перевозки между Ильичевском и Грузией. Кроме того, конкуренция
двух перевозчиков, уже не работающих в пуле, будет способствовать снижению
тарифов. И если ранее обе компании могли устраивать “монопольку” и
согласовывать тарифы, то такая конкуренция будет выгодна грузоотправителям, а
не самим перевозчикам. Но главной проблемой станут имиджевые потери для
пресловутого транзитного потенциала Украины. Ведь трехстороннее соглашение было
подписано в контексте многостороннего соглашения о развитии транспортного
коридора Европа — Кавказ — Азия (TRACECA).

Александр АРБУЗОВ, Комментарии