Страхование судовладельцев и моряков от пиратства снова стало актуальным – анализ и формулы

2009-11-10 10:01:53

В последнее десятилетие наблюдается значительный всплеск пиратской активности на море. Отсутствие правовой базы и «дыры» в законодательстве создают благоприятные условия развития пиратства.


Пираты 21-го столетия имеют сверхсовременное оружие и бороздят морские воды
на сверхскоростных лодках. Внезапность появления – самый главный элемент их
рейдов. Во многих случаях они появляются под видом сотрудников береговой
охраны. Современные пираты ведут деятельность как в портах, так и в открытом
море. Их преступления варьируются от банальных краж принадлежности судов к
похищениям целых кораблей и даже убийств.

Пиратство является серьезной угрозой для судоходных компаний, моряков,
владельцев грузов и, конечно, страховых компаний. Согласно еженедельных отчетов
Международного морского бюро (
International Maritime Bureau, Лондон), пираты атакуют суда почти
ежедневно. Наиболее опасными регионами являются прибрежные воды Юго-Восточной
Азии, Индии и Африки, а с недавнего времени – и Басрский Залив (побережье
Ирака).

По состоянию на конец сентября 2009 года, с начала 2009 года произошло 294
пиратских нападения, 34 из которых закончились похищением кораблей. В
результате 559 человек были взяты в плен. 97 нападений имели место в Аденском
Заливе, 47 – у берегов Сомали и еще 4 атаки сомалийских пиратов произошли у
берегов Омана. В целом сомалийские пираты похитили 32 судна, захватив в плен
532 человека.

Судоходные компании очень напуганы такой статистикой, ведь стать жертвой
пиратов может любой корабль, который в результате приведет к многомиллионным
убыткам. В 2007 году за захваченный с экипажем в плен корабль пираты требовали
не более $1 млн., в 2008 году отправной точкой стала сумма в $1 млн., а по факту
уплачивались значительно большие суммы. В целом, в течение 2008 года пираты
получили в качестве выкупных сумм около $80 млн., а расходы на ведение
переговоров составили $40-50 млн. Вместе с тем, Международное морское Бюро
отмечает, что около половины всех пиратских нападений не декларируются, а
следовательно сведения относительно сумм, уплаченных за выкуп корабля
отсутствуют. Однако даже годовой оборот в $120-130 млн. представляется
значительным.

На сегодняшний день страхования предлагает три вида морских страховых
продуктов:

* H&M (Hull And Machinery) – страховой полис покрывает затраты,
связанные с поломков двигателей и оборудования, или повреждения корпуса судна
(вследствие противоправных действий третьих лиц, столкновения с другими плавающими
средствами или посторонними предметами и стихийных бедствий);

* P&I (Protection And Indemnity) – страховой полис покрывает расходы
судовладельца, связанные с требованием третьей стороны возместить причиненные
ей убытки (здесь учитываются требования владельца груза, членов экипажа и любых
других третьих лиц);

* F&D (Freight And Demurrage) – страховой полис покрывает
обязательства фрахтователя уплатить определенную сумму перевозчику за задержку
погрузки судна.

До недавнего времени судовладельцы не слишком занимались страхованием
рисков пиратства. Однако, в 2008 году наблюдалось активное размещение
судовладельцами рисков угон судна в страховых компаниях за дополнительную
страховую премию к полису
H&M или P&I.

Но как оказалось, уплаченных дополнительных премий недостаточно для
покрытия убытков.

По результатам деятельности по данному виду страхования в 1-м квартале 2009
года, андеррайтеры Лондонского рынка предложили отдельный полис страхования от
рисков пиратства. Стоимость данного полиса рассчитывается индивидуально и, как
правило, он заключается на срок одного рейса с четким указанием района и
времени прохождения опасных зон, а любое отклонение без предварительного
согласования со страховщиком приводит к приостановлению действия договора.

Проблемой остается отсутствие андеррайтингових методик расчета страховых
тарифов. Страховая премия за риски пиратства является предметом дискуссий
ведущих андеррайтеров страхового и перестраховочного рынка.

По нашему же мнению, абсолютная ясность последствий реализации страхового
события существенно упрощает вычисления страховых тарифов. Мы попытаемся
построить упрощенную модель с некоторым предположениям, что позволит определить
приемлемый размер страхового тарифа, а также вычислить максимальный размер
убытков от реализации риска.

Условия модели:

* Пусть маршрут судна пролегает через Красное Море и Аденский Залив.

* Средняя продолжительность перехода через Аденский Залив составляет 1
сутки, а количество кораблей, осуществляющих переход – 50 судов в сутки.

* Страховой случай – захват судна и экипажа в плен.

* Нападение пиратов на судно не является страховым случаем.

Согласно статистике Международного морского Бюро:

144 – количество нападений в течение 265 дней;

32 – количество собственно захватов суден в результате нападений.

Вероятность события А «нападение пиратов»:

144/265 * 1/50 = 144/13250

Вероятность события В «захвата судна», учитывая, что событие А
реализовалась: 32/144;

Тогда по формуле условной вероятности:

Р(В) = Р(АВ)/Р(А) = (32/144 * 1/265) / (144/13250) = 0,0772

Так, нетто-страховой тариф по такому договору должен составлять 7,72%.

Предположим, что лимит ответственности по основным рискам установлен на
уровне $1 млн. Считать, что по договору страхования страховщик должен
осуществить возмещение ущерба не позднее, чем через два месяца со дня
наступления страхового события. Наихудший вариант реализации риска – 2 месяца
бесплодных переговоров, который приведет к полной уплате возмещения в размере
$1 млн. Высчитаем приведенную текущую стоимость будущего денежного потока в
размере $1 млн., если он уплачивается одним платежом через 2 месяца.

2

Где 0,04 – без рисковая процентная ставка вложений в ценные бумаги
государственного казначейства США, проценты по которым начисляются ежемесячно.

Следовательно, отсрочка страховой выплаты позволит сэкономить:

1 000 000 – 993 366,52 = $6 633,48

Таким же образом подсчитаем будущую стоимость денежного потока, если
страховщик будет инвестировать страховую премию в размере $77 200 в такие же
ценные бумаги.

1

Заработок от такой операции составит:

77 715,52 – 77 200 = $515,52

Итак, приняв на содержание риск захвата судна без перестрахования, в случае
реализации риска, убытки страховщика составят:

1 000 000 – 77 200 – 6 633,48 – 515,52 = $915 651

Страхование рисков пиратства является одновременно привлекательным,
учитывая заинтересованность судовладельцев и высокие тарифы, и опасным.
Результаты вычислений показывают, что страховщик должен либо формировать
большой портфель релевантных рисков, либо львиную долю перестраховывать в
крупных перестраховочных обществах.

Мы убеждены, что страхование рисков пиратства – это новый перспективный
рынок, который требует инновационных методик риск-менеджмента. Кроме этого
крупные страховщики, которые видят в рынке перспективу, должны уже сейчас
сотрудничать с международным организациями и правительствами, стран в прибрежных
водах которых процветает пиратство, по поводу международно-правового
регулирования пиратской активности.

Так, например, международный перестраховщик Munich Re совместно с Международным Морским Бюро разрабатывает проект стоимостью
$200 млн. по введению военных сил ООН в прибрежные воды Сомали и Аденский
Залив.

В будущем регулярное патрулирование опасных водных пространств должно
способствовать уменьшению количества преступлений и, одновременно, уменьшению
финансовой нагрузки на страховщиков, страховать риски пиратства.

Александр Киримов, андеррайтер специально для forINSURER.com