«Спасение» Черноморского морского пароходства отложено на полгода

2009-10-30 14:36:44

24 октября 2009 г. должно было стать датой начала процедуры ликвидации Черноморского морского пароходства. Но санация продлена еще на полгода, тем самым процедура «спасения» пароходства уже на два года превышает предусмотренные законодательством сроки.



Напомним, дело о банкротстве ЧМП было возбуждено Хозяйственным судом
Одесской области еще в августе 2003 г. В начале 2006 г. Минтранссвязи
подготовило план санации, но хозсуд утвердил его только 19 августа 2008 г. В
тот же день управляющим санации был назначен Владимир Шнякин вместо
экс-президента ЧМП Евгения Кожевина (2004-2008 гг.).

Причем назначен с нарушением законодательства, т.к. против его кандидатуры
выступили комитет кредиторов и Минтранссвязи. Транспортное ведомство попыталось
оспорить это назначение. И уже в марте 2009 г. подало в Верховный суд
кассационную жалобу с просьбой отменить решения Хозсуда Одесской области от 19
августа 2008 г., Одесского апелляционного хозсуда от 18 ноября 2008 г. и
Высшего хозяйственного суда от 25 февраля 2009 г. А также перенести
рассмотрение дела «в хозяйственный суд 1 инстанции другой области». Но и
Верховный суд отклонил жалобу министерства.

В апреле 2009 г. Хозсуд Одесской области продлил санацию еще на полгода до
24 октября. Тем самым, уже в нарушение законодательства процедура санации
продолжалась более предусмотренных 18 месяцев. То есть после 24 октября,
согласно законодательству, должна была начаться процедура ликвидации ЧМП. Но
как сообщил источник в Минтранссвязи, санация вновь продлена еще на полгода. А
это означает, что в случае продажи имущества ЧМП, предусмотренного планом
санации, на аукционе, неудовлетворенные претенденты имеют возможность
оспаривать право новых собственников в судах. А претендентов немало. Причем это
очень «достойные» люди, явно не желающие покупать объекты пароходства по
рыночной цене на открытых торгах.

Сегодня ситуация с ЧМП вообще доведена до абсурда. Балансовая стоимость
объектов ЧМП составляет около 500 млн. грн. а доказанный долг перед кредиторами
всего 36 млн. грн. Причем еще в начале 2008 г. кредиторы были готовы в качестве
компенсации ограничиться только одним зданием в Одессе на ул. Дерибасовская,4.
Но, видимо, вопрос расплаты с кредиторами является второстепенным для
заинтересованных сторон. Это подтверждают и недавние события.

В конце сентября Черноморская транспортная прокуратура вынесла протест на
«незаконные действия по организации проведения аукциона по продаже имущества
ГСК ЧМП», адресованный управляющему санацией пароходства Владимиру Шнякину.
Поводом для протеста прокуратуры (копией которого располагает
tbu.com.ua) стало сообщение о
проведении аукциона, опубликованное 21 августа 2009 г. в газете «Комсомольская
правда в Украине». При этом в объявлении не указаны названия объектов продажи,
их местонахождение, стартовая стоимость, условия продажи и эксплуатации, сумма,
которую должны вносить покупатели в размере 10% начальной стоимости объекта,
время и место личного ознакомления с объектом, место проведения аукциона.

На эти нарушения процедуры еще 16 сентября также обратило внимание
В.Шнякина региональное отделение ФГИУ в Одесской области. Были нарушены
требования ст.15 закона «О приватизации небольших государственных предприятий
(малой приватизации)». Кроме того, в нарушение законодательства продажа не была
согласована с Минтранссвязи и на момент подачи протеста прокуратуры не была
проведена экспертная оценка имущества ЧМП.

Аналогичную попытку продажи активов В.Шнякин предпринял еще 24 ноября 2008
г., когда разместил объявление в одесской газете «Объява» о проведении 26
декабря аукциона. Причем значительная часть предложенных к продаже объектов
недвижимости не была предусмотрена планом санации. Всего по нашей информации
таких объектов от 6 до 8, но, по словам источника в Минтранссвязи, в случае с
приостановленным прокуратурой аукционом, речь идет о десятках объектов. Причем
ЧМП сложно отнести к предприятию «малой приватизации». В январе 2008 г.
заместитель министра транспорта и связи Владимир Работнев отмечал, что только
балансовая стоимость активов ЧМП составляет свыше 500 млн. грн. Причем по
оценкам опрошенных
tbu.com.ua осенью 2008 г. экспертов реальная рыночная стоимость активов, а это в
основном недвижимость в центре Одессы, земельные участки, а также порт во
Вьетнаме, до кризиса составляла около 5 млрд. грн.

Именно за это оставшееся наследство некогда крупнейшей судоходной компании
мира в последние годы идет борьба различных одесских бизнес-групп, местных и
министерских чиновников. Как судоходная компания ЧМП перестала существовать в
2001 г, когда не осталось ни одного судна из некогда трехсот. Правда, к 2007
г., пароходству удалось вернуть четыре.

Попытки отстранить В.Шнякина с должности управляющего санацией
предпринимались неоднократно. Так 7 февраля 2009 г. на основании материалов
проверки, инициированной СБУ, приказом №14 Госдепартамента по вопросам
банкротства была аннулирована лицензия В.Шнякина на право осуществления
хозяйственной деятельности арбитражных управляющих, за нарушения лицензионных
условий при управлении ГСК «ЧМП». А 17 февраля комитет кредиторов признал
работу В.Шнякина неудовлетворительной и предложил определить новую кандидатуру
на эту должность.

Но лицензия вскоре была восстановлена. При этом, не была учтена информация
Владимира Работнева, представленная комитету кредиторов о том, что «управляющим
санацией ГСК ЧМП Шнякиным В.А. прекращена текущая уплата налогов, сборов,
других обязательных платежей, расторгнуты договоры с арендаторами, что приводит
к уменьшению доходов предприятия; увеличены расходы на охрану предприятия, что
привело к росту непродуктивных расходов, подписываются заведомо неправдивые
данные о техническом состоянии имущества предприятия; прекращено формирование
бухгалтерских отчетов и предоставление их контролирующим органам».

Причина, видимо, в том, что на активы свободного от долгов ЧМП, как
стратегического госпредприятия уже сложно будет кому-либо претендовать. Кроме
того, у ЧМП тоже есть должники. Пароходству должны около $50 млн. иностранные
компании и около $30 млн. – украинские. При этом так и не выполнен указ
Президента от 16 мая 2008 г. о мерах по развитию Украины как морской державы,
которым было поручено разработать в двухмесячный срок план действий по решению
проблем ЧМП.

Василий Бондарь, Транспортный бизнес