Политика к «Авлите» «не пристает». Пока

2009-09-08 13:42:18

За минувшую неделю произошло три события, которые дают повод поразмыслить на тему «как относятся к проекту строительства в Севастополе угольного терминала политики и как это повлияет на реализацию проекта».



Сначала председатель Севастопольского городского совета Валерий Саратов в эфире одного из каналов заявил,
что горсовет в принципе не может принять по поводу УПК никакого
решения, поскольку это, дескать, вне компетенции местных депутатов.
Более того, Саратов публично «умыл руки»: по его словам, горсовет
сделал все, что мог – обратился в Киев с просьбой создать комиссию и
обеспечить соблюдения прав граждан в связи с намерением «Авлиты»
построить терминал. Все, точка. Дальше, якобы, от городских властей
ничего не зависит, уповаем не центральную власть.

1 сентября на указанную тему высказался Арсений Яценюк. Ах, да.
Высказался – это не совсем удачное слово. Скорее, отмолчался, следуя
принципу «язык нужен для того, чтобы скрывать свои мысли» (детальнее о его взглядах на УПК «Авлиты» – чуть ниже).

Затем появилось заявление общественной организации «Экология и мир».
Обобщив полученные на данный момент ответы разнообразных
государственных структур, которые обязаны дать оценку проекту, экологи
пришли к выводу, что чиновники либо не усматривают в угольном терминале
ничего угрожающего (опасного, противозаконного и т.д.), либо ничего
внятного и окончательного говорить не собираются.

В силу того, что в ближайшие годы Украину ожидает череда выборов
(президентские – местные – парламентские), тема угольного терминала
неизбежно будет политизирована, и это будет влиять на реализацию
проекта. Первый – президентский – «акт» этой околоугольной «драмы» уже
разворачивается на наших глазах, хотя избирательная гонка еще даже
официально не объявлена.

Но отношение кандидатов в президенты к терминалу «на старте» достаточно
показательно и дает возможность спрогнозировать характер освещения темы
в ближайшие месяцы, а также сделать предположения по поводу будущего
самого объекта.

Буря в стакане воды

Чтобы рассуждать о вероятном поведении участников президентской
кампании, необходимо объективно оценить важность темы угольного
терминала в масштабах страны.

В Севастополе отдельным гражданам, особенно – организаторам и
участникам акций протеста, которые «варятся» в процессе, может
показаться, что вокруг темы УПК вращается Земля, что всякий житель
города с именем «Авлиты» ложится и встает.

Действительно, благодаря усилиям экологов и нескольких радикальных
организаций, а также контрмерам «Авлиты», тема УПК прочно вошла в
информационную картину города. Несколько раз в неделю вопрос
строительства УПК освещается в СМИ.

Однако, как показывают публичные акции протеста, организованные противниками терминала (детальнее об этом см. здесь),
подавляющее большинство горожан не считает намерения «Авлиты» своей
основной проблемой. Или от незнания, или в силу осознанного решения.
Таким образом, на уровне города вопрос УПК является важным, влияющим на
политическую повестку, но не самым острым.

На национальном уровне – другая ситуация. Как публичная проблема
всеукраинского уровня угольный терминал в Севастополе вообще не
существует. Была вероятность, что, пользуясь всеукраинским статусом
собственника «Авлиты» Рината Ахметова, противникам терминала удастся
«раскрутить» тему до его уровня. Однако, на сегодняшний день вопрос с
УПК «Авлиты» остается локальным и неактуальным за
пределами Севастополя. Население других регионов о проекте терминала
ничего не знает, поскольку национальные СМИ тему освещают мало,
эксперты ее не комментируют и т.п.

Учитывая это, можно сделать однозначный вывод, что проблема УПК не
будет присутствовать в программах и списках важных для страны вопросов,
с которыми «пойдут в народ» кандидаты первого эшелона – Юлия Тимошенко,
Арсений Яценюк, Виктор Ющенко, Владимир Литвин (о Викторе Януковиче –
вообще без комментариев). Т.е., те, кто будет проводить реальную
кампанию в масштабах страны.

Ситуация с «Авлитой» имеет кардинальные отличия, например, от ситуации
2004 г. с «Криворожсталью». Тогда указанный завод был символом борьбы
новой власти во главе с Виктором Ющенко против несправедливой политики
«прихватизации», практиковавшейся режимом Леонида Кучмы. Народу обещали
вернуть «украденный объект». Это укладывалось в общую кампанию борьбы с
«бандитською владою». Поэтому возвращение «Криворожстали» превратилось
в одно их ключевых обещаний, которое и было реализовано (с пользой для
страны или без – другой вопрос).

Сейчас расклад совершенно иной. «Авлита» – успешно работающее
предприятие, его никто ни у кого не крал, вопрос о смене собственника и
«восстановлении справедливости» не стоит. На фоне перестрелок на
коньячном заводе в Новой Каховке или конфликтов между стивидорами и
государственной властью в порту «Южный» «Авлита» – островок
стабильности и благополучия.

Объяснять жителям Киева, Харькова, Львова или любого другого региона,
почему следует / не следует строить угольный терминал в Севастополе –
бессмысленно. Люди справедливо скажут: «Экология? Загрязнение?
Возможно. Но какое нам до этого дело? Своих проблем по горло, пусть в
Севастополе и разбираются». Поэтому для кампаний всеукраинского уровня
этот вопрос не актуален.

Кроме неактуальности самой темы, есть и другие причины. Никто из первых
лиц государства не заинтересован раскачивать хлипкую лодку украинской
державы в бурных водах кризиса. Иначе барахтаться в пучине придется
вместе. И политики, и бизнесмены первого эшелона своим поведением
показывают, что экономические активы в грядущей избирательной кампании
страдать не должны. Мухи – отдельно, котлеты – отдельно.

Политическая атака на бизнес (а в случае с «Авлитой» других вариантов
нет) будет очень неудачным сигналом со стороны любого кандидата в
президенты. Дело не только в том, что никто не захочет глобально
ссориться с Ахметовым из-за регионального малоизвестного объекта. Никто
не захочет показывать бизнесу в масштабах страны, иностранным
инвесторам: сегодня из конъюнктурных соображений я напал на бизнес
Ахметова, завтра, в случае победы, нападу на твой.

Поэтому еще раз подчеркнем, что терминал как всеукраинская «фишка» не
существует и основные кандидаты серьезно заниматься этой темой не
будут. Ни до, ни после выборов. Их действия пока об этом красноречиво
свидетельствуют.

Не царское это дело

Действующий президент Виктор Ющенко ничего о терминале не
говорил, хотя за последние месяцы неоднократно бывал в Севастополе. Все
его шаги направлены на то, чтобы Севастополь получил невоенную опору
для существования. Развитие порта и строительство УПК в эту идеологию
вписываются. Скорее всего, президент деталей проекта не знает, но они
ему и не нужны. Главное, чтобы стратегическая линия выдерживалась.

Спикер Верховной Рады Владимир Литвин, будучи с визитом в
Севастополе, тему угольного терминала тоже не затрагивал. Ему, по
большому счету, все равно. Во-первых, это не его конек. Он больше по
селу. Во-вторых, критика либо поддержка терминала вряд ли существенно
отразятся не его позициях в Севастополе. А личный конфликт (в случае
критики) с влиятельными регионалами может возникнуть. Поэтому,
осторожный Литвин будет тему просто игнорировать или делать ремарки
типа «пусть решает народ».

Одним из главных претендентов на пост президента Украины является лидер Партии регионов Виктор Янукович.
Очевидно, что Виктор Федорович не скажет ни одного плохого слова о
проекте «Авлиты». Еще более очевидно, что в случае победы Януковича
проект УПК ожидают безоблачные перспективы и режим наибольшего
благоприятствования.

Главным конкурентом Янковича является действующий премьер-министр Украины Юлия Тимошенко.
Сама Юлия Владимировна по поводу терминала публично ничего не говорила.
Зимой, во время проведения общественных слушаний, представители ее
блока выставили «антитерминальный» пикет, а народный депутат от БЮТ
Андрей Сенченко пафосно заявлял, что правительство Тимошенко не допустит строительства этого объекта.

Однако весной все изменилось. Антиавлитовский запал бютовцев резко
угас, а по мере актуализации идеи широкой коалиции – вообще исчез. В
Интернете были опубликованы ответы из Кабмина на просьбы севастопольцев
разобраться с терминалом. Вердикт Тимошенко – «надіслано за
належністю», т.е. в СГГА. В это же время на примере «Днепроэнерго» было
показано, что политика – политикой, а находить общий язык в сфере
бизнеса Тимошенко с Ахметовым умеют прекрасно.

Теплые объятия Рината Леонидовича и Юлии Владимировны во время открытия
«Донбасс-Арены» подтвердили – личной войны (как с Януковичем за его
резиденцию «Межигорье») между ними не будет, а «Авлита» – это личное.
Более того, после выборов все равно придется жить в одной стране и
договариваться. Поэтому противники терминала, могут, конечно,
надеяться, что из-за политических противоречий Тимошенко решит
разыграть угольную карту. Однако вероятность этого крайне мала.

Арсений Яценюк, как уже было отмечено вначале, был вынужден сформулировать свое отношение к терминалу, отвечая на «лобовой» вопрос журналистов сайта Авлите.нет. Но, как уже писал
«ФЛОТ2017», на наш взгляд, выступил Яценюк неудачно. Его тезис свелся к
тому, что 1) он недостаточно знает о проекте терминала, поэтому не
может о нем судить; 2) судить он сможет, увидев результаты независимой международной экспертизы.

Было видно, что тезис о международной экспертизе он «скреативил» на
ходу. При детальном рассмотрении эта мысль оказывается одной из
интерпретаций притчи о Ходже Насреддине, эмире и ишаке, которого надо
было учить читать. Ведь если эту самую международную экспертизу вдруг
(неизвестно кто) вздумает организовать, ее результаты будут
обнародованы, «когда кто-то уже умрет», т.е. после выборов. И Яценюку
будет все равно.

Но очевидно, что никакой экспертизы не будет, потому что, во-первых, ее
никто не будет организовывать. «Авлита» этого не будет делать,
поскольку даже если экспертиза обнародует позитивные выводы, противники
терминала обвинят экспертов в заангажированности и никакой пользы в
продвижении проекта это не даст. А протестующим против терминала, по их
убеждению, и так достаточно фактов, чтобы добиваться запрета проекта.

Во-вторых, результаты международной экспертизы никак не вписываются в
действующее украинское законодательство и могут носить только
уведомительный характер. Т.е., по сути Яценюк сказал пустую фразу, но
внимание отвлек.

А отвлекать внимание он мог от таких мыслей: 1) Арсений Петрович
действительно мало знает о терминале, поскольку это локальная тема, и
нет нужды в нее глубоко вникать; 2) Арсений Петрович не против
терминала, поскольку, если бы он был против, он бы использовал эту
резонансную тему в борьбе с Януковичем; 3) не важно, что думает Арсений
Петрович по поводу терминала, важно, что он не захочет обижать Рината
Ахметова и поэтому ничего плохого об УПК не скажет, исходя из принципа
неприкосновенности активов.

Таким образом, в случае победы любого из пятерки наиболее рейтинговых
на данный момент кандидатов, терминалу практически ничего не угрожает.
Чтобы ситуация изменилась, должны вмешаться какие-то внешние факторы,
которые обострят борьбу до предела.

Левые, сепаратисты и примкнувший к ним Тигипко

Есть два момента, которые все-таки могут сделать вопрос угольного
терминала актуальным для президентской кампании в рамках Севастополя.
Первое – это работа технических кандидатов. Второе – это попытка
разогреть тему с прицелом на выборы в местные советы, которые должны
состояться или весной 2010 г., или в 2011 г. (перенос выборов и
продление на год полномочий местных советов лоббирует Юлия Тимошенко
дабы заручиться поддержкой местного админресурса).

Суть работы технических кандидатов проста: они действуют там, где
нельзя или по каким-то причинам нецелесообразно действовать основным
кандидатам. Например, они могут выполнять задачу по дроблению
электората оппонента в базовом для последнего регионе. В отличие от
основных, технические участники гонки могут вплотную заниматься
региональными повестками.

Первым на эту стезю стал Сергей Тигипко. Он дважды высказался в том духе, что терминал строить нельзя, надо делать из Севастополя курорт.

Сергей Леонидович – известный политик и крупный бизнесмен. Однако, даже
по самым оптимистичным прогнозам в этой кампании ему ничего «не
светит». Очевидно, он имеет какие-то свои цели. Например, занять 3-4
место и стать премьером при президенте Тимошенко. Но еще на старте
кампании политологи практически единогласно окрестили его «клоном
Яценюка». Якобы, одной из задач похода Тигипко за президентской
булавой, является отбор голосов у Яценюка (и, в меньшей мере – у
Януковича) в пользу Тимошенко.

В Севастополе, эксплуатируя тему угольного терминала «Авлиты», Тигипко
может «отщипнуть» голоса у Януковича и не дать их аккумулировать
Яценюку. Поэтому его поведение вполне прогнозируемо: умеренная критика,
без серьезных обострений.

В этой связи следует упомянуть еще одного сателлита Тимошенко – лидера КПУ Петра Симоненко,
который в данный момент пытается сколотить левый блок. И коммунисты, и
социалисты последовательно выступают против строительства терминала на
уровне города.

Однако, если социалисты пытаются делать упор на экологию, то коммунисты
прямым текстом пишут, что они борются с «Авлитой» потому, что «Авлита»,
на основе ситуативной «смычки» интересов олигарха Ахметова и «оранжевой
власти», якобы вытесняет Черноморский флот (такая мотивация указана,
например, в п.4. постановления пленума
севастопольского горкома КПУ от 23 июля 2009 г.). В связи с чем не
исключено, что Петр Николаевич также обрушится с критикой на «угольные
происки» капиталистов.

Следует помнить, что технические кандидаты – это тактический
инструмент, который исчезнет сразу после выборов. Соответственно все
претензии к «Авлите» со стороны указанных лиц улетучатся весной 2010 г.

Другое дело – перенесение темы на местный уровень.

Так, помимо левых, противодействие терминалу оказывают радикальные
пророссийские партии и организации – ПСПУ, всевозможные «Русские
общины», «Русичи» и т.д. Противодействие бурное, но малоэффективное,
поскольку на свои митинги и пикеты указанные силы собирают от силы 100
человек. С помощью этих акций партии и объединения, ставшие откровенно
маргинальными, пытаются сохраниться в городской политике и как-то
дожить до следующих выборов.

Оппонируют им нынешние руководители города – Валерий Саратов и Сергей Куницын.
По другим вопросам «отцы города» – непримиримые противники. Но в случае
с «Авлитой» можно констатировать совпадение их позиций. Основа для
этого – здравый смысл и результаты, которые показывает компания.

В уже упоминавшемся телеэфире Саратов всячески расхваливал достижения
«Авлиты» в сфере развития производства и увеличения отчислений в бюджет
(справедливости ради скажем – достижения действительно есть и немалые).
Для Куницына проект терминала является одним из немногих реальных
примеров готовности инвестировать в Севастополь, развивать порт,
переводить город на мирные рельсы и делать его более самодостаточным.
Поэтому, сохраняя видимость нейтралитета, Куницын при любом удобном
случае расписывает блага от будущей работы УПК. Не забывая при этом
вставлять ремарку: «объект будет построен, если получит все
согласования».

Исходя из описанной диспозиции, можно подвести некоторые итоги.

Проблема угольного терминала остается локальной, и рассчитывать на
серьезную рефлексию лидеров президентской гонки по поводу УПК «Авлиты»
не приходится. Она может стать актуальной только для мелких политиков,
которые участвуют в выборах по олимпийскому принципу «не победы, а
участия», а также в случае вмешательства непредвиденных факторов,
которые обострят борьбу между лидерами.

В ходе избирательной кампании тему терминала неизбежно будут поднимать
люди, которые никак не влияют на принятие решений, для которых борьба с
терминалом – не цель, а средство. Раскрутка темы УПК во время
президентской гонки может стать прологом к местным выборам. Тогда
масштабы темы и процессов вокруг нее совпадут, и наблюдать за борьбой
станет интереснее.

Таким образом, несмотря на повышение градуса публичной активности, в
ближайшие 7-8 месяцев проекту «Авлиты» ни с центрального, ни с
регионального уровня ничего серьезно не угрожает. Дальше возможны
нюансы в связи с проведением местных и парламентских выборов. Но за
оставшееся до них время можно сделать столько, что процесс станет
необратимым.

Очевидно, руководство компании это осознает, раз решилось сделать заявление о том, что строительство терминала начнется осенью.
Из чего следует вывод, что если противники терминала не решатся на
физическое блокирование стройки, то проект с высокой вероятностью будет
реализован.

Валентин Каховский, для ФЛОТ-2017.