Вице-адмирал Владимир Безкоровайный: «Нам нужно сформировать менталитет морской державы»

2009-08-31 15:09:37

В Украине продолжаются дискуссии о том, каким должен быть военный флот страны, какие задачи он должен выполнять сегодня, с какими может столкнуться в обозримом будущем и дальней перспективе. Звучат мнения кардинально противоположные: от «зачем Украине сильные военно-морские силы, если нам никто не угрожает», до «стране нужен мощный флот, дабы стать действительно значимым игроком мировой политики».



К сожалению,
приходится констатировать, что построить современные ВМС за восемнадцать лет
независимости так и не удалось. Как пока и нет единого мнения в вопросах
применения ВМС: он должен обеспечивать безопасность только собственных морских
рубежей или же играть активную роль в «мировом морском сообществе».

Экс-командующий ВМС Украины
вице-адмирал Владимир Безкоровайный после обретения Украиной независимости, как
говорится, собственными руками создавал флот молодой страны. Многие годы он
посвятил флоту, изучает историю военно-морских сил разных стран мира, тонко
разбирается в глубинных процессах и тенденциях развития ВМС передовых стран
мира сегодня, имеет свое видение на то, какими должны быть Военно-Морские Силы
Украины. Кстати говоря, к его авторитетному мнению прислушиваются главы
военного и внешнеполитического ведомств Украины, так как он многие годы
является советником руководителей этих министерств. Кстати, совсем недавно
адмирал Безкоровайный отметил свое 65-летие.

– Владимир Герасимович, примите от «ФЛОТ2017»
поздравления с днем рождения. И все-таки, по Вашему мнению, какими должны быть
Военно-Морские Силы Украины?

– Знаете, часто приходиться
слышать расхожее мнение, что флот должен быть сильным, могущественным. Это
прямо скажу, пустые рассуждения. Флот – это организм, который создается
десятилетиями и находящийся в постоянном развитии. И ошибки, допущенные в этом
процессе, могут быть катастрофическими для государства. Давайте обратимся к
истории. Крымская война была проиграна только потому, что правительство России
допустило ошибку, не начав своевременно реформировать флот под паровые системы,
броненосные системы, а продолжали строить парусные корабли. Следствием
министерских ошибок была и позорная катастрофа флота в русско-японской войне.
Во вторую мировую войну Советский Союз допустил просчет, создавая флот без
средств противовоздушной обороны. В итоге был потерян Балтийский флот, в первые
месяцы войны «погибла» значительная часть и Черноморского флота. А оставшиеся
крупные надводные корабли этих флотов так и не сумели показать себя в числе
защитников Родины. Вот к чему приводят ошибки в создании флота, не учет
развития современной науки и техники, тактики его применения.

Поэтому, сегодня важно
определиться, какой флот мы строим, насколько он будет «актуальным» через 10-15
лет. Нужно четко видеть и определять, как будет развиваться геополитика, какие
факторы на нее влиять в будущем. Это необходимо для того, чтоб обрисовать, как
будет развиваться военная безопасность, морская политика Украины. Ведь
очевидно, что страна не сможет существовать обособлено, а будет вынуждена
участвовать в глобальных мировых процессах. Поэтому флот будущего, на мой
взгляд, должен состоять из двух частей: для обороны своего побережья и тот,
который будет участвовать в международной внешнеполитической деятельности
Украины. Именно в этом состоит концепт развития украинского военного флота.

Сегодня, приступив к первому
этапу развивая силовой составляющей нашей морской мощи, мы остановились на
создании тяжелого корвета. Это решение единственно верное. Но очевидно, что
страна очень скоро столкнется с необходимость разработки фрегата, без которого
флот не сможет участвовать в международных операциях. Корветы – это корабли
закрытых морей, они имеют недостаточную автономность и мореходность для участия
в операциях в Мировом Океане.

– Существует мнение, что
строительство кораблей для ВМС Украины – очень дорогое удовольствие. Гораздо
дешевле купить их за границей. Ваше отношение к подобным мнениям?

– Тут надо рассмотреть вопрос морской мощи
Украины, которая формируется с опорой на амбиции страны. Если учесть, что
земной шар состоит на 70% из океана, то исключать себя из сообщества, которое
осваивает мировой океан, не разумно. Значит, мы должны развивать морскую мощь
своей страны. И если в этой ситуации мы говорим, что не будем строить корабли,
мы наносим сокрушительный удар по национальному машиностроению, приборостроению
и судостроению.

Поэтому, рассматривая этот вопрос
в свое время, я предлагал следующую схему.

Украине для выполнения задач в
мировом океане и утверждения ее как мощного государства сейчас нужны фрегаты.
Фрегаты типа «Перри» мы действительно можем получить от США, оплатив 70 млн.
долларов (стоимость подготовки кораблей, боеприпасов и запасных частей) при их
номинальной стоимости не менее 700 млн. долларов. Эти фрегаты на 10-15 лет
успешно закроют брешь, которая образовалась в составе кораблей дальней морской
зоны, в составе нашего флота. А вот корветы нужно строить самим, потому что это
будет та стартовая площадка для реанимации военного кораблестроения. И пока
отработаем программу «корветов», на этой базе можно будет «запускать» программу
«фрегатов». А, реанимировав кораблестроение, через 10-15 лет Украина может
вооружить свои ВМС национальными фрегатами.

– Как Вы считаете, повлияет ли
финансовый кризис на реализацию корветной программы или из-за нехватки средств
она тихо «умрет», как большинство программ в Вооруженных Силах?

– Согласитесь, кризис – это
проблемы, а не смерть. Я верю, что «корветная» программа будет благополучно
запущена. В противном случае, это будет катастрофой для морской мощи Украины.
Ведь разваливаются не только Военно-морские силы, а огромный сектор экономики,
внешнеполитическая и морехозяйственная деятельность Украины, которые зависят от
их состояния.

Важен еще один нюанс.
Экономически выгодно закладывать не один корвет, а четыре сразу. Во-первых, они
нужны ВМС Украины, а во-вторых, это автоматически значительно удешевит
стоимость строительства кораблей. И, в-третьих, это сохранит отечественное
судостроение, что в свою очередь, оживит экономику страны в целом.

Теперь, что касается фрегатов.
Сегодня мы наблюдаем формирование новых отношений в сфере международной
безопасности. Очень важно для Украины солидно войти и принимать активное
участие в этих процессах. Поэтому фрегаты нужны как воздух. Не заявив громко о
себе, страна может оказаться на «обочине» важных мировых процессов.

– Тогда абсолютно не понятно,
почему украинское правительство на протяжении многих лет с такой неохотой финансирует
все программы в ВСУ?

– Все очень просто. Публике
«запускаются» месседжи, что якобы сегодня Украине никто не угрожает. И это в то
время, когда 5-6 транспортных судов ежегодно захватывается пиратами, десятки
украинцев уже побывали в пиратском плену, а многие находятся там до сих пор. У
нас некоторые мыслят примитивно, ассоциируя угрозу для государства с вражеской
армией на границе, готовой к нападению. В этой связи, процитирую англичан,
которые говорят: «У нас есть мощный флот, поэтому многого не произошло».

– Интересна Ваша оценка нынешнего
состояния ЧФ РФ…

– Сегодня, оценивая Черноморский
флот, нужно смотреть: отвечает ли его состояние реальным задачам, а не
амбициозным, соотносящимися с временами «холодной войны»? Нужны ли там сегодня
834 «корпуса», как это было в 1989 году? Поэтому, говоря о потребности в
корабельном составе ЧФ, нужно смотреть: а какие реальные военные угрозы для
России существуют? И знаете, мы будем очень долго искать эти угрозы…

– Хотелось бы услышать Ваше
мнение по проблеме пребывания Черноморского флота Российской Федерации в Крыму?

– На мой взгляд, проблему эту
решать необходимо, но сосредотачиваться на ней, по крайней мере, недальновидно.
И решить ее можно с помощью нестандартных подходов. Например, объявить
Севастополь в его границах свободной экономической зоной, международным
торговым портом и т.д. Это простое и чудесное решение, которое, в первую
очередь, «откроет глаза» севастопольцам, что они стоят перед возможностью
получить могучий импульс в развитии города, экономики, семьи, дома.

– Но уже сегодня слышна сильная
критика подобных проектов со стороны России?

– Ну это совершенно понятно,
политическому руководству РФ выгодно, для сохранения своего влияния в регионе и
на Юго-Западном и Южном направлении оставить все как есть сейчас. Но давайте
снова вернемся к истории. От того, что существовала такая могучая военная база,
как Севастополь, страна выиграла в Крымской войне? Нет, проиграла! В Первой
мировой? Снова поражение! Во Второй мировой мы провели хоть одну важную операцию
которая повлияла на ход и исход войны? Нет! Не рассматривая все причины эти
позорных для нашей общей истории страниц, можно сделать вывод, пребывание ЧФ в
Крыму, кроме возможности оказывать политическое давление на Украину, никаких
других целей и задач не имеет и иметь не будет!

Теперь, что касается Севастополя.
Город во все времена становился объектом борьбы и захвата и только потому, что
он был военно-морской базой! В противовес «героическим» гимнам, во всех войнах
«неприступный для врагов» город всегда сдавали врагам, и более того: защитников
этого города власти всегда предавали. Такая у него военная судьба и доля. В его
истории есть одна страница бурного развития, это после поражения Российской
империи в Крымской войне, на руинах бывшей военной базы за 10 лет возник
чудесный город. Вот именно к этой странице истории легендарного Севастополя нам
и нужно возвратиться. А когда он станет международным торговым портом, ни что
ему угрожать не будет.

Я уверен, что такое решение
поддержала бы и Россия. Ведь в России есть не только политики, а и российский
бизнес, который безусловно заинтересован влить свои капиталы в такой мощный
международный объект.

Николай Барский, ФЛОТ-2017