Завод «Океан» (Николаев) примет участие в тендере на постройку «украинского корвета»

2009-08-07 14:31:45

«Ни один судостроительный завод в Николаеве не имеет лицензии на строительство военных судов». Перспективы военного кораблестроения на Украине анализирует в эксклюзивном интервью МБНУ заместитель финансового директора ОАО «Вадан Ярдс Океан» (Николаев) Геннадий Апполинариевич Манжос.


МБНУ продолжает следить за перспективами реализации
программы обновления ВМСУ. В частотности, о способности украинских
судостроителей справится с проектом «Украинский корвет». В предыдущем материале
первый вице-президент Ассоциации "Укрсудпром" В.И.Лисицктий выразил свое мнение по поводу состояния вод
«Вадан Ярдс Океан», Завода им. «61 коммунара» и ЧСЗ
.

МБНУ: Какой из
судостроительных заводов наиболее способен к реализации проекта «украинский
корвет»

Г.А. Манжос: Давайте
сразу определимся: говорить с уверенностью, какой завод наилучшим образом
подходит для постройки «корвета» до утверждения проекта судна и собственно
объявления тендера рано.

Только когда проект судна будет окончательно доработан и
одобрен, мы сможем сказать, что говорить о перспективах строительства имеет
смысл.

Что касается выбора судостроительного завода для постройки
корветов – то он зависит от четкого определения той цели, которую ставит перед
собой руководство страны.

Тут есть два варианта.

1. За те средства, которые выделяет Минобороны на проектирование, строительство и
техническое сопровождение судов построить серию «украинских корветов» в те
сроки, которые определены. А они определены уже, я могу это утверждать.
Головное судно должно быть построено в уже определенный конкретный срок. Дальше
пойдет серийность, потому что концептуально ни для военно-морского флота, ни
для судостроительного завода неприемлем иной метод строительства, кроме
поточного.

2. За деньги Минобороны восстановить судостроительные
мощности на неработающих заводах, а на остаток попробовать построить серию
корветов – это другое. Но я считаю такой подход ошибочным.

Понятно, что будет объявлен тендер. Будут объявлены условия
участия в нем. Само по себе это предполагает подготовку множества документов и
сертификатов. Практически, речь идет о полном обследовании предприятия. Будет
проверяться кадровый потенциал, оборудование и прочее. Только после этого, получив
соответствующую лицензию, предприятие будет допущено к тендеру.

К сожалению, кроме судостроительного завода «Океана», по
состоянию судостроительного производства, по моему мнению, не могут претендовать
на участие в тендере. К большому сожалению николаевцев, ни Черноморский
судостроительный завод, ни Судостроительный завод имени 61-го коммуна не
обладают техническими возможностями, позволяющими принять военный заказ.

МБНУ: Какие технические
возможности имеются ввиду?

Г.А. Манжос: Например,
должно быть сертифицировано все судостроительное оборудование, на котором будут
строиться корабли. Это крановое хозяйство, сварочное оборудование, стапели.
Например, сертификация рельсового хозяйства на таком предприятии, как ЧСЗ
обойдется около 1 млн. грн. Необходимо будет проверить все
подъемно-транспортное оборудование, – сможет ли оно поднять грузы, на которые
оно рассчитано, вплоть до тросов и механизмов. Есть также вопрос техники
безопасности. Надо иметь 36 документов – чтобы подаваться на получение
специальной лицензии на строительство военных судов.

Далее, к конкурсу допустят лишь те предприятия, которые
пройдут специальные проверки, сертификации и наконец, получат специальную
лицензию на строительство военных судов.

МБНУ: «Океан»
имеет необходимую сертификацию?

Г.А. Манжос: Да,
наше предприятие прошло все нужные процедуры. Завод – живое предприятие, которое строит суда. И оборудование, и
рабочая сила сертифицированы под европейские стандарты, под иностранных
заказчиков.

МБНУ: Но ведь «Океан»,
в отличие от остальных – не специализированное предприятие?

Г.А. Манжос: Не
было в Советском Союзе предприятий, не способных выполнить военный заказ.
Такова была доктрина, заложенная при создании судостроительных предприятий.
Например, «Ленинская кузня» всю жизнь строила траулера, так называемые СРТ. Но
недавно выполнила 2 военных заказа.

В принципе, я не исключаю, что серия из 10 кораблей будет
разделена между двумя заводами. Если, конечно, финансирования хватит.

МБНУ: А как же
проблема кадров? Ведь на специализированных предприятиях люди десятилетиями строили
корабли.

Г.А. Манжос: Что
касается кадров – то завод «Океан» отнюдь не в проигрышном положении. Все
судостроительные заводы были связаны с военной промышленностью и кое-что делали
для нее.

Например, те же так называемые «научно-исследовательские
суда» строились и на «Океане», в том числе. Они проходили все военные комиссии
и военные стандарты.

Так что опыт у нас
есть.

Второй вопрос – недостаток квалифицированного персонала. Как
чисто технического, так и инженеров. И тут у нас преимущество. Долгое время наш
завод был единственным реально работающим предприятием в городе Николаеве. Он
имел возможность выбрать из всех николаевских профессионалов самых лучших. Поэтому многие профессионалы
оказалось, в конце концов, у нас. Например – главный технолог завода им. 61
коммунара, который «вел» военные корабли работает на «Океане». Также часть инжерно-технических
работников с ЧСЗ и завода им. 61 коммунара уже давно у нас работает. То же могу
сказать и о рабочих специальностях. Так что важно не кто где КОГДА-ТО работал.
Где работа есть, кто тендер выиграет – туда люди и пойдут. Не от хорошей жизни все
это, понятно. Но заказ тянет за собой рабочую силу. А исполнитель заказа имеет
возможность выбирать кадры.

МБНУ: В целом,
можно ли утверждать, что «Океан», собирается участвовать в тендере?

Г.А. Манжос: Да,
наш завод, «Океан», собирается принять участие в тендере на постройку
«украинского корвета». Но точнее станет ясно после его объявления. И нашего
ознакомления с условиями тендера.

МБНУ: Когда будет
объявлен тендер?

Г.А. Манжос: Я
вам расскажу один интересный факт. К тендеру могут быть допущены только предприятия,
имеющие лицензии на строительство военных судов.

На сегодняшний день НИ ОДНО судостроительное предприятия на
Украине, кроме «Ленинской кузни», не имеет лицензии на строительство военных
судов.

Почему? Очень просто – получение лицензии требует усилий. Срок действия ее – ограниченный,
после чего ее нужно постоянно возобновлять. А перспектив заказов от ВМС не было
многие годы – вот ни один из заводов ее
и не продлевал.

Сейчас возобновлением лицензии занимается Черноморский
Судостроительный Завод. Я не в курсе, происходит ли тоже самое и на Заводе им.
61 коммунара. В ближайшее время и мы этим займемся.

МБНУ: Сколько
времени нужно на получение такой лицензии?

Г.А. Манжос: Сама
процедура займет, в лучшем случае, 3 месяца – для подготовленного, работающего
завода.

А для завода, которому необходимо будет сначала получить сертификацию своего оборудования –
затрудняюсь сказать. Это непосредственно зависит от состояния основных фондов.

В целом, мы одобряем решение строить «украинский корвет» на
украинском заводе. В тендере будут участвовать все 3 николаевских завода – это
можно сказать точно. Более того, насколько я знаю, ни «Ленинская кузня», ни
«Керченский судостроительный завод «Залив» пока что не имеют намерения участвовать
в тендере.

«Ленинская кузня» – понятно почему. Целесообразность строить
там такие суда весьма спорная. Хотя бы потому, что его потом придется по Днепру
прогнать – там целая система шлюзов. И никто не изучал, возможно ли это в
принципе.

Так что все замыкается на николаевском регионе. Не знаю
подключится ли Херсон – но вряд ли.

В целом, вопрос заключается в готовности того или иного
предприятия СЕГОДНЯ к выполнению масштабного и ответственного заказа. А не об истории,
славном прошлом, кто сколько кораблей построил и в каких битвах они когда-то
участвовали.

МБНУ: Некоторые
эксперты критикуют власть за непоследовательность в вопросе реализации программы украинский
корвет. Существует ли угроза что он так и останется прожектом, будет утоплен в
словах?

Г.А. Манжос: Не
существует. Это мое личное мнение – в любом случае «корвет» будет реализован.
Точка возвратности, по моему мнению, скоро будет пройдена. Слишком много
средств, сил и времени потрачено – никто уже не сможет это отменить.

МБНУ: Вопрос по
российскому собственнику завода. Как он поведет себя по отношению к украинском
правительству? Ведь не единожды в нашей истории были случаи, когда государство,
оплатив часть заказа, забывало про него. И недостроенные суда годами ржавеют на
стапелях. А ведь это – производственные мощности, которые нельзя использовать,
потраченные материалы и простои рабочей силы.

Г.А. Манжос:
Вопрос крайне интересный. Я ведь не зря подчеркиваю – все зависит от условий
тендера. Если условия будут подходящие – то проект станет интересным для
завода.

МБНУ: Не случится
ли с корветом то же, что произошло с крейсером «Украина»?

Г.А. Манжос: Крейсер
«Украина» – это совершенно другой тип изделий, который должен был концептуально
иные цели и задачи выполнять. Цели и задачи эти, увы, исчезли. Нет того
вероятного противника, против которого Украины могла бы использовать этот
крейсер.

Второе обстоятельство – его совершенно бессмысленно
использовать в единственном числе, он создан для решения задач, которые не
выполняются одиночными кораблями. Он концептуально не подходит под оборонную
стратегию Украины.

Потому с ним и сложилась такая ситуация.