Война портов и стивидоров: конфликт, в котором виновны все

2009-07-24 08:06:31

На прошлой неделе транспортная отрасль и общественность страны стали свидетелями нового витка противостояния между частными и государственными портами. Стороны поочередно обвиняли друг друга в рейдерстве, будоражили информационное пространство громкими заявлениями, не забывая при этом делать своим оппонентам мелкие пакости.


Одни делают вид, будто защищают
государственные интересы, другие — будто отстаивают от нападок "все, что
накоплено непосильным трудом".

Редакция журнала
"Транспорт", в свою очередь, предлагает читателям ознакомиться с
позицией противоборствующих сторон, чтобы самостоятельно сделать вывод о том,
кто в данной ситуации больше не прав.

ИМТП — ЧП "Укртрансконтейнер"

Исполнительная служба Минюста
вернула в управление Ильичевского МТП (ИМТП) контейнерный терминал,
находившийся ранее в управлении ЧП "Укртрансконтейнер"
("УТК").

По словам начальника ИМТП Г.
Скворцова, исполнительная служба действовала на основании решения Одесского
апелляционного хозсуда от 26.06.2009 г., которым оставлено в силе решение суда
первой инстанции о расторжении договора
о совместной деятельности (СД) между "УТК" и ИМТП.

Г. Скворцов также сообщил, что
"УТК" пытается препятствовать нормальной работе порта, затягивая
увольнение обслуживающих терминал сотрудников, которые могут быть приняты в
штат порта.

15.07.2009 г. руководство ИМТП
захватило информационно-технологический центр "УТК". Сотрудники ИМТП
вскрыли дверь в серверный центр, находящийся в админздании "УТК".
Затем в помещение центра проникли 5 человек и без объяснения причин
инициировали ревизию имущества ИТ-центра. Эти люди не представились и не
предъявили каких-либо документов, подтверждающих их полномочия. Судебный
исполнитель во время вскрытия серверного центра не присутствовал.

Как отмечают в "УТК",
по решению суда руководству ИМТП было официально отказано в аресте
информационных систем "УТК" ввиду их особой важности в обеспечении
работы всего технологического комплекса терминала. Поэтому данный акт в компании
квалифицируют не иначе как разбойное нападение и посягательство на частную
собственность субъекта хоздеятельности. Факты взлома и проникновения в
технологические помещения "УТК" зафиксированы на видеоносителях,
которые могут быть представлены в качестве подтверждения противоправных
действий администрации ИМТП.

"Национальная Контейнерная
Компания" ("НКК) и ее ДП "Укртрансконтейнер" требуют
немедленного вмешательства в ситуацию правоохранительных органов, органов
прокуратуры и представителей госвласти Украины.

"Больше всего поражает
абсолютное бездействие украинских властей, пассивно наблюдающих, как методично
и цинично разрушается лучший контейнерный терминал, созданный за годы
независимости Украины, как попирается закон, как разрушается инвестиционная
привлекательность страны, как на глазах тысяч граждан творится беззаконие. Все
чаще звучит и зависает в воздухе пока без ответа вопрос: "Существует ли
еще государство Украина?", — вопрошает директор "УТК" В.
Варваренко.

НМТП — "Нибулон"

Как заявил 13.07.2009 г. на
пресс-конференции начальник Николаевского МТП (НМТП) В. Капацына, в настоящее
время в отечественных СМИ развернута "оголтелая пропагандистская кампания
против государственных морпортов", в ходе которой Минтранссвязи и морские
порты обвиняют в том, что они ущемляют интересы отдельных бизнес-структур,
занятых в портовом бизнесе.

Примечание. Вероятно, В. Капацына
имел в виду состоявшийся в конце июня т.г. в Николаеве круглый стол, который
был посвящен поиску путей преодоления инициированных экс-министром транспорта
И. Винским препятствий для ведения частного портового бизнеса в Украине
(подробнее см. журнал "Транспорт" № 28 (560) от 15.07.2009 г.).

"Ситуацию довели до абсурда,
ведь на самом деле все происходит с точностью до наоборот", — заявил он.
Как подчеркивает В. Капацына, в настоящее время сложилась ситуация, когда
отдельные субъекты хозяйствования, вопреки действующему законодательству,
пытаются оформить право частной собственности на акваторию и подходной канал,
т.е. водные объекты, которые входят в состав НМТП, тем самым создав препятствия
для выполнения НМТП функций по обеспечению безопасности судоходства.

В частности, по его словам,
компания "Нибулон", учредителями которой являются 2 нерезидента,
путем фальсификаций с помощью местных чиновников получила паспорт на акватории
НМТП, примыкающие к зерноперевалочному комплексу компании. "22 гектара
водной территории в один момент стали собственностью частной структуры, в то
время когда даже госпортам акватории даются в пользование", — отметил начальник
НМТП.

"В связи со сложившейся
ситуацией я хочу обратиться к Генпрокурору и председателю СБУ, ведь акватория
площадью 22 гектара, которой завладел "Нибулон", заложена в
иностранном банке под кредиты — а это вопросы государственной безопасности",
— заявил В. Капацына.

По его словам, в настоящее время
существуют письма Генпрокураторы, в которых сообщается о том, что будут приняты
меры по возврату госсобственности. "Но это только письма, а я бы очень
просил вникнуть наши правоохранительные органы в реальную ситуацию", —
резюмировал он.

Согласно информации В. Капацыны,
Минтранссвязи уже подготовило иски в суды о незаконном выделении земель водного
фонда, поскольку грубо нарушается ст. 12 Кодекса торгового мореходства, в
которой говорится, что отвод земель водного фонда, примыкающих к путям
международных сообщений, осуществляется только при согласовании с
Минтранссвязи.

Как подчеркнул начальник НМТП,
руководство ГП предлагало "Нибулону" провести дноуглубительные работы
за счет средств порта, однако зернотрейдер отказался.

Как заявил замминистра транспорта
и связи, глава Государственной администрации морского и речного транспорта М.
Чубай, дноуглубительные работы возле перегрузочного комплекса
"Нибулона" возможны только при условии сохранения причалов и акватории
в госсобственности. "Есть распоряжение правительства Министерству
транспорта и связи вместе с Минагрополитики с участием СП "Нибулон"
решить вопрос о проведении дноуглубительных работ в акватории ГП
"Николаевский морской торговый порт" при условии сохранения в
государственной собственности акватории, земельного участка и недопущения
передачи его в собственность субъектов хозяйствования частной формы
собственности", — сообщил М. Чубай.

Гендиректор "Нибулона"
А. Вадатурский, в свою очередь, высказал удивление в связи с рядом неправдивых
и недостоверных публичных заявлений, сделанных начальником Николаевского МТП.

"Заявления господина
Капацыны по поводу якобы приватизации "Нибулоном" 22 гектаров
акватории — лживы и не выдерживают никакой критики. Особенно возмущает тот
факт, что свою правовую оценку по поводу долгосрочной аренды нашим предприятием
земельного участка, который передал нам Николаевский горсовет, уже дали и
прокуратура Николаевской области (30.03.2009 г.), и Апелляционный суд
Николаевской области (9.06.2009 г.), и Генеральная прокуратура Украины
(16.06.2009 г.), а также СБУ(3.04.2009 г.) и другие органы. Никаких вопросов к
нам нет, все законно, и господин Капацына знал об этом", — заявил
14.07.2009 г. журналистам А. Вадатурский.

В этой связи гендиректор
"Нибулона" отметил, что не может трактовать заявления В. Капацыны
иначе, как сознательное перекручивание фактов и подмену понятий.

"Василий Капацына
по-прежнему действует так, как это делал его бывший шеф — господин Винский
(экс-министр транспорта и связи Украины). И такие шаги он предпринимает, чтобы
хоть как-то оправдать свои совместные с Винским действия, нанесшие ущерб как
нашему предприятию и городской общине Николаева, так и в целом государству. В
Украине нет законов о приватизации воды, равно как и воздуха. Но, вместе с тем,
это не останавливает Капацыну в его заявлениях о приватизации водной акватории
и о том, что она якобы заложена нашим предприятием в одном из иностранных
банков. Это полная чушь! И это еще раз подтверждает попытку захвата законного
имущества нашего предприятия, то есть причала, и отбора земельного участка,
который находится в аренде у нашего предприятия с 2002 года", — подчеркнул
А. Вадатурский.

Кроме того, руководитель
"Нибулона" высказал удивление в связи с тем, что В. Капацына не может
отличить водный путь общегосударственного назначения, который сам же передал в
акваторию МТП, от земель водного фонда.

А. Вадатурский продемонстрировал
журналистам соответствующие документы, в частности, с выводами прокуратуры,
которые подтверждают законность передачи "Нибулону" земучастка в
долгосрочную аренду сроком на 25 лет.

"Предоставленные ООО СП
"Нибулон" в аренду земельные участки к составу внутрених водных
путей, относимых к категории судоходных, а также к границам акватории, переданой
в пользование ГП "Николаевский морской торговый порт", не
принадлежат", — говорится, в частности, в постановлении прокуратуры
Николаевской обл. от 30.03.2009 г.

Заявление В. Капацыны
относительно того, что якобы имущественное право на обладание "Нибулоном"
акваторией подтверждает паспорт этой акватории, опроверг и замгендиректора
"Нибулона" А. Васильев. Он отметил, что акватория не может находится
в частной собственности, являясь общенациональным достоянием.

"Есть документ, который
изготавливался в соответствии с требованиями самого Минтранса от 2003 года.
Этот паспорт акватории необходим для того, чтобы соблюдать требования по охране
труда и профильной безопасности. Этот паспорт не определяет права того или
иного лица, в том числе и "Нибулона", на акваторию, он дает
характеристику акватории. Заказчиком паспорта стало предприятие, но от этого
оно не стало собственником акватории", — пояснил А. Васильев.

Как заявляют в
"Нибулоне", участок площадью 22га необходим компании для обустройства
водных подходов к собственным зерновым терминалам. В настоящее время глубины
непосредственно у причалов зернового терминала компании составляют около 14м, а
далее, у подходных каналов — 9,4—9,7 м. Т.о. инфраструктура сдерживает
экспортные потоки, а вместе с ними и рост закупочных цен на зерно. По подсчетам
зернотрейдера, только в 2008г. из-за недостаточных глубин было недогружено
около 0,5 млн т зерна, и потери компании на этом составили до $4 млн. Поэтому
заплатить эти же $4 — за проведение работ по углублению дна для "Нибулона"
— не проблема, а избавление от нее. Соответствующий проект уже готов: его
утвердили все уполномоченные службы и ведомства.

Совокупный экономический эффект
от дноуглубления для аграриев составит по меньшей мере $500 млн каждый год, для
госбюджета — $22,5 млн дополнительных поступлений и еще свыше $5 млн дохода для
ГП. И все благодаря экономии $6—7 фрахта на перевозке 1 т груза при
транспортировке крупноннажными судами, а также благодаря тому, что не надо
будет уже дозагружать суда на рейде портов — это еще $7 на 1 т зерна. Затем
увеличится экспорт, вырастут закупочные цены для аграриев, а государство
получит дополнительные валютные поступления.

МТП "Южный" —
"ТИС"

Минтранссвязи заявляет о
незаконности завладения частными компаниями, в частности компанией
"Трансинвестсервис" ("ТИС"), государственными причалами в
МТП "Южный".

Как сообщил замминистра
транспорта и связи Украины, глава Государственной администрации морского и
речного транспорта М. Чубай, сложилась ситуация, которая может повлечь за собой
претензии к портам со стороны частных структур, что может привести к
банкротству ГП.

Он подчеркнул, что причальные
сооружения являются стратегическими объектами, и, как и акватории, не могут
передаваться в частную собственность.

М. Чубай сообщил, что 10.07.2009
г. Минтранссвязи обратилось в ФГИУ с просьбой передать причал № 16 на баланс
порта. "Пока причал удерживает "ТИС", государство несет убытки.
Если бы заходящие в него суда платили грузовой сбор в размере $1,4 с тонны, как
предусмотрено сборником тарифов, мы бы с начала года получили 23,3 млн
грн.", — заявил он. Вместо этого, по его словам, "ТИС" платит
лишь арендную плату — за 6 месяцев т.г. уплачено 2,7 млн грн.

Начальник порта "Южный"
Ю. Крук также считает, что "ТИС" незаконно владеет причалами № 16 и №
17 в порту.

Он подчеркнул, что
"ТИС" в начале 2009г. не удалось продлить договор аренды 2 причалов,
однако, несмотря на это, стивидор продолжал хозяйственную деятельность.

По его данным, компания
"ТИС", не имея никаких законных оснований, за 6 месяцев т.г.
перевалила через причал № 16 2,2 млн т грузов, а потери порта составили 23,36
млн грн.

Кроме того, "ТИС"
перевалила 1,07 млн т грузов через причал № 17. В результате порт получил от
компании лишь 2,36 млн грн. по договору, а потери составили 9,16 млн грн.

"Ситуация по причалам просто
абсурдная. В свое время порт как государственное предприятие построил и вложил
средства в строительство причалов. Возникает закономерный вопрос: почему причал
не находится в собственности порта? Компания ("ТИС"), пользуясь недочетами
в законодательстве, организовывает схему, при которой получилось, что причал №
16 не находится на балансе порта. И порт не получает по нему ни копейки
денег", — заявил он.

По словам Ю. Крука, причал № 16
находится на балансе ФГИУ, у которого, в свою очередь, его арендует
"ТИС".

МТП "Южный" намерен в
суде отстоять право на управление причалами № 16 и № 17.

По информации Ю. Крука, уже есть
поручение Премьер-министра передать эти причалы на баланс порта.

Он заявил, что структуры, близкие
к компании "ТИС", готовят рейдерский захват МТП "Южный".
"Данная проблема стоит давно, и если мы еще года два будем продолжать
опускать голову в песок, государство останется без порта", — отметил Ю.
Крук.

"Схема предельно проста —
компания в начале захватила прилегающие к порту земли, далее, по договоренности
с местными властями, построила там свои терминалы, не согласовав сметы с
портом. Затем были проведены дноуглубительные работы по 5 причалам, также без
согласования с портом, а потом порту предъявили иск на 52 млн грн. для
компенсации этих расходов. Но этот иск только по одному из причалов, общая
сумма претензии сейчас уже оценивается в 500 млн грн. Если суд удовлетворит это
требование, то порт будет признан банкротом — у нас просто нет таких
средств", — констатировал Ю. Крук.

Чтобы предотвратить возможное
банкротство порта, руководство Минтранссвязи подготовило ряд судебных исков. По
данным М. Чубая, первые заседания ожидаются в ближайшее время.

Представители "ТИСа",
со своей стороны, опровергают обвинения в рейдерстве.

Истинной причиной информационной
атаки на "ТИС" в компании называют 2 запущенных юридических процесса,
которые вскрыли многолетние проблемы в системе управления транспортной отраслью
Украины в целом и конкретной ситуации в МТП "Южный".

Первое решение было вынесено АМКУ
16.06.2009 г. в пользу "ТИСа" относительно злоупотребления
монопольным положением со стороны МТП "Южный" в части дискриминации в
предоставлении скидок с портовых сборов судам, обрабатываемым на частных
причалах, в сравнении с судами, обрабатываемыми с аналогичными грузами на
причалах порта. В нарушение антимонопольного законодательства Украины
руководство порта предоставляет своим судам скидку в размере 50%, а судам,
следовавшим на терминал "ТИСа", — только 30% либо вообще никакой, чем
заведомо ставит компанию в неконкурентоспособное положение.

"Возможна ли честная
конкуренция, если порт, будучи хозяйственным субъектом, выполняет
управленческие функции? Нигде в мире министерство, которое регулирует
деятельность транспорта, не занимается управлением транспортными предприятиями.
Это нонсенс. Это неизбежно ведет к тому, что терминалы частного бизнеса
оказываются пасынками", — отметил директор "ТИС" О. Кутателадзе.

АМКУ обязал порт предоставлять
"ТИСу" равные скидки и оштрафовал порт в пользу госбюджета на 17 тыс.
грн. за злоупотребление монопольным положением. Именно этот факт и эта сумма
денег были поставлены в вину компании "ТИС" как попытка обанкротить
порт.

Во втором случае терминал ООО
"ТИС-РУДА" обратился в суд с требованием компенсировать расходы по
дноуглублению акватории причала № 18, осуществленному в 2007г. Как известно,
компания самостоятельно построила причал № 18, без каких-либо затрат
госсредств, в т.ч. провела углубление акватории, затратив на эти цели 51 млн
грн. в ценах 2009г. Перед проведением работ "ТИС" получил все
необходимые согласования и разрешения Минтранссвязи. На протяжении нескольких
лет в порту работал крупнейший плавучий экскаватор в Европе, работали шаланды,
осуществляя отвоз грунта, что, по уверениям руководства порта, якобы
происходило без его ведома. Причал был сдан в эксплуатацию и начал работать с
2007г.

Как заявил директор
"ТИС" О. Кутателадзе на пресс-конференции в Киеве 14.07.2009 г., в
действительности "ТИС" провел большую работу, вынув около 7 млн куб.
м грунта и углубив акваторию с 3м до 15 м, создав возможность для ГП получать
солидное вознаграждение за заход судов большой тоннажности.

"Только с заходов судов к
причалам нашего предприятия порт получает около $18 млн в год. А мы попросили
порт возместить нам в течение 7 лет инвестированные в акваторию 51 млн грн. Это
около $900 тыс. в год. Это рейдерство? Попытка довести порт до банкротства? Это
утка, выпущенная начальником порта, чтобы дезинформировать правительство,
посеять вражду между бизнесом и государством", — подчеркнул О.
Кутателадзе.

Следует отметить, что, согласно
законодательству, акватория отведена порту и его обязанностью является
проведение дноуглубительных работ с возмещением их стоимости за счет
обязательных сборов.

Как сообщил директор ООО
"ТИС-РУДА" А. Чебручан, инвестиции компании в строительство
угольно-рудного комплекса в порту, которое "ТИС" начала 3 года назад,
позволили увеличить доходы порта до $5 млн в год. По мере запуска каждого из
причалов предполагаеся увеличение этих объемов на $2—3 млн в год. Для
обеспечения захода крупных судов компания инвестировала в подчистку внутреннего
канала около $4 млн, в образование акватории — около $30 млн. "Это
позволило и порту, и нашему комплексу, обеспечить обработку крупнотоннажных
судов и обеспечить сегодня до 12 млн т в год дополнительно к тем показателям,
которые были и у порта и у компании "ТИС", — сообщил А. Чебручан.

По мнению О. Кутателадзе,
Минтранссвязи дезинформирует правительство и "проталкивает"
постановления, которыми "по сути, пытается реприватизировать частную
собственность таких компаний, как "ТИС" и пр.". Как добавил он,
такая ситуация может привести к снижению грузопотоков через порты.

В компании "ТИС" заявляют
о постоянном давлении, оказываемом на них начальником МТП "Южный"
через МВД, СБУ и Комиссию по морской безопасности.

Представители "ТИС"
также опровергли информацию, что якобы на причале № 16 МТП "Южный"
компания работает без договора.

Новый договор между ФГИУ и
компаний "ТИС" на право владения и пользования целым имущественным
комплексом на причале № 16 подписан 9.07.2009 г.

Согласно этому документу,
оператор причала получает право пользования на 25 лет терминальным комплексом,
который расположен на причале № 16. В обмен на это государство будет получать
компенсацию в размере до 5 млн грн. ежегодно. В зависимости от грузооборота
причала эта сумма может быть и меньшей: к примеру, при падении грузооборота до
400 тыс. т в месяц сумма компенсационных выплат уменьшится на $0,2 за каждую
тонну. В компании сообщили, что новый договор был заключен на основании не
закона об аренде госимущества, как прежний, а ст. 358 Гражданского кодекса.
"Проверка КРУ порта "Южный" заключила, что мы незаконно арендуем
причалы, потому что государственное имущество не подлежит аренде. Нам
предложили искать альтернативные формы сотрудничества с ФГИ. И мы остановились
на новом варианте, который не является арендой",— пояснил О. Кутателадзе.
По его словам, действие данного договора распространяется и на причал № 17, так
как он является неотъемлемой частью единого терминального комплекса.
"Когда-то эти причалы искусственно разъединили, но в 2006г. Высший
хозяйственный суд установил, что они представляют собой целостный имущественный
комплекс. Позже Верховный суд оставил в силе это решение", — утверждает
глава "ТИСа".

Директор "ТИСа" также
отметил, что 100% поступлений как компенсация за пользование причалом поступает
в госбюджет. При перечислении же денег непосредственно порту в госказну попадет
не более 10% от суммы.

"Все причалы терминала
входят в генеральный план и соответствуют генплану развития порта
"Южный". Что же касается заявлений и измышлений, что "ТИС"
якобы наносит экономический ущерб государству, не имея соглашения на работу на
16-м причале, то это умышленная дезинформация, направленная против деловой
репутации "ТИСа", и мы оставляем за собой право потребовать от
начальника порта либо опровергнуть свои заявления, либо предоставить
неопровержимые доказательства того, о чем он заявлял", — резюмировал О.
Кутателадзе.

В то же время, по данным
агентства Интерфакс-Украина, представители "ТИС" во время
пресс-конференции не смогли предъявить журналистам даже копию упомянутого
договора.

Комментарий. Юристы сомневаются в
том, что новая схема снимет все претензии к компании.

Как разъясняет старший партнер
юркомпании "Ильяшев и партнеры" Р. Марченко, закон об аренде
госимущества оговаривает, что вопросы любого вида пользования госимуществом
регулируются исключительно этим законом. А ст. 358 Гражданского кодекса, на
которую ссылается компания, регулирует вопросы долевой собственности. Это
значит, что государство должно было отказаться от части своей собственности и
передать ее в долевую, что фактически означает приватизацию.

По словам юриста, если порт
захочет обжаловать заключенное соглашение в прокуратуре, у него есть все шансы
на успех.

Примечание. Противостояние между
МТП "Южный" и компанией "ТИС" дошло до абсурда.

Порт запретил постановку судна
Scan Oceanic, доставившего перегружатель для угольного терминала, к причалу №
21, мотивируя это тем, что причал еще не внесен начальником порта в Свод
обязательных постановлений. И это невзирая на то, что причалы построены, сданы
в эксплуатацию и освидетельствованы Регистром в установленном порядке, а
документы на внесение их в Свод обязательных постановлений были направлены
начальнику порта еще 1,5 месяца назад. С 14.07.2009 г. судно стоит на рейде
порта и судовладелец уже сообщил "ТИСу" о предъявлении штрафных
санкций.

Кроме того, по устному распоряжению
начальника ВОХР МТП "Южный", у сотрудников "ТИС" под
предлогом "непрохождения инструктажа по охране труда" были отобраны
пропуска для входа на территорию порта, где расположены офисы пограничной и
таможенной служб, что парализовало работу брокерского и экспедиторского отделов
компании. Также оказалось, что пройти этот инструктаж в кратчайшие сроки и
вернуть право прохода в порт невозможно.

Компания "ТИС" намерена
обратиться в суд с иском против Ю. Крука лично с целью возмещения ущерба от
простоя судна и специалистов, который составляет более EUR30 тыс./сут.

Комментарий автора

Среди факторов, приведших к
откровенному противостоянию между государственными портами и частными
терминалами, можно выделить следующие:

— несовершенство украинского
законодательства, которое практически не дает возможности вести честный бизнес,
особенно в "зарегулированных" инфраструктурных проектах. По этой
причине, при желании, для чиновников не составляет труда обнаружить нарушения
где угодно, особенно если компания начала свою деятельность в середине 90-х
годов прошлого века, когда происходила массовая приватизация госимущества;

— коррупция власти. При
реализации в Украине инвестпроектов ключевую роль часто играют не финансовые
возможности или опыт потенциального инвестора, а его "тесные
отношения" с определенными чиновниками из госструктур. По этой же причине
в конфликтной ситуации мало надежды на законное и справедливое решение со
стороны суда;

— политическая неопределенность.
В условиях, когда Минтранссвязи фактически обезглавлено, а страна готовится к
президентским выборам, у многих возникает соблазн воспользоваться случаем для
передела собственности и сфер влияния;

— появление ряда амбициозных
проектов по развитию портовых мощностей (как государственных, так и частных),
которые часто не подкреплены ни грузопотоками, ни соответствующими финансовыми
возможностями, на фоне дефицита территорий. В такой ситуации наиболее простым,
или вообще единственным вариантом реализации проекта становится захват
имущества (территории) соседнего предприятия.

Однако главной причиной
"войны терминалов", по всей видимости, является экономический кризис
и вызванное им падение грузооборота.

Ведь все три вышеупомянутых
конфликта зародились не вчера. Но раньше они имели характер вялой, часто
"подковерной" борьбы, которая велась в судах или чиновничьих
кабинетах. Когда грузов хватало всем, портовые начальники и чиновники из
Минтранссвязи относительно спокойно воспринимали соседство частных терминалов.
Но все радикально изменилось, когда едва ли не каждый грузовладелец стал для
стивидоров на вес золота.

По итогам 5 месяцев 2009г.
перевалка грузов предприятиями частного портового сектора Украины выросла на
30,8%, или на 4 млн т (до 20,8 млн т), тогда как государственные порты за этот
же период потеряли 19,8% грузов, или почти 11 млн т.

Т.о., в критический для экономики
момент госпорты оказались неконкурентоспособными. Они не могут предложить
грузовладельцам гибкие тарифы, а возможности для инвестирования в развитие
крайне ограничены. А ведь госпортам нужно не только выживать, но еще и
выполнять план по перечислению средств в госбюджет.

Поэтому начальники портов больше
не могут смотреть, как грузы уходят к частникам.

Однако методы отстаивания
государственных интересов, если таковые и имеют место, должны быть
цивилизованными. Ведь перевозчику, грузовладельцу или грузополучателю, особенно
иностранному, который сегодня не может забрать свой контейнер либо разгрузить
судно, абсолютно нет никакого дела до того, в чью пользу принял решение
очередной суд, или к каким выводам пришла прокуратура в указанных конфликтах.

В этой "войне" не будет
победителей, чем бы все в итоге не завершилось. Репутация отечественных портов
и страны запятнана, а доверие инвесторов вернуть будет очень сложно.

Источник: Журнал "Транспорт"