2009-07-23 09:04:39
Несмотря на экономический кризис, флот нефтеналивных бункеровщиков (речных заправок) в этом году продолжает пополняться новыми судами. Этот сегмент рынка привлекает в основном новичков, которые только начинают осваивать это направление. В то время как нефтетрейдеры, которые уже обзавелись речными заправками, не намерены развивать эту имиджевую диверсификацию своего бизнеса в ближайшие год-два. Меж тем, по оценкам экспертов, потребность в бункеровщиках в Украине еще далека от удовлетворения.
В текущем году были введены в эксплуатацию еще четыре бункеровщика. В частности, компания «УТН-Восток» (сеть АЗС под брендом «Укртатнафта») в начале мая спустила на воду станцию в Балаклавской бухте (первую в стране морскую заправку) и еще одну в начале этого месяца в Днепропетровске. Кроме этого, два нефтеналивных бункеровщика появилось в Запорожье. Но, несмотря на оптимистичные прогнозы предыдущих лет, обзаводясь плавучими заправками, нефтрейдеры преследуют в основном цели продвижения собственного бренда. «Это имиджево-коммерческий проект. Он помогает компании в продвижении фирменных топлив на рынке. Но мы также хотим занять свою нишу в судозаправочном бизнесе — со временем этот рынок окрепнет»,— сказал коммерческий директор «УТН-Восток» Виталий Леончук. По его словам, к следующему сезону компания спустит на воду еще одну станцию при яхт-клубе в Киеве.
По мнению экспертов, рынок водных (речных, озерных, морских) заправок по-прежнему остается ненасыщенным и в среднесрочной перспективе таким и останется. Наблюдатели предполагают, что в ближайшие пару лет количество бункеровщиков вряд достигнет более 15-16 судов. При этом потребность в подобного рода станциях, учитывая то, что до кризиса маломерный флот рос ускоренными темпами (7-10% ежегодно), по-прежнему велика — спрос на услуги бункеровщиков лишь частично удовлетворен в акватории Днепра. «Сейчас наиболее перспективными регионами в этом контексте являются средний Днепр и Черноморское побережье. Они до сих пор остаются неосвоенными»,— говорит начальник департамента судостроения компании «Лигир-ИТБС» Алексей Семин. Впрочем, по его оценкам, даже в столице не помешало бы поставить еще несколько судов.
Осваивать подобные проекты по плечу лишь крупным игрокам рынка нефтепродуктов. Стоимость одного комплекса колеблется в пределах 2,2 млн. грн., а среднесуточный пролив плавучей заправки составляет сейчас лишь около 4 куб. м (до 7 куб. м при благоприятной погоде) — объем не впечатляющий по сравнению с прокачками обычной автозаправочной станции. Ввиду этого большинство отечественных брендовиков, которые уже обзавелись бункеровщиками, не спешат увеличивать их количество: «Расширение в этом направлении — не вопрос ближайших лет. Надо сперва посмотреть, как будет дальше развиваться рынок»,— отмечают в концерне «Галнефтегаз». «Кризис вносит свои коррективы. Новых речных станций в планах пока нет»,— резюмируют в «Лукойл-Украина», уточняя, что довольны сезонными результатами работы своего единственного бункеровщика. Однако, по мнению экспертов, расширение флота нефтеналивных бункеровщиков будет набирать обороты по возобновлении строительства яхт-клубов, которое в подавляющем большинстве случаев сейчас заморожено из-за кризиса. Хотя, отмечают аналитики, именно по причине последнего спрос на услуги речных и морских заправочных станций в этом году возрос — львиная доля украинцев в целях экономии отказалась от заграничных поездок и проводит отпуск и выходные в Украине, развлекаясь при помощи всевозможных видов водного транспорта (катера, яхты, лодки, скутера и пр.).
В стране до мая 2009 г. эксплуатировалось восемь подобных заправочных станций, шесть из которых принадлежит крупным игрокам рынка. Первый нефтеналивной бункеровщик появился в 2005 г. и принадлежит компании «Лукойл-Украина». Еще функционируют плавучие заправки «Укртатнафты» на Каневском водохранилище и в районе Кременчуга, а также концерна «Галнефтегаз» (сеть АЗС «ОККО») — на киевском острове Жуков и в Новой Каховке.
Наталья ДАВЫДЕНКО, EIZVESTIA.COM