Контейнерный поток: мы его теряем

2009-07-17 15:39:42

Скандал вокруг контейнерного терминала в Ильичевском морском торговом порту может привести к существенному падению объемов переработки контейнеров в украинских портах. Международные операторы контейнерных линий подумывают о внесении Украины в «черный список» и рассматривают возможность закрытия прямых линий в Одессу и Ильичевск, что, в свою очередь, приведет к росту стоимости импортных товаров.




Скандал в Ильичевске разразился в достаточно сложной для отечественных портов ситуации. По итогам 5 месяцев текущего года объемы переработки контейнеров на украинских терминалах упали более чем на 60%. Снижение грузопереработки констатируют все операторы данного рынка. В частности, Одесский порт переработал 91 тыс. ТЭУ (падение на 56%), Ильичевский —90тыс. ТЭУ (падение на 67%). При этом уже по итогам июня-июля ситуация может еще более осложниться. Причиной тому стал конфликт между руководством Ильичевского порта и главным его российским инвестором – «Национальной контейнерной компанией». Коротко смысл противостояния заключается в намерении порта расторгнуть договор о совместной деятельности по обработке контейнеров – якобы платежи от совместной деятельности сильно занижены, в связи с чем порт решил самостоятельно заняться переработкой контейнеров на ЧП «Укртрансконтейнер». Договор о совместной деятельности не устраивает порт.

Поступления от деятельности частной компании слишком малы. Поэтому нами был подан иск в суд, и 26 июня договор был признан разорванным, а мы приступили к обслуживанию клиентов самостоятельно», говорит начальник Ильичевского МТП Геннадий Скворцов.

В свою очередь представители НКК заявляют, что при заключении договора о совместной деятельности предприятие согласовывало договор с десятками инстанций. Все параметры были утверждены как в Министерстве транспорта, так и на местах. За время реализации проекта в строительство контейнерного терминала было инвестировало $61 млн. В Ильичевске без преувеличения был построен один из самых современных контейнерных терминалов в черноморском регионе. НКК – первая стивидорная компания в Украине, предложившая своим клиентам услуги по приему и обработке прямых сервисов из Азии, использующих суда вместимостью более 5000 двадцатифутовых контейнеров – (до этого обслуживались только малые, фидерные суда из Турции и Румынии). Кроме того, была внедрена система постановки судов к причалу в рамках системы фиксированных «окон». Ранее на всех терминалах действовал принцип обработки «в порядке живой очереди» – «first come, first served». Однако, по мнению руководства порта, всего этого недостаточно — компания должна забыть о ранее заключенном договоре и увеличить отчисления порту как минимум в два раза.

Как бы там ни было, но от данного конфликта в первую очередь страдают грузовладельцы. После вступления в силу решения суда в Ильичевске «зависло» около 7 тысяч контейнеров. Руководство порта просто не в состоянии было обработать и выдать их клиентам — база данных отсутствовала, и персонала у порта не хватало для обслуживания грузополучателей. Ведь фактически надо было найти замену более чем 600 работникам. Проблему попытались решить путем перевода персонала из ильичевского проекта НКК на работу в порт, но не все на это согласились, а оперативно заменить такое количество людей просто физически невозможно. Все это привело к остановке грузовых операций. В дальнейшем руководство порта смогло наладить работу, но, как оказалось, у порта отсутствует автоматизированная система управления контейнерным терминалом, из-за чего все документы приходится оформлять, что называется, вручную. Как результат – время обработки судов выросло, как минимум, в два раза. «В порту полный хаос. На какого из операторов оформлять документы, руководство порта внятно нам ответить не может. Также как неясно, где наши контейнеры, когда мы их сможем забрать и каким образом»,- говорит представитель одной из экспедиторских компаний, пожелавший сохранить анонимность.

При этом, по признанию операторов рынка, конфликт с частным инвестором может иметь еще более далеко идущие последствия. «Из-за непредсказуемости поведения украинских властей и ситуации на терминалах международные операторы уже изучают возможность отказа от заходов в Ильичевск и Одессу и переориентации на работу исключительно через румынский порт Констанца или турецкий Стамбул. Сегодня контейнерный грузопоток в Украину уже упал до уровня 2004 года. Линии могут вернуться к способу доставки контейнеров, существовавшему в то время: только фидерные сервисы из Констанцы и Стамбула, которые позволят избежать простоев больших океанских судов в портах Украины. В этом случае стоимость доставки грузов в Украину увеличивается на 15-20%, а это приведет к удорожанию импортных товаров»,- прогнозирует руководитель Ильичевского инвестиционного проекта НКК Валентин Варваренко.

На сегодня создана совместная комиссия порта и НКК по проведению инвентаризации грузов и контейнеров на частном терминале. Ведутся переговоры о дальнейшей судьбе проекта. Однако инвесторов беспокоит сам прецедент: государство с одной стороны не в состоянии самостоятельно инвестировать в строительство современных терминалов, а с другой не дает возможности развиваться частным компаниям. Причем, такие скандалы начались не только в Ильичевске. В Южном обострился конфликт руководства порта с компанией «Трансинвестсервис», а в Николаеве – с компанией «Нибулон». На таком фоне крупные международные инвесторы могут заморозить свои проекты до принципиального решения проблем, что может сильно ударить по международному имиджу Украины.

 Алексей Марковский,  «ForUm»