Лоцман – это всегда нечто специфическое…

2009-06-02 13:04:23

На досуге начальник Центра регулирования движения судов (ЦРДС) «Керчь» Эльма Нагай часто рассматривает атлас мира. И каждый раз убеждается, насколько специфична деятельность лоцманской службы в Керченском проливе.



Сравнить не с чем. Взять, к примеру,
Гибралтарский пролив. Он естественен. Как и Ла-Манш, Скагеррак, Босфор. Суэцкий
– чисто канал. Там нет естественного пролива. Такой же Панамский. Такой
особенности, как в Керченском регионе, больше нет нигде: в естественном проливе
вырыт искусственный канал.

Это накладывает отпечаток на
работу лоцманов. Ведь трудности естественного пролива соединяются с трудностями
искусственного канала. Свой отпечаток накладывает и близость российской
стороны. Благо, отношения между моряками-профессионалами остаются нормальными.

Общее регулирование в проливе
по-прежнему ведет ЦРДС «Керчь». Ответственность большая. Соседи в последние
15-20 лет прилично развили собственное регулирование движения судов.
Используются самые передовые технические средства. Украинские регулировщики
пока не имеют видеонаблюдения. У россиян оно есть. И нашим бы не помешало.
Скажем, часто случалось, что российские речные суда, везущие бревна, из-за
плохого крепежа теряли их в проливе. Локатор усечь плавающие бревна не может. У
них маленькая отражательная способность. Это позволяет обнаружить
видеонаблюдение.

Тем временем крепнут службы по
развитию инфраструктуры. Установлены 2 автоматизированных дизель-генератора.
Постаралась энергетическая группа под руководством Андрея Янина. В течение
квартала эксплуатируется автоматизированный радиолокацинный пост «Феодосия».
Благодаря ему удалось обнаружить серьезное нарушение, допущенное иностранным
судном. Исполком Феодосийского городского совета взыскал с нарушителя серьезный
штраф. Деньги ушли в городскую казну. А поначалу феодосийские депутаты этот
объект восприняли очень настороженно. Даже вызывали на сессию. Пришлось
ведущему инженеру Азово-Крымского регионального управления ГП «Дельта-лоцман» в
Керчи Анатолию Купцову выйти на трибуну и объяснить депутатам, в чем
преимущества радиолокационного поста. Убеждения подействовали. Еще больший
эффект произвело обнаружение нарушителя и последовавшие финансовые взыскания. У
Феодосийского ПРДС в наше тяжелое время хороши экономические показатели. Они во
многом достигнуты благодаря развитию инфраструктуры.

Это развитие не прекращается. Как
воздух нужен автоматизированный радиолокационный пост «Камыш-Бурун». Он
необходим для улучшения навигации в так называемом Павловском колене. Сегодня
локатор стоит за 7 миль.
Это далеко. Если же он будет стоять за 3 мили, то точность обнаружения судов
увеличится примерно в 2 раза. Уменьшится вероятность аварий.

Объект мог бы уже вступить в
эксплуатацию, но лоцманы вынуждены продолжать дискуссию с руководством
Керченского историко-культурного заповедника по поводу выбора места для
строительства. Моряки доказывают, что древнее городище не пострадает от
небольшого объекта, имеющего общегосударственное значение. В последний год,
похоже, это лучше стали понимать и в Министерстве культуры Украины. Да и в
конце концов ГП «Дельта-лоцман» не дачи же собралось строить. Даже намерено со
своей стороны защитить городище Нимфей. На стороне моряков Совет министров АРК,
исполком Керченского горсовета. В том районе очень интенсивно ведется рейдовая
перевалка грузов. И случись какое-либо серьезное морское происшествие –
последствия для экологии, памятников истории и архитектуры будут очень
серьезными. С этим надо считаться.

Главное же в работе ЦРДС –
спасение человеческих жизней на море. Работники Центра четко сработали совсем
недавно. 25 марта с.г. в 18 часов стало известно, что в районе села Курортное
унесло в море лодку с жителем поселка Багерово. Старший капитан-наставник
Морского спасательного координационного подцентра Владимир Биляк оперативно
вышел на связь с пограничниками, сотрудниками МЧС. Действовать надо было
решительно. Ведь ветер достигал 20 метров в секунду. Горе-рыбака могло унести
далеко в море. Мелкие суда отказались от поиска. Пытались искать пропавшего
местные рыбаки. Бесполезно.

– Мы обязаны докладывать в Киев,
– рассказывает Владимир Биляк. – Доклад был сделан. Подключился к операции
первый заместитель министра транспорта и связи Украины Владимир Работнев. Такая
поддержка нам была нужна. Я вышел на начальника портофлота Керченского морского
торгового порта Александра Литвиненко. Он предоставил морской буксир «Бора».
Около 23 часов 15 минут это судно вышло на поиск в определенный квадрат моря.

Ночью ветер постоянно менялся. В
конце концов рыбака выбросило на берег в с. Курортное. Тем не менее
крупномасштабная спасательная операция была проведена. Хорошо, что все
закончилось благополучно. В действиях спасателей ничего не было героического.
Обычная работа. Но сама их готовность придти на помощь попавшему в беду заслуживает
уважения.

Специалисты Морского
спасательного координационного подцентра на всю жизнь запомнили события 11
ноября 2007 года, когда в Керченском проливе разыгрался жестокий шторм. Те
уроки усваиваются до сих пор. Особый упор делается на техническое совершенствование
средств связи. Капитан-наставник демонстрирует аппаратуру, с помощью которой
Владимир Петрович может вызвать любой корабль в зоне своего действия и он может
выйти на МСКПЦ с помощью специального цифрового избирательного вызова. В Центре
шутят, что особую кнопочку на судне может нажать и обученная кошечка. Как же
так случилось, что никто не нажал кнопку в тот роковой день, когда утонули
несколько судов? До сих пор загадка.

Спутниковая связь, система ГМССБ,
АИС призваны спасать людей на море. Действуют они и в МСКПЦ, который в течение
10 лет обеспечивает безопасность мореплавания в Керченском проливе и на
подходах к портам Керчь, Феодосия.

Центр регулирования движения
судов «Керчь» стал и своеобразной кузницей кадров. Здесь рады способной молодежи.
В ЦРДС проходил практику по специальности «Компьютерные сети и системы»
керчанин Сергей Никитин, окончивший Национальный аэрокосмический университет
им. Н.Е. Жуковского в Харькове. Он определил тему дипломного проекта, связанную
с обработкой и хранением аудиоинформации системы VTS-5000G, в которой на тот
период был выработан технический ресурс системы магнитофонного
аудиодокументирования на базе RACAL (Англия) из-за полного механического
износа.

В 2002 году во время
преддипломной практики Сергей Никитин разработал и внедрил в систему VTS-5000G
подсистему аудиодокументирования МСАРИ, о чем подтверждено начальником КМТП.

После успешной защиты диплома на
английском языке с оценкой «отлично» Сергея приняли на работу в ЦРДС в
должности инженера-программиста. Здесь сложился творческий коллектив
специалистов в области информационных технологий. Инженер-программист Евгений
Игнатьев, Сергей Никитин и др. внедрили множество систем автоматизации
производственного процесса. В связи с постоянным ростом количества проводок
судов в Керченском проливе это очень актуально. Автоматизируются работа с
заявками агентов на проходы судов, отчеты, статистика. Оправдывают себя
информационно-справочные подсистемы рабочих мест лоцманов-операторов и
диспетчеров.

Меры, направленные на
качественное улучшение лоцманского обслуживания судов, труда лоцманов, их
профессиональной подготовки, позволяют сделать еще один шаг на пути к
интеграции в морское мировое сообщество.

КЕРЧЬ. 18.05.2009 г., ГП
Делта-лоцман, Центра регулирования движения судов «Керчь»

Александр ДЕВЯТКА, Украинская
транспортная газета "Моряк"