Херсонский порт будет развиваться без ущерба для экологии города

2009-03-06 14:31:49

Для контроля за производственной деятельностью и состоянием окружающей среды в Херсонском морском торговом порту 15 лет назад была создана специальная служба. В ее составе всегда были специалисты, которые имели немалый опыт в природоохранной работе. Со дня создания службу возглавляет заместитель начальника порта по охране труда и окружающей среды Владимир Востриков, член-корреспондент Украинского отделения Международной академии наук, экологии и безопасности жизнедеятельности.

Знакомство
с портом – со службой экологии

МБН: Владимир Дмитриевич, какие проблемы приходиться решать экологической
службе порта?

В.Востриков: Прежде всего, хочу
отметить, что мы активно сотрудничаем с областной и портовой СЭС,
Госуправлением по охране окружающей среды, Госпэкоинспекцией по охране
окружающей среды Северо-западного региона Черного моря. А любой человек,
который устраивается на работу в порт, начинает знакомство с предприятием
имеенов нашей службе: вводный инструктаж по охране окружающей среды –
обязательное требование для новичков. Руководители подразделений порта,
начальники отделов и специалисты по экологии проходят семинары «Школы
экологической грамотности», которую организовал на базе нашего порта Институт
последипломного образования Министерства транспорта Украины. Кстати, начальник
нашего порта Андрей Егоров – академик Международной академии наук, экологии и
безопасности жизнедеятельности. Теперь вы понимаете, что отношение к охране
окружающей среды в нашем коллективе – особенное.

 

МБН: А насколько вредной для окружающей
среды может считаться работа в порту?

В.Востриков: Сколько существует порт,
столько существует и Херсон. Они всегда вместе. Порт всегда был и есть сердцем
города. Так, согласно требований природоохранного законодательства, наша служба
ежегодно получает соответствующие разрешения на выброс загрязняющих веществ в
атмосферу, создание и размещение отходов, разработку песка в каръере порта,
ремонтное углубление, лимиты на использование воды и т.д.

Мы ежегодно
разрабатываем и согласовываем с природоохранными органами перспективные и
годовые планы по охране окружающей среды и бережливого использования природных
ресурсов. На протяжение многих лет систематически контролируем и научно
разрабатываем оценки влияния на окружающую среду производственной деятельности
порта и проводим комплексный мониторинг состояния окружающей среды. Кстати, он
совершается с привлечением специалистов аккредитованных лабораторий
Госэкоинспекции по охране окружающей среды Северо-западного региона Черного
моря, портовой СЭС, НПФ «Довкілля»,
ученых Херсонского государственного университета. Начальник порта ежегодно утверждает
и согласовывает с Госэкоинспекцией программу мониторинга состояния окружающей
среды на территории предприятия.

 

Наша
цель – минимальное влияние на природу.

МБН: Какие грузы перерабатываются сегодня
на причалах порта?

В.Востриков: Преимущественно –
зерновые, химические, строительные и генеральные грузы. Общий грузооборот порта
в 2008 году составил 4 миллиона 264 тысячи тонн. Объем переработки зерновых,
хлебных грузов увеличился, однако уменьшился грузопоток минеральных удобрений и
строительных материалов. В составе грузопереработки появились новые виды
грузов: алюминий в чушках, сталь в рулонах, хромовая руда. На все перегрузочные
процессы составлены рабочие технологические карты, которые согласованы со
службой охраны труда, пожарной охраны и санитарными органами. Проведена оценка
влияния на окружающую среду процессов перегрузки, на переработку грузов получены
соответствующие разрешения Госэкоинспекции по охране окружающей среды
Северо-западного региона Черного моря.

Еще раз хочу
отметить: переработка всех грузов происходит в соответствии с рабочими
технологическими картами, согласованными природоохранными органами. Безусловно,
в процессе своей производственной деятельности – перевалка грузов, ремонтные
работы, прием, хранение и выдача топлива – порт оказывает определенное влияние
на окружающую среду. Уровень этого влияния зависит от объема производственной деятельности,
метеорологических условий.

Исходя из
этого, комплексный мониторинг составлен с учетом необходимости контроля по
шести направлениям: оценка качества свежей воды всех источников водоснабжения;
оценка состояния атмосферного воздуха в районе источников выбросов, на границе
СЭС и жилой зоны; определение состава сточных вод, которых отводятся в
городскую канализацию; оценка качества воды в акватории порта; характеристика
отходов; донные отложения.

 

МБН: То есть, производственно-хозяйственная
деятельность порта, в соответствии с разработанными экологическими документами,
должна обеспечить минимальное негативное влияние на окружающую среду?

В.Востриков: Да, тем более, что
экологические аспекты производственно-хозяйственно деятельности порта
регламентированы официальными документами. Приведу лишь несколько из них: отчет
о проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от
стационарных источников ГП «ХМТП» (УкрНДІІФМ, Одесса, 2008г.), «Проект гранично допустимых сбросов (ГДС)
загрязняющих веществ, которые попадают в р. Днепр с дождевыми и талыми сточными
водами ДП «Херсонский морской торговый порт» (УкрДНІІМФ, Одесса, 2008г.), «Текущие
индивидуальные нормы водоснабжения и водоотвода для ДП «Херсонский морской
торговый порт».

 

Выбросы
порта – «цветочки» по сравнению с ядом городской мусорной свалки.

МБН: Владимир Дмитриевич, вы упомянули о
шести направлениях контроля. Какие же результаты этого мониторинга
зафиксированы на сегодняшний день?

В.Востриков: Если говорить об оценке
качества свежей воды всех источников водоснабжения, контроль совершался
согласно ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за
качеством» результаты анализов качества питьевой воды, которая подается в порт,
дают возможность отметить следующее: артезианская вода из скважин порта по всем
органолептическим, токсикологическим, микробиологическим показателям
соответствую требованиям ГОСТа. Фактически общий объем использования воды
питьевого качества в порту увеличился в прошлом году на 8,18 тысячи кубических
метров по сравнению с предыдущим годом, но в целом не превысил установленные
лимиты.

Что касается
оценки состояния атмосферного воздуха в районе источников выбросов на границе
СЭС и жилой зоны, следует отметить следующее: как при ведомственном, так и при
государственном контроле полученные результаты сравниваются с утвержденными
нормами ГДВ в соответствии с РД 52.04.59-85. От перегрузочных процессов в
атмосферу выделяются пыль минеральных удобрений, пыль зерновых грузов и т.д.
Однако, хочу подчеркнуть: выбросы порта – «цветочки» по сравнению с ядом
городской мусорной свалки. Во время разработки норм ГДВ для порта были выявлены
источники, которые имеют наиболее существенный взнос в загрязнение воздуха,
определена номенклатура подлежащих контролю веществ, периодичность контроля.

На границе
санитарно-защищающей зоны и жилой застройки контроль производится в
соответствии с планом-графиком портовой СЭС. Оценка влияния производственной
деятельности порта на атмосферный воздух произведена на основании измерений
портовой СЭС концентраций загрязняющих веществ в выбросах из стационарных
источников в соответствии с планом-графиком соблюдения норм ГДВ, разработанного
для порта проектно-исследовательским институтом ПівденНДІМФ. Для снижения количества выбросов
загрязняющих веществ в воздух в порту составлен план-график контроля за
соблюдением нормативов ГДВ.

Анализ говорит о том, что концентрации
загрязняющих веществ в атмосферном воздухе возле источником, на границе СЗЗ не
превышают допустимих значений.

 

МБН: Что можно сказать об оценке
качества сточных вод, которые отводятся в канализацию?

В.Востриков:На мойке автотранспорта порта установлен
очиститель сточных вод „Аквапорт-02”,
который позволяет снизить содержание нефтепродуктов, экстрагированных веществ и
других химических веществ, которые подлежат сорбции. Мы придерживаемся Правил
приема сточных вод предприятий в комунальные и ведомственные системы
канализации населенных пунктов Украины. Анализ данных по составу сточных вод в
двух контролирующих колодцах показал, что наблюдается незначительное превышение
в сбросах концентраций сухого остатка. Основные причины – несоответствие норм
сбросов и показателей качества водопроводной воды, нормы сбросов занижены.

 

Комплексный
мониторинг

МБН: Расскажите, пожалуйста, о мониторинге
состояния акватории Днепра. Он также проводится?

В.Востриков: Безусловно. Данные лабораторных измерений, номенклатура
загрязняющих веществ, которые контролируются в акватории свидетельствуют:
значения показателей в воде верхнего, нижнего рейда значительно не отличаются
от показателей состояния акватории порта. Учитывая то, что некоторые показатели
качества Днепра незначительно выше на нижнем рейде, но акватория порта
принимает ливневые стоки города через портовые ливневыпуски, можно сделать
вывод, что хозяйственная деятельность порта не имеет существенного влияния на
водный объект. Периодичность проведения анализов определяется для выпусков
сточных вод в соответствии с требованиями «Проекта ГДС», точек в акватории – не
реже четырех раз в год.

Поступление и
распространение в водной среде разного рода загрязнения в результате
производственной деятельности, обусловлено следующими процессами: переносом
загрязнения из атмосферы на поверхность воды, поведением загрязнения в водной
среде. Атмосферные осадки попадают в колодцы сливной канализации. Таким
образом, ливнестоки являются одним из источников загрязнения акватории.
Комплексный мониторинг за ремонтным углублением на подходном канале, на
акватории порта и за добычей песка проводила по договору подрядная организация
в соответствии с конкурсом. Во время проведения мониторинга определено фактическое
влияние дноработ на екосистему. Следует отметить, что отчеты за 2008 год
комплексных мониторингов производственной деятельности порта и по ремонтным
углублениям на подходном канале, на акватории порта и за добычей песка
согласованы позитивно.

 

МБН: Некоторых херсонцев
беспокоит мысль о том, что развитие порта может отобразиться на экологическом
состоянии города….

В.Востриков: Мы тоже херсонцы. И для нас также очень
важна экология и чистый воздух. Однако давайте обратимся к опыту многих
европейских городов, таких как Гамбург, Марсель, Генуя и других. Там эта
проблема успешно решена – порты находятся в центре города и не наносят вреда
экологии. Если это возможно там, я не понимаю, почему это не возможно здесь? На
презентацию Генеральной схемы развития порта до 2015 года мы не случайно
пригласили большую группу специалистов – экологов, санитарных врачей. Нам было
очень интересно выслушать их мнение по поводу реконструкции причалов на правом
берегу и строительства терминалов на левобережье Днепра, влиянии новой
инфраструктуры на окружающую среду. Приятно было услышать одобряющие отзывы
специалистов на запланированные природоохранные мероприятия, которые  будут внедряться во время расширения
инфраструктуры. Главный санитарный врач на водном транспорте Украины Николай
Иванович Голубятников, начальник Госэкоинспекции по охране окружающей среды
Северо–западного региона Черного моря Сергей Анатолиевич Лихачев, начальник
Государственного управления охраны окружающей среды в Херсонской области Олег
Гариевич Предместников, главный врач портовой СЭС Василий Григорьевич Струк и
другие специалисты высказались в поддержание наших планов.

Кстати,
Херсонский порт уже два года работает по международным стандартам качества ISO-9001, а в настоящее время
внедряет еще один стандарт: ISO-14001:2006
«Системы экологического управления. Требования по использованию». Эти
международные сертификаты говорят не только о конкурентоспособности и
инвестиционной привлекательности порта, а и о хорошей экологии предприятия.

 

МБН: Владимир Дмитриевич, как относятся
портовики к тому, чтобы как можно чаще обсуждать свои планы и проблемы с
жителями города?

В.Востриков: Мы только «за». Чем больше
информации получат жители города из первых уст, тем меньше всяких недоразумений
и недоговорок будет возникать. Иногда некоторые думают, что можно развивать
порт за счет простого увеличения грузооборота вне широкого гуманитарного
контекста. Необходимо действовать не автоматически, а привлекать к принятию
решений широкие круги специалистов и общества. Важно разработать такой проект,
который был бы приемлем для всех – и для порта, и для жителей города. Главное –
найти общий язык с тем, кто выступает за сохранение природы. Именно из-за своей
недостаточной информированности многие жители не знают, что основной загрязнитель
воздуха в Херсоне – автотранспорт. Современные экологические технологии требуют
очень больших вложений, а деньги нужно зарабатывать. В Европе был период, когда
законодательство поощряли отделение портов с их терминалами от городов. Но
портовое хозяйство не опаснее городского. При строительстве новых терминалов
первый вопрос, который обсуждается – это уровень безопасности. На это уходит
львиная часть инвестиций. Поэтому в настоящее время порт является более
безопасным местом, чем любое другое городское производство.