Одессу может спасти свободная экономическая зона

2009-02-19 17:31:32

Средства эффективного противостояния экономической нестабильности, ищет сегодня едва ли не каждый руководитель. Бьются над этим вопросом и в высоких кабинетах первые лица страны, пока еще тщетно пытаясь вывести оптимальную формулу борьбы с кризисом.

При этом решения, на поиск которых тратятся колоссальные усилия, иногда лежат, как говорится, перед самым носом. Так, например, власти Севастополя готовят законопроект по созданию в городе особого режима с налоговыми льготами для предприятий, благодаря чему рассчитывают решить проблему с занятостью населения. Предположительно, сегодняшние севастопольские предприниматели получат скидки в налогообложении порядка 30%, которые будут действовать не менее 25 лет. По мнению руководства Севастопольской городской госадминистрации, такие налоговые каникулы позволят не только действующим предприятиям наращивать обороты, но и привлекут в регион иностранных инвесторов. А пока в Крыму идут консультации по этому вопросу, возможностью реализации подобного проекта в Одесском регионе поинтересовались наши корреспонденты.

Свободные экономические зоны сегодня является неотъемлемой частью большинства крупных портов во многих странах мира. Льготный налоговый режим, действующий на этих территориях, позволяет государствам привлекать инвестиции и удерживать лидирующие позиции в сфере экспортно-импортных операций, а значит обеспечивать сотни и тысячи своих граждан работой и зарплатой, а бюджет живыми деньгами. Но это у них, за рубежом. У нас же все попытки стимулирования предпринимательства посредством свободных экономических зон разбиваются о рифы персональных чиновничьих интересов и огульных кампаний по борьбе с теневой экономикой. В Одессе зона «Порто-Франко» появлялась дважды: первый – еще в царской России, затем уже в наше время. Однако, если в первом варианте «Порто-Франко» способствовало бурному развитию горда, то в независимой Украине зона смогла просуществовать неполных четыре года, так и не выполнив возложенных на нее задач на все 100%. Сегодня зона существует, но по большей части формально. Так, начальник Одесского морского торгового порта Николай Павлюк считает, что, отменив в 2004 году налоговые льготы, государство обмануло своих инвесторов и поставило точку в развитии целого ряда крупных инвестиционных проектов.

Сегодня на территории порта работает ряд предприятий, которые начинали свою деятельность в условиях льготного налогового режима. Однако неожиданный удар со стороны государства, а также экономический кризис заставляют бизнесменов искать возможные пути выхода из тупиковой ситуации. Севастопольский пример в данном случае был бы как нельзя кстати.

"Если бы снизились налоги и сама зона работала бы так, как она задумывалась, то это было бы очень эффективно, – рассказал Александр Лотоцкий, директор компании «PRISTA OIL-UKRAINE». – Это был бы стимул. Мы бы рассматривали вопрос производства готовой продукции на территории СЭЗ. Но этот проект остановлен".

"Мало того, что предприятия потеряли все льготы, они ещё и стали подвергаться жесткому таможенному режиму, – сообщил Владимир Луценко, заместитель директора ООО «Телекоммуникационные технологии». – Мы так работали некоторое и поняли, что дальше конкурировать будет очень сложно. Остаётся только мечтать о возврате тех преференций, которые были нам обещаны и которые обеспечили бы нам прорыв на внешние рынки, что особенно актуально в условиях кризиса".

Интересно, что расчеты аналитиков однозначно свидетельствуют о выгоде функционирования свободной экономической зоны (СЭЗ) как для частного капитала, так и для государства. Но специалисты в Минфине почему-то налоговые льготы воспринимают как убыток, и выступили с инициативой введения моратория на какие-либо преференции. С логикой минфиновских чиновников Николай Павлюк не согласен.

"Ошибочно считать, что будут потери для государства, – убежден начальник порта. – Этих потерь нет. За счет того, что идут дополнительные грузопотоки, и за счет новых рабочих мест, будут идти и дополнительные вливания в бюджет. Почти в каждом цивилизованном порту Европы есть такая зона. Например грузы, которые могут перегружаться в нашем порту, а потом уходить дальше. Это тоже бизнес, который сегодня губится".

Почему же столь очевидные выгоды никак не используются? На этот вопрос начальник порта ответа не знает, отмечая, что реализации ждут и другие, не менее прибыльные для страны проекты.

"Разве только этот проект? – рассказывает Николай Павлюк. – Вы мне назовите проекты, которые реализуются! У нас проект строительства терминала нового три года не идет. Почему? Проект, который даст почти миллиард инвестиций в наш город"…

Так что, пока финансовый кризис в нашей стране берет разгон, а политики сражаются друг с другом за право быть главным антикризисным менеджером, сотни и тысячи украинцев ежедневно теряют работу. При этом спасательный круг лежит рядом, но воспользоваться им никто не решается.

 

 

 

Максим Малынов, «Вести плюс»