Дунай: если хирургическое вмешательство уже неизбежно

2008-12-11 10:36:19

Дельта Дуная, как уникальная вводно-болотная экосистема, обеспечивает существование биологического разнообразия и воспроизводство огромного количества видов животных и растений, в том числе многочисленных редких и исчезающих видов. Это позволило признать дельту Дуная мировым достоянием и отнести к одной из 200 наиболее важных природных зон в мире, охраняемых ЮНЕСКО.

Богатство природных ресурсов и
уникальное географическое расположение дельты Дуная способствовало ее активному
антропогенному использованию на протяжении более четырех столетий.

Прежде всего, это касалось
использования транспортного и оросительного потенциалов в районе Придунавья.

Однако неконтролируемое
осуществление целого ряда крупных гидротехнических проектов на Дунае привело к
негативным последствиям для природной среды в дельте реки. В частности, на
территории Румынии был построен каскад плотин под названием «Железные ворота».

Это отрицательно повлияло на
вынос речных наносов, которые являются строительным материалом для формирования
дельты. В районе мыса Измаильский Чатал в конце ХХ столетия Румыния построила
потоконаправляющую дамбу, для перераспределения водного стока с украинского
более полноводного Килийського рукава в румынские Сулинский и Георгиевский
рукава. Это дало возможность Румынии создать четыре судоходных канала:
Сулинский, Георгиевский, Чернавода -Констанца, Меджидия – Новодари и
запланировать строительство пятого: Дунай – Бухарест.

Сокращение длины Сулинского
рукава на 25% при строительстве судоходного канала привело к значительному
увеличению уклона водной поверхности и соответствующему изменению всех
гидролого-морфологических характеристик этого водотока. В итоге,
стимулированный гидротехническими роботами, размыв Сулинского рукава длился
почти до конца XX столетия.

Сток рукава увеличился более чем
в два раза и достиг 20% водного стока Дуная. Увеличение стока Сулинского рукава
и частичное перекрытие Килийского кардинальным образом изменили природную
тенденцию распределения стока воды в верховьях дельты Дуная. Так, наметившаяся
в начале XX столетия тенденция к снижению водоносности украинского Килийского
рукава привела к тому, что его сток снизился к 1980 году с 70 до 59 % стока
реки в вершине дельты.

Дополнительным импульсом к
усилению тенденции перераспределения стока воды в пользу Румынии стали
гидротехнические работы, проведенные в 1981-1992 годах в Георгиевском рукаве. Вследствие
испрямления шести изгибов русла, длина рукава сократилась с 109,5 до 76,9 км,
т.е. на 30% по сравнению с начальной. Это привело к заметному увеличению стока
не только самого Георгиевского, но и Тульчинского рукава и, соответственно, к
дальнейшему сокращению стока Килийского рукава. Учитывая, что размыв
испрямленных участков Георгиевского рукава продолжается, следует ожидать, что в
ближайшие годы сток Килийского рукава впервые за последние 200 лет составит
менее половины стока Дуная в вершине дельты.

В результате этого в украинской
части дельты наблюдается процесс отмирания рукавов Степовой, Дунаец, Прорва,
Лимба, Белгородский, уменьшился сток воды по рукаву Кислицкий. Взвешенные
частицы, которые ранее выносились течением реки в Черное море, оседают во
внутренней Килийской дельте, увеличивая донные отложения. Непосредственно в
городе Вилково, называемом Украинской Венецией, являющимся объектом посещения
многочисленными туристами из стран Европы, пересыхают городские водные
улицы-ерики.

Общее перераспределение речного
стока в пользу Румынии повлекло за собой устойчивые негативные экологические
последствия в украинской части дельты, в том числе и в Дунайском Биосферном
Заповеднике, вызванные понижением уровня воды. Прежде всего, снизились
возможности естественного воспроизводства многих видов рыб, сократилась
численность птиц, зависимых от мелководий.

Обезвоживание коснулось пойменных
лугов, обеспечивающих места нереста рыб, а так же места кормления перелетных и
гнездящихся в дельте птиц.

Наблюдается прогрессирующее
уменьшение глубины в различных, как открытых, так и полузакрытых и совсем уже
закрытых заливах дельты. В результате уменьшилось количество пригодных для
рыболовства мест.

В целом перераспределение стока в
пользу румынской дельты привело к устойчивой тенденции экологической деградация
Украинского Придунавья.

В настоящее время на территории
Румынии реализуются, либо готовятся к реализации целый ряд гидротехнических
проектов в соответствии с Планом обустройства национальной территории,
утвержденным Законом Румынии № 363 от 21 сентября 2006 года. Планом
предусмотрено строительство и реконструкция транспортных путей, в том числе и
водных артерий, строительство новых каналов, портов, расчистка и углубление
существующих каналов – Сулинского и других. Очевидно, что реализация этого
плана приведет к дальнейшему нарастанию перераспределения стока воды реки Дунай
в пользу румынских каналов и, как следствие, к уменьшению водности украинской
части дельты, утрате навигационных глубин, значительному ущербу для всего
природного комплекса и усугубит экологические проблемы Придунавья.

В условиях сложившейся и постоянно
усиливающейся негативной ситуации в дельте Дуная руководство Украины обратилось
к решительным мерам для оптимизации социально-экономического развития отдельных
регионов украинского Придунавья. Это подразумевало и заботу о восстановлении
естественного гидрологического баланса украинской дельты, улучшении ее
экологического состояния, а так же сбережении уникальной природы Дунайского
Биосферного Заповедника. Так, 31.03.2004 года была принята Программа
комплексного развития Украинского Придунавья на 2004-2010 годы.

В соответствии с постановлением
Правительства Украины в мае 2004 года начато строительство глубоководного
судового хода (ГСХ) «Дунай – Черное море». Учитывая уникальность экологии
Дуная, во избежание какого – либо вмешательства в биологическое многообразие
дельты, Украинский научно-исследовательский институт экологических проблем
провел тщательную экспертизу возможного влияния ГСХ на окружающую природную
среду. Эта работа проводилась на стадии разработки технико-экономического
обоснования проекта по первому этапу, и по проекту на полное развитие. Проекты
прошли процедуру Государственной комплексной экологической экспертизы и
утверждены на уровне Кабинета Министров Украины.

Исходя из принципов
добрососедства и по собственной инициативе, Украина заранее по линии МИД
неоднократно информировала Румынию о принятом решении относительно реализации
проекта. В дальнейшем, Украина активно продолжала диалог, с тем, чтобы в
переговорном процессе решать все проблемные вопросы относительно ГСХ. С 2006
года по запросу Конвенции Еспоо Украина в своих дальнейших действиях
относительно реализации проекта ГСХ „Дунай – Черное море” руководствуется
исключительно положениями и рекомендациями Конвенции.

Оценка влияния на окружающую
природную среду проекта на полное развитие дважды дорабатывалась (в 2004 и 2006
годах). В экспертизе приняли участие 17 экспертов и ученых их различных
национальных и зарубежных учреждений.

В конечном выводе государственной
экологической экспертизы от 19 апреля 2006 года № 345 указано, что рабочий
проект канала с экологической точки зрения оценивается положительно и
допускается к реализации, с учетом национальных и международных норм.

Учитывая рекомендации
международных Конвенций, Украина придерживалась их положений при организации
дальнейших работ. Только по линии МИД Украина направила Румынии с 2002 по
настоящее время более десяти вербальных нот и писем относительно процесса
реализации проекта. К обсуждению вопроса строительства ГСХ привлекалась
общественность. Четыре раза проведены общественные слушания по проекту. Дважды
состоялись украино-румынские консультации в г. Вилково и в г. Тулча. Проведено
четыре общих заседания украинско-румынской Рабочей группы относительно
обсуждения вопросов, связанных с судоходством по Килийскому и
Старостамбульскому рукавам Дуная. В соответствии с требованиями международных
Конвенций Украиной была предоставлена возможность международной общественности
для ознакомления с оценкой влияния на окружающую среду всех этапов выполнения
проекта.

Это было обеспечено следующим
путем:

– на Интернет-сайтах Министерства
транспорта и связи и Государственного предприятия «Дельта – лоцман»,

– проведением интернет –
конференции относительно реализации проекта ГСХ «Дунай – Черное море».

– проведением в Украине в
сентябре 2007 года Международного дунайского Медиа-форума, посвященного
вопросам восстановления судоходства на украинском участке дельты р. Дунай и
вероятного трансграничного влияния во время реализации проекта и эксплуатации
украинского ГСХ «Дунай – Черное море»,

– участием в международной
экологической экспедиции «Дунай-2», осуществленной под эгидой Международной
комиссии по защите Дуная,

– проведением двух круглых столов
при участии национальных и иностранных экспертов, научных работников и прессы
по обсуждению вариантов проектов украинского ГСХ,

– проведением Международного
семинара специалистов и экспертов по экологии, гидрологии, геоморфологии,
ихтиологии, литодинамики, природопользования и экономики на тему:
«Восстановление транзитного судоходства в украинской части дельты реки Дунай в
условиях существования биосферного заповедника на основе международного опыта»,

– проведением двух рабочих
совещаний с участием национальных научных работников и представителей печати
относительно реализации «Государственной Программы комплексного развития
Украинского Придунавья».

– проведением презентации проекта
ГСХ «Дунай – Черное море» для руководителей дипломатических миссий: Европейской
Экономической Комиссии ООН, Германии, Нидерландов, Финляндии, Словении,
Венгрии, Хорватии, Болгарии, Румынии, Молдовы, США, Португалии, Швеции, Литвы,
Польши, Чехии, Японии, России, Казахстана, Израиля b Кореи.

– при сопровождении деловых
визитов в Украину представителей международных Конвенций в сфере охраны
естественной среды: Европейской Экономической Комиссии ООН, Рамсарской,
Бернской, Орхусской Конвенций и Международной комиссии по защите реки Дунай.

– участием в проведении четырех
международных научно-практических семинаров относительно сохранения и
постоянного развития дельты Дуная.

После проведения необходимой
информационной и организационной работы, соответственно положениям
международных Конвенций, а так же учитывая то, что по состоянию на ноябрь 2007
года от Румынской стороны не было получено никаких научно обоснованных
замечаний ко всему пакету документации по проекту «Создание ГСХ Дунай – Черное
море на украинском участке дельты. Полное развитие», Украина приняла
окончательное решение относительно последовательной реализации проекта. В
частности, начата реализация второй очереди ГСХ. Однако, исходя из принципа
добрососедства и рекомендаций международных Конвенций, украинским
Правительством принято решение об отзыве окончательного решения с целью более
детального и тщательного согласования с румынской стороной.

Если в действительности поглубже
присмотреться к проблеме реки Дунай без излишних эмоций и предрассудков, в
особенности к ее экологической составляющей, то становится очевидным, что
дельта Дуная больна. Она, из-за неконтролируемого вмешательства человека, находится
уже в той стадии болезни, когда поверхностные, образно говоря, медикаментозные
меры уже не смогут привести к какому либо положительному эффекту. Поэтому
остается одно – может болезненным, но таким необходимым хирургическим разрезом
наносного бара устья Быстрого реки Дунай все – таки дать шанс заболевшей дельте
оздоровиться, снова вернуть полноводье в те рукава, которые искусственно теряют
свою жизнеспособность, восстановить естественные функции водно-болотных угодий
и их биологическое разнообразие флоры и фауны.

Таким образом, проект ГСХ «Дунай
– Черное море» ставит целью не только социально – экономическое развитие
украинского Придунавья, оптимизацию интеграционных стремлений Украины путем
вхождения в международные и европейские транспортные сети, в частности
вхождения в состав 7-го транспортного коридора. Цель проекта состоит и в
улучшении экологического состояния дельты Дуная, в восстановлении ее
гидрологического баланса, который искусственно разрушается экономическими
проектами Румынии.

Источник: ИА «Эхо».