Управляемый развал морской отрасли Украины

2008-11-18 16:10:37

Мы с вами практически являемся наблюдателями постепенного развала системы, которой управляем. (из выступления Министра транспорта и связи Украины В.И.Винского на заседании коллегии Укрморречфлота 23.10.2008 г.).

В газете «Моряк” №45(7901) за 11.11.2008 г. напечатаны
тезисы доклада заместителя министра транспорта и  связи Украины – директора Укрморречфлота
Владимира Работнёва «Состояние реализации приоритетных заданий деятельности
Минтранссвязи по вопросам обеспечения развития и стабильного функционирования
морского и речного транспорта за 9 месяцев 2008 года». Эти тезисы были  подготовлены товарищем Работнёвым для
заседания коллегии Укрморречфлота, которое состоялось 23.10.2008 г.

Злые языки, правда, говорят о том, что тезисы готовились для
коллегии Министерства, которая была перенесена на более поздний срок из-за
гибели зс «Скадовск», а вместо неё проведена Коллегия Департамента морского и
речного транспорта Минтранссвязи. Впрочем, коллеги, интересно сейчас не это.
Интересно то, что последняя фраза опубликованных тезисов «профильного»
заместителя министра выглядит так: – «Уважаемые коллеги, в 2008 году заложены
основы развития морского и речного транспорта».

Не слишком ли оптимистический вывод? Особенно с учётом того,
что ранее, в 43 номере газеты «Моряк» от 01.11.2008 были опубликованы тезисы
выступления Министра транспорта и связи И.В.Винского на этой же коллегии, среди
которых содержится, в частности, такие:

    * «Згідно з
показниками статистики, морський та річковий флот України зменшив рівень
перевезень вантажів на 14, 6 %, а вантажні та пасажирські перевезення
підприємств річкового транспорту зменшилися на 17, 8. На фоні інших
транспортних галузей моряки та річники виглядають не кращим чином.»

    * «На жаль, внаслідок
проведених нами заходів, ситуація не нормалізувалась. І відповідальність лежить
на всіх тих, хто в цьому залі сидить в своїх блискучих погонах. Тема
відповідальності дуже серйозна і потребує аналізу. За його результатами,
можливо, зрозуміємо: чому до цього часу ми фактично нічого в системі морської
палати не змінили…

    * «Ми маємо
критичні ситуації в УДП, ЧМП, Чоразморшлях, Укртехфлот».

Что-то, вывод товарища Работнёва об «основах развития
морского и речного транспорта», если судить по высказываниям Министра, не очень
подтверждается.

Это расхождение в тезисах министра и его заместителя
заставляет более внимательно присмотреться к самим тезисам доклада директора
Укрморречфлота.

 

Согласно приведённой нумерации их всего 16.

Итак:

1.      Разработка,
представление в Кабинет Министров Украины и сопровождение до принятия в ВР
проектов законов (о внутреннем водном транспорте, новой редакции Кодекса
торгового мореплавания и т.д.)

2.      Доработка
вместе с профильным комитетом Верховной Рады проекта закона «О морских портах»
и обеспечение его принятия.

3.      Реорганизация
системы управления морскими портами на законодательной базе закона о морских
портах Украины. Создание государственных и морских администраций портов.

4.      Отраслевыми
научно-исследовательским институтом «ЧерноморНИИпроект» при поддержке
Мариупольского порта ведётся разработка концепции Генерального плана развития
морских портов Украины, основных требований к порядку разработки и содержания
планов (программ) развития морских портов. Эта научно-исследовательская работа
рассчитана на 2 года. До конца текущего года будет разработана первая редакция
этого документа.

5.      Разработка
проектов целевых программ обновления перегрузочной портовой механизации,
вспомогательного, портового и ледокольного флота.

6.      Модернизация,
реконструкция и капитальный ремонт гидротехнических конструкций, строений и
технологического оборудования судоходных шлюзов.

7.      Реконструкция,
модернизация и покупка специального флота для использования на внутренних
водных путях (осуществляется строительство грунтоотвозной шаланды).

8.      Обеспечение
имплементации в полном объёме Международной конвенции о поиске и спасании на
море 1979 года, создание национальной системы поиска и спасания в зоне
ответственности Украины.

9.      Ведётся работа
и относительно присоединения Украины ещё к 9 международным конвенциям и
соглашениям в сфере торгового мореплавания.

10.  Применяются меры
для участия Украины в пересмотре Белградской конвенции 1948 года.

11.  Привлечение инвестиций
в 2008 году в развитие инфраструктуры портов в объёме не менее 550 млн.долларов
США.

12.  Разработано и
обеспечено утверждение проекта распоряжения Кабинета Министров Украины «Об
одобрении Стратегии развития морских портов Украины на период до 2015 года».

13.  Завершено
строительство морского причала для судов типа «Ро-ро» в Ренийском МТП.

14.  Развитие паромной
переправы в Керченском порту (построен и оснащён паромный комплекс на
территории Керченского МТП).

15.  Строительство
паромного комплекса Измаил-Тульча.(правда, в отношении последнего «приоритета»
В.Работнёв высказался в том смысле, что по нему ничего не делается по вине
Одесской облгосадминистрации. )

Внимательный читатель заметит, что в газетной публикации
описаны, якобы, 16 «приорититетов». На самом деле, 13-й «приоритет» в списке
пропущен, наверное, по суеверным соображениям. Про причал «Ро-ро» в Рении – это
уже 14-й пункт.

Мы же суеверий не боимся и, поэтому, привели сквозную
нумерацию без пробелов и пропусков.

Итак, мы имеем список из 14 «ПРИОРИТЕТОВ», которые, по
мнению товарища Работнёва, как заместителя Министра курирующего морской и
речной транспорт, являются для Министерства транспорта и связи Украины
руководством к действию.

Что мы можем отметить? Из 14 «приоритетов» 7, т.е. половина
относятся к функционированию морских портов. Оставшиеся 7 «приоритетов»
распределяются следующим образом:

-международные договоры – 2

-разработка проектов законов – 2

-ремонт гидротехнических сооружений на ВВП – 1

-создание системы морского поиска и спасания – 1

-закупка грунтоотвозной шаланды-1

 

Тем самым, на основании беглого анализа «Приоритетов» можно
уверенно констатировать, что основное своё 
внимание товарищ Работнёв уделяет работе портов, которые, в общем и
целом, наверное, вообще вполне могли бы обойтись без министерского внимания.

Но есть у нас для анализа Положение о Министерстве
транспорта и связи Украины, в котором установлены ОСНОВНЫЕ ЗАДАНИЯ и ЗАДАЧИ Министерства.  (ст.3 и ст.4) Давайте, интереса ради,
сравним!

Итак Минтранссвязи Украины, в числе прочего:

6) здійснює 
відповідно  до законодавства
державний нагляд за додержанням 
вимог  нормативно-правових  актів 
щодо  забезпечення безпеки
торговельного мореплавства, руху відповідно на морському і річковому,
залізничному та автомобільному транспорті;

40) бере участь у 
розслідуванні  причин  аварійних 
подій  і катастроф  на транспорті,  у межах своєї компетенції та в порядку,
визначеному законодавством, проводить службові розслідування;

 

 Где у нас данные о
государственном надзоре за безопасностью судоходства?

 

 9) здійснює   загальне  
керівництво   проведенням  державної реєстрації  суден, 
дипломуванням  спеціалістів  морського 
флоту, забезпечує діяльність лоцманської, гідрографічної служби та
служби регулювання руху суден;

36) здійснює   
добір   кадрів,   формує  
кадровий   резерв,організовує
роботу  з 
підготовки,  перепідготовки  та 
підвищення професійного 
рівня  працівників Міністерства і
підприємств галузі транспорту та зв’язку;

37) у  межах  своїх 
повноважень  бере  участь 
у  реалізації державної  політики 
зайнятості  населення,  розробляє заходи щодо задоволення  потреб 
підприємств  галузі  у  
висококваліфікованих працівниках,  
у   встановленому   порядку  
координує  діяльність зазначених
підприємств з  питань  підготовки 
спеціалістів  галузі транспорту та
зв’язку;

Как у нас обстоят дела с дипломированием специалистов
морского флота? С кадровым резервом? Что за непонятную чехарду устраивает
сейчас Минтранссвязи с руководством Института последипломного образования
руководящих работников и специалистов водного транспорта в Одессе?

12) забезпечує  
ефективне   використання   державного 
майна  підприємствами, установами
та організаціями, що належать до сфери його управління;

30) здійснює 
відповідно   до   законодавства   заходи  
щодо досудової   санації   підприємств, 
які  належать  до 
сфери  його управління,  готує пропозиції щодо обсягів  і  напрямів  державних капітальних  вкладень у галузь транспорту,…;

 

Как там дела с «проблемными» государственными предприятиями?

Такие длинные выдержки из постановления Правительства были
приведены не случайно. Судя по ним понятно, что заместитель Министра
руководствуется в своей работе отнюдь не Положением о Министерстве транспорта и
связи Украины, т.е. не нормами законодательства, а какими-то своими
«Приоритетами», которые он сам устанавливает для себя. Замминистра, почему то
не беспокоит состояние дел в судоходных компаниях. Ничего не говорит товарищ
Работнёв о состоянии аварийности украинского флота, о безопасности судоходства.
Мимо внимания «портового» замминистра проходят вопросы подготовки кадров и
кадровой политики в отрасли морского и речного транспорта.

Но, в таком случае, если товарищ Работнёв действует не как
государственный менеджер в соответствии с нормами законодательства, а как
частное лицо на своё усмотрение, то и оплачивать такую свою активность он
должен за свой счёт, а не получать заработную плату из Государственного
бюджета.

В общем, можно, пожалуй, согласиться с мнением Министра
транспорта и связи Украины, высказанном на упомянутом заседании Коллегии
Укрморречфлота 23.10.2008 г. и вынесенным нами в качестве эпиграфа: – «Ми з
вами практично є спостерігачами поступового розвалу системи, якою керуємо.»

Кто же тогда будет заниматься реальными проблемами
национальной морской индустрии? Недаром общественная организация «Коллегия
юристов морского права» выдвинула лозунг «Морское будущее страны – в руках
морских городов!»  и призвала местные
власти и морские общественные организации провести Морской Форум Украины для
определения перспективных направлений развития морского хозяйства нашей страны
и выработки принципов управления в морской индустрии.

Сергей Горчаков, Вице-президент Коллегии юристов морского
права, Член Правления Ассоциации морских капитанов Одессы