Спасение ЧМП снова откладывается

2008-11-17 08:13:06

Минтранссвязи уже формально не влияет на ситуацию в ЧМП, а борьба за многомиллионные активы компании ведется между одесскими бизнес-группами.

Утверждение в конце августа
нового управляющего санацией государственной судоходной компании «Черноморское
морское пароходство» так и не привело к позитивным сдвигам по выводу ЧМП из
кризиса и погашению долгов перед кредиторами.

Оставшиеся долги ЧМП составляют
всего около 37 млн. грн. Но уже три года предприятие не может их выплатить,
хотя имеет возможность сделать это даже за счет текущей хозяйственной деятельности.
Но пока не завершена процедура санации, сделать этого нельзя. Хотя, уплатив эту
сумму, ЧМП впервые с середины 1990-х вновь сможет работать без опасения, что в
каком-нибудь порту будет арестовано судно за долги

Итак, 1 сентября был выпущен под
залог в 34 тыс. грн. арестованный в начале года президент ЧМП Евгений Кожевин.
Он же являлся и управляющим санации.

Уголовное дело против Кожевина
было возбуждено еще в июле 2005 года, причем еще по фактам его работы в
должности заместителя начальника Одесской железной дороги. Но почему-то он был
задержан только в феврале 2008-го. После ареста назывались суммы нанесенного им
ущерба в несколько десятков миллионов гривен, а выпущен он был под столь
незначительный залог.

Незадолго до его освобождения
новым управляющим санации был назначен Владимир Шнякин, а Хозяйственный суд
Одесской области наконец утвердил план санации. Хотя по законодательству это
должно было произойти еще два года назад. При этом нелишне вспомнить, что все
это время продолжался конфликт между Кожевиным и председателем хозсуда области
Валентином Продаевичем.

Как стало известно, новый
руководитель провел инвентаризацию имущества ЧМП, в результате которой была
выявлена значительная недостача. Кроме того, у руководителя санацией появилось
много вопросов и к некоторым инвестиционным договорам. По крайней мере, по этим
фактам на днях были поданы семь заявлений в прокуратуру Одесской области. Сам
Владимир Шнякин подробности этих злоупотреблений не сообщил, сославшись на то,
что пока продолжается разбирательство правоохранительных органов.

Но самое главное, что с
назначением Шнякина Минтранссвязи утратило возможность влиять на происходящее в
пароходстве. Ранее можно было выделить четыре заинтересованные стороны:
Минтранссвязи, одесский горсовет, хозсуд области и комитет кредиторов. Теперь
осталось три – министерство выпало из этого четырехугольника, формально потеряв
любое влияние на деятельность санатора.

Хотя следует понимать, что в
конечном счете здесь присутствуют интересы различных одесских бизнес-групп. И
самое парадоксальное, что в оздоровлении ЧМП прежде всего заинтересованы
кредиторы, в основном иностранные компании. Их заинтересованность в расчетах по
долгам понятна.

Но для других связанных сторон
быстрое завершение санации и расплата с кредиторами сужают возможности для
маневра в отношении активов ЧМП. Как мы уже сообщали, у ЧМП всего четыре судна,
но недвижимость и земельные участки в Одессе оцениваются в порядка $300-350
млн.

Еще весной транспортное ведомство
выступало против кандидатуры Шнякина. А по поводу ареста Кожевина Иосиф Винский
заявлял: «К сожалению, хочу вам сказать, я чувствую, что этот арест был в
определенной степени сознательно произведен, с тем чтобы некоторые личности получили
возможность доприватизации ЧМП».

А в начале апреля министр заявил
о планах приватизации ЧМП: «Я подал в Кабинет Министров предложение, чтобы
изъять это предприятие из перечня не подлежащих приватизации и отдать его на
приватизацию. Следует отдать его в частные руки на открытом аукционе, в
конкурентной среде. Пусть приходит собственник и работает».

Но теперь Минтранссвязи придется
подождать с этими планами до завершения санации. О том, что закончится она не
скоро, свидетельствуют последние события. 9 октября Одесский горисполком принял
решение №1208 о закреплении за Одесским горсоветом права собственности на 17
объектов недвижимости ЧМП общей площадью 38,5 тыс. м2. 3 ноября Шнякин подал
иск в Приморский районный суд Одессы о признании противоправным этого решения.

Аргументация ЧМП в этом споре
сводится к тому, что горисполком основывается на решении горсовета еще от 15
октября 2001 года, которым было дано согласие на передачу объектов ЧМП из
государственной в коммунальную собственность. Но одного из 17 присвоенных
горисполкомом объектов в перечне 2001 года не было. К тому же это решение было
принято с нарушением законодательно предусмотренной процедуры. В частности,
имущество должно передаваться по актам приема-передачи.

Кроме того, эта ситуация не
позволяет выполнить Указ Президента «О решении Совета национальной безопасности
и обороны от 16 мая 2008 года «О мерах по обеспечению развития Украины как
морской державы» №463/2008 от 20 мая. В этом документе было поручено
«разработать в двухмесячный срок план действий, направленных на определение
путей решения существующих проблем, связанных с дальнейшим функционированием и
перспективами развития Государственной судоходной компании «Черноморское
морское пароходство». Возможно, во исполнение указа чиновники такой план и
подготовили, но реально он пока реализован быть не может.

Еще одним пунктом указа предусматривалось
определить целесообразность «создания Государственной лизинговой компании для
стимулирования становления и развития национального судовладельца, развития
предпринимательства в этой отрасли». И создание этой лизинговой компании
планировалось на базе многомиллионных непрофильных активов ЧМП.

Александр Арбузов, Комментарии