“Икар” нужно сберечь как николаевский раритет – Борис Немиров

2008-10-06 11:48:37

В этом году в николаевском яхт-клубе отпраздновали двадцатилетие со дня возвращения легендарной николаевской яхты «Икар», на которой впервые яхтсмены из Советского Союза обошли вокруг мира. Идея кругосветного плавания на яхте собственной конструкции принадлежит николаевецу Борису Немирову. Сегодня он вспоминает, как рождалась идея этого похода.


Еще в 1978 году после плаваний в Югославию
и на Канарские острова на яхте «Арктика»,
купленной Николаевским кораблестроительным
институтом в Польше, я четко понял, что
нам уже по силам идти в настоящее дальнее
и престижное плавание, – вспоминает Борис
Немиров. – И это должна была быть кругосветка
и с непременным огибанием мыса «Горн»,
а не катание на пассатах в тропиках. И
сделать это хотелось на яхте, построенной у нас, в Николаеве – городе судостроителей.
Было бы просто неприлично идти в престижное
плавание на чужой, купленной за границей
яхте.

Поэтому
в 1978 году началась разработка  документации
проекта НКИ-17А, а позже и непосредственно
постройка яхты. А 9
сентября 1987 года команда в составе Б.
Немирова, А. Кузнецова, С. Черкеса, А. Кузнецова,
А. Маркова, а 31 июля 1988 года эти яхтсмены
уже праздновали возвращение из кругосветного
плавания.

Через
20 лет многое изменилось в судьбе «Икара»,
вопрос
о дальнейшей судьбе этой яхты сегодня остается
открытым.

Грубо
говоря, яхта «Икар» построена силами
студентов и сотрудников Национального
университета кораблестроения им. адмирала
Макарова (ныне НУК, а в прошлом Николаевский
кораблестроительный институт – НКИ). Соответственно
ее владельцем является университет. Высшее
образование Украины переживало не лучшие
времена, поэтому последние лет 8 лет о
яхте беспокоились меньше всего.
За
это время поступало несколько серьезных
предложений, которые могли решить судьбу
знаменитого «Икара». К примеру, отдать
яхту на баланс Николаевского музея судостроения
и флота. Но руководство музея не восприняло
эту идею. Так как госфинансирование и
так мизерное, а содержание яхты, даже
в качестве музейного экспоната, все равно
обходится не дешево.

   
Мне, возможно, реальнее видится состояние
яхты и ее будущее, – пишет Борис Немирово.
– Яхте более 20 лет. Можно на ней все срезать,
оставить один киль и название, сделать
все новое и даже лучше прежнего и говорить,
что это ремонт. Такое в практике судостроения
бывает с большими пароходами. Кстати,
«Икар» один раз уже подобное проходил,
после взрыва в 1984 году. Яхта проектировалась
по минимуму толщины с целью облегчения
корпуса. Ее наружная обшивка в районе
ватерлинии и выше всего 4мм, верхняя палуба
и рубка – 3 мм. Повторяю, ей 20 лет. Моряки
и судостроители понимают, что это вместе
взятое значит. Считаю, что это моя ошибка,
но так сделано, когда, еще проектируя,
гнались за меньшим весом.

   
По-моему мнению, яхту нужно сберечь как
николаевский раритет, – продолжает Борис
Немиров. – И для этого есть, по-моему мнению,
единственный путь – поставить ее памятником
в городе. Так сделано во многих странах,
где яхты, совершили плавания, которыми
может гордиться страна. Яхты поставлены
на берегу, на вечные стоянки в качестве
памятников поколению, построившему и
ходившему на них. Это и знаменитая «Джипси
Мот» в Англии, «Полонез» в Польше, «Кор
Короли» в Болгарии. Сейчас «Икар» – готовый
для города памятник. Ему потребуется
только косметический ремонт с помощью
современных шпатлевок и, конечно, человеческое
желание. Расходы в так  случае будут
минимальными, до 100 тысяч гривен.