В Украине наблюдается острый дефицит элеваторов

2008-07-25 11:09:52

Невиданный урожай зерновых в Украине может так и остаться под открытым небом.

Уже сейчас многие хозяйства не в
состоянии пристроить собранное на элеваторы, мощности которых не справляются с
загрузкой.

Те, кому позволяют средства,
спешно занялись покупкой или строительством собственных хранилищ. Другие же
вынуждены отдавать зерно трейдерам за бесценок прямо с поля.

Рекордный урожай, который
ожидается в нынешнем году (порядка 45 млн т), грозит принести аграриям не
меньше проблем, чем дефицит зерна в прошлом сезоне. Хотя уборочная страда еще
не закончилась, хозяйства уже начали сетовать на нехватку площадей для хранения
собранного, передает www.cargobusiness.info.

Особенно напряженная ситуация
сложилась на элеваторах, расположенных на пересечении транспортных потоков: в
портах и на крупных железнодорожных узлах. По словам аналитика компании ААА
Марии Колесник, практически все склады там уже зафрахтованы.

На николаевском “Прометее”
сообщили, что зерно пока еще принимают, однако наплыв клиентов настолько велик,
что в ближайшее время его мощности будут полностью загружены.

Пользуясь высоким спросом,
владельцы элеваторов оперативно пересмотрели свою ценовую политику, повысив
расценки почти в два раза. В среднем хранение тонны пшеницы сейчас стоит до 20
грн. в месяц, в такую же сумму обойдется ее сушка, 5 грн. кладовщики берут за
очистку зерна, 20–25 грн./т — за его отгрузку. Таким образом, ежемесячные
складские расходы фермеров составят порядка 50 грн./т (чуть более 20 грн. в
прошлом году). Сумма, на первый взгляд, небольшая, но учитывая, что в последнее
время хозяйства не спешат продавать зерно сразу же после уборочной кампании,
удорожание услуг элеваторов может прибавить к цене товара порядка $100/т.

По информации г-жи Колесник,
причиной ажиотажа на рынке стал дисбаланс между спросом и предложением. Помимо
ожидаемых 45 млн т зерна нового урожая, где-то нужно хранить около 7 млн т
переходных запасов, в свое время не вывезенных из страны из-за экспортных
ограничений. Отечественные же элеваторы готовы принять в общей сложности лишь
30 млн т.

Даже при условии, что экспорт в
этом году будет максимально активным, в сжатые сроки проблема дефицита
складских площадей все равно вряд ли разрешится из-за невысокой пропускной
способности портов (к примеру, Одесский может обработать 1,2 млн т зерна в
месяц), что позволит владельцам элеваторов и дальше повышать расценки. Впрочем,
представители “Прометея” говорят, что новые цены выставили по объективным
причинам, так как удорожание энергоносителей существенно увеличило стоимость
обработки зерна. Кроме того, ужесточился контроль со стороны хлебной инспекции,
которая угрожает отобрать сертификат за малейшее нарушение технологии хранения.

По мнению Марии Колесник, для
крупных компаний проблема складов вряд ли будет неразрешимой. Многие из них
имеют собственные элеваторы, другие готовы оперативно их приобрести. На прошлой
неделе стало известно о покупке “Кернелом” перевалочного терминала “Трансбалк”
в Ильичевском порту за $100 млн. Это один из крупнейших в стране терминалов,
пропускная способность которого составляет порядка 4,5 млн т в год, а площади
для хранения зерна — 120 тыс. т. И это только начало передела рынка зерновой
складской инфраструктуры. Директор компании “Про Агро” Николай Верницкий
полагает, что потенциальные инвесторы заинтересуются старыми, частично заброшенными
элеваторами, расположенными в менее привлекательных местах, но все же вполне
пригодными для хранения урожая. Кроме того, эксперт ожидает всплеска спроса на
строительство небольших (3,5–5 тыс. т) элеваторов отдельными хозяйствами.
“Такой подход практикуется во многих развитых странах: фермеры попросту ставят
на полях “банку”, в которой можно хранить собранное”, — поясняет он.