2012-05-21 14:14:19
В конце апреля этого года дизель-электрическая подводная лодка «Запорожье» — единственная в составе ВМС Украины — впервые после многолетнего ремонта вышла в море.
Слава! Слава! Слава!
Как заявил временно исполняющий обязанности командующего ВМС Украины вице-адмирал Юрий Ильин, после обследования состояния корпуса подводной лодки специалисты-судоремонтники подтвердили, что ее можно эксплуатировать еще минимум 10 лет. «Выход в море «Запорожья» — это действительно знаковое событие не только для Вооруженных сил, но и для Украины как морского государства. Это подтверждение того, что подводная составляющая в наших ВМС есть, и она активно развивается», — подчеркнул он.
Вице-адмирал отметил, что в проведение ремонтных работ на подвод-ной лодке в предыдущие годы было вложено около 60 млн гривен и сделал вывод: «Выход ДЭПЛ «Запорожье» в море показал, что эти государственные средства были потрачены не зря».
Высоко оценило это событие и руководство Минобороны. Глава оборонного ведомства Дмитрий Саламатин, поздравляя экипаж субмарины с успешным выполнением поставленных задач и возвращением в Севастополь, отметил: «Это событие очень важно для Вооруженных сил Украины. Оно символизирует возрождение отечественных подводных сил и переход нашей армии на новый уровень боевых возможностей». По его убеждению, наличие ПЛ в составе ВМС любой страны — это признак полноценности ее военного флота.
С одной стороны, трудно не согласиться с Саламатиным и вице-адмиралом Ильиным: пусть в виде одной штуки, но все же упомянутая «подводная составляющая» в украинских ВМС есть, и речь здесь идет о военно-морском престиже державы. С другой стороны, стоит задуматься: а чем именно гордиться?
В Индии умерла. У нас реинкарнировалась
Как известно, подводные лодки проекта 641 (Foxtrot по классификации НАТО), к которому принадлежит и «Запорожье», были признаны весьма удачными в советское время. Разрабатывалась лодка в качестве субмарины большого водоизмещения, предназначенной для дальних походов и несения патрульной службы на океанских позициях. Надводное водоизмещение подлодки — 1952 т, подводное — 2475 т. Надводная скорость — 16 узлов, подводная — 15. Глубина погружения — 280 метров. Вооружение — шесть носовых и четыре кормовых торпедных аппарата калибра 533 миллиметра.
Всего было построено 75 подлодок этого проекта, что само по себе немало. Из них 17 ушли на экспорт — в ВМС Польши, Индии, Ливии и Кубы.
Первая подводная лодка Foxtrot была заложена в 1957 году, в состав советского флота вошла в 1958 году. И не странно, что сегодня в России подлодки данного проекта — например, Б-440, спущенную на воду на полгода позже «Запорожья», — можно встретить разве что в музеях. В соседней Польше последнюю из них — ORP Dzik 293 — порезали на металл 7 ноября 2003 года. В декабре 2010 года последняя в индийских ВМС лодка проекта 641 советской постройки также завершила свою 36-летнюю службу.
К моменту окончания строительства последней ПЛ в 1983 году проект 641 морально и технически устарел. И то, что некоторые из судов дотянули до 2003 года, как в Польше, и даже до 2010-го, как в Индии, само по себе удивительно. Однако куда удивительнее то, что в 2012 году субмарина этого проекта только готовится начать отсчет службы в боевом составе ВМС Украины!
У «Запорожья» уникальная судьба. Будучи спущенной на воду 29 мая 1970 года, через полгода лодка вошла в состав Северного флота. На счету у нее 14 дальних походов. За год до развала СССР и провозглашения независимости Украины субмарина была переведена на Черное море, где вошла в состав ЧФ и была зачислена в состав 14-й дивизии подводных лодок. После раздела Черноморского флота ПЛ досталась Украине и получила название «Запорожье».
В наших ВМС долго не знали, что с ней делать, и в итоге возникла парадоксальная ситуация: в штабе ВМС на небоеспособную субмарину было целое «подводное» структурное подразделение, и в то же время постоянно звучали призывы за неимением средств на ремонт от нее избавиться. В конечном итоге Украина, наконец, приобрела в Греции аккумуляторные батареи для своей подлодки, однако возникли проблемы с их установкой. В феврале 2003 года стоявшее на приколе в Балаклаве судно торжественно спустили на воду после внешнего ремонта корпуса. Но финансирование работ прекратилось, и дело заглохло.
Спасение «утопающей»…
Поскольку витки эпопеи с «Запорожьем» напрямую зависели от отношения «текущего» министра обороны к этому вопросу, субмарина постоянно находилась в состоянии неопределенности. При одном министре ситуация сдвигалась с мертвой точки, а при следующем снова замирала. В 2006 году глава военного ведомства страны Анатолий Гриценко заявил, что подлодка не имеет перспектив в составе ВМС Украины и ее следует продать, пустив вырученные деньги на развитие вооруженных сил. Однако весной 2009 года Минобороны снова объявило о намерении вернуть ее в боевой строй, в планах опять появились… загрузка аккумуляторных батарей и проведение швартовных испытаний. Жесткую позицию по «Запорожью» занял в 2010 году министр–выходец из ВМС Михаил Ежель, заявивший, что эта подлодка будет восстановлена и введена в строй. «Сегодня в мире только 40 стран имеют свой подводный флот. И я уверен, что Украина тоже имеет на это право», — подчеркнул он. В конечном итоге 20 марта 2012 года ДЭПЛ «Запорожье» впервые за долгое время покинула территорию ремонтного завода, а затем и самостоятельно вышла в море.
Таким образом, главная проблема была решена: после долгих лет неопределенности ПЛ «Запорожье» практически получила новую жизнь. Остается найти ей место в ВМС Украины, поняв, какие задачи она может и должна решать.
Здесь стоит отметить, что Украине с ее военно-политическим весом в черноморском регионе, а особенно в условиях внеблоковости, подводный флот объективно необходим. В частности, согласно экспертным оценкам, для обеспечения обороноспособности Украине в составе ВМС при условии неприсоединения к военно-политическим союзам нужно иметь 3–4 фрегата, 10–15 корветов, 5–6 подводных лодок, плюс, конечно, суда обеспечения различного назначения. И самостоятельно мы не можем строить только лишь подводные лодки.
Таким образом, наличие всего одной ПЛ «Запорожье» в составе ВМС Украины не решает проблемы подводного флота. Тем более с учетом современных требований. Помимо этого, как мы упоминали выше, эти ПЛ спроектированы для дальних походов и несения патрульной службы на океанских позициях, а значит, украинской субмарине трудно придумать задачи в условиях Черного моря.
Именно поэтому испытания ПЛ «Запорожья» встретили неоднозначную реакцию не только в экспертной среде, но и в украинском политикуме. Даже в Партии регионов не поняли величия момента. Например, нардеп от фракции ПР, секретарь Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны Юрий Самойленко считает, что ремонт «Запорожья» — это не то капиталовложение, которое нужно сегодня нашей армии. Аналогичное мнение высказал и его политический оппонент Анатолий Гриценко. По его словам, чтобы содержать всего лишь одну лодку, нужно подготовить два экипажа личного состава, береговую инфраструктуру, систему логистики, разработки, производства, закупки специальной техники и вооружения, спасательную службу с транспортными средствами (морскими и воздушными), отдельный факультет подготовки офицеров-подводников в Севастопольской академии ВМС, учебные подразделения для подготовки матросов и мичманов. «Если кто-то посчитал по критерию «эффективность–стоимость», то вывод очевиден: влияние этой подвод-ной лодки на боеспособность нулевое…» — сказал Гриценко.
Хотя как минимум одна реальная задача для «Запорожье» есть, и ее озвучил Дмитрий Саламатин, который заявил, что введение в строй этой субмарины «позволит эффективно и на высоком уровне проводить обучение и тренировки противолодочных сил ВМС Украины». То есть, по сути, ПЛ «Запорожье» отремонтировали для того, чтобы сделать из нее «тренировочную грушу».
"gazetavv.com"