103 года назад родился “гражданин океана” – Жак Ив Кусто

2013-06-11 08:17:01

Жак-Ив Кусто, по прозвищу “Капитан” – французский океанограф, изобретатель акваланга, зачинатель дайвинга, организатор первых кино- и видеосъемок под водой. Создал первый подводный дом, названный “Преконтинент”1, и судно под турбопарусом. Основанное им общество “Команда Кусто” по сей день продолжает исследования океанов.
Всемирную славу принесли Кусто его фильмы и телепрограммы о жизни океана. Свою известность и влияние Кусто использовал в борьбе с загрязнением и опустошением океана, который считал будущим домом значительной части человечеств



"Если у человека появляется возможность вести необычную жизнь, он не
имеет права от неё отказываться."

Жак Ив Кусто родился 11 июня 1910 года в Сен-Андре-де-Кюбзак, во
французском регионе Бордо.  Из-за служебных обязанностей отца семья много переезжала с
места на место и достаточно часто жила в Соединенных Штатах, где Жак Ив
учился в одном из частных учебных заведений Нью-Йорка.

Когда
пришло время вернуться во Францию, Кусто исполнилось 13 лет. Его отец
купил кинокамеру, чтобы снимать семейные развлечения, но как только она
попала в руки Жака, он стал владеть ей единолично. Это было началом
настоящей страсти: Жак создавал «настоящие фильмы», строил декорации,
снимал и даже сам проявлял пленку. Вскоре он создал свое первое общество
по производству кинофильмов «Фильм Зикс, Жак Кусто».

Он получил степень бакалавра в 1930 году – в 20
лет, выдержал вступительные экзамены в Высшую национальную
военно-морскую школу и был принят туда с хорошими результатами. В 1933
году он получил назначение на крейсер «Примоге», направлявшийся на
Ближний Восток, и уже тогда товарищи отметили склонность Кусто к
несколько странной манере говорить о себе, как и его стремление к
замкнутости и одиночеству.

В 1936 году по собственной просьбе был назначен в
военно-морскую авиацию, но этом же году, увлеченный
автомобилями и большими скоростями, попал в аварию. Ее последствия были поистине
ужасающи для молодого человека и означали конец карьеры авиатора. Переехав в Тулон, он стал ежедневно плавать в Средиземном море для
восстановления здоровья, затем у него появился интерес к нырянию в
маске.
В это же время Кусто знакомится с Симоной Мелькиор, внучкой адмирала Жана
Баэма, и женится на ней, осев в Тулоне.
Там же получает назначение на корабли, приписанные к местной военно-морской базе.

В это же время в Тулоне находился незаурядный человек, морской офицер
более высокого звания, чем Жак Ив Кусто, поэт, гуманист и большой
любитель спорта, влюбленный в море. Все время вне службы он посвятил
морю, а большую часть свободного времени он проводил на подводной охоте в
водах департамента Вар, на юге Франции. Его звали Филипп Тайе. Его
неразлучного друга по подводной охоте звали Фредерик Дюма, и это он стал
впоследствии легендарным Диди. В своей книге «Свободные погружения»
(Plongees sans cables) Филип Тайе позже довольно беспристрастно описал
характер Жака Ива Кусто. Они встретились в один прекрасный день 1938
года, и Филипп Тайе стал для Кусто крестным отцом в свободном
погружении. Снаряжение в то время было самое простое и ограничивалось
парой очков (так называемых Fernez), кстати, очень неудобных.

Жак
Ив Кусто был потрясен, вся его жизнь перевернулась в этот момент, и он
решил всецело посвятить ее проникновению в подводный мир. Филипп Тайе,
Жак Ив Кусто и Диди больше не расставались. Они вместе совершали
погружения, пытались приспособить существующие в то время системы для
дыхания под водой. Такие, например, как скафандр капитана Ле Приера.
Тесть Жака Ива Кусто, Анри Мелькиор, работал в компании I Air Luquide в
Париже, где изучались и разрабатывались материалы и оборудование,
применяемые для различных видов газов. Его поддержка была неоценимой для
троих друзей.

В начале 1941 года Жак Ив
Кусто по приказу правительства Виши участвовал в удавшемся налете на
итальянское представительство в Сете в целях получения секретных военных
шрифтов. За эту операцию он был награжден орденом Почетного легиона в
1946 году.

При всем этом Жака Ива Кусто
никогда не покидала страсть к кино. При помощи одного из друзей, Веша,
он смастерил камеру форматом 35 миллиметров, поместил ее в
водонепроницаемый бокс, и после нескольких неудачных попыток ему удалось
сделать съемки морского дна на глубине около 20 метров.

Результатом этой работы стал 18-минутный фильм «18 метров под водой».
Впервые этот фильм был представлен публике 10 апреля 1943 года в Париже
в Национальном театре Шайо, в рамках показа, организованного тогдашними
французскими властями. Подводные съемки потрясли даже немецких оккупантов, и Жак Ив Кусто получил у оккупационных властей разрешение на льготные
условия для съемок, включая разрешение снимать в милитаризованной зоне
Средиземноморского побережья. Кроме того, у него появилась возможность
получать кинопленку, строго лимитированную в то время.

В 1942 году Жак
Ив Кусто создал свою первую компанию по производству фильмов «Студия
научных фильмов Кусто», перед тем как организовать «Объединенные акулы»,
которая позднее выпустила значительную часть снятых им кинолент. Можно с
полной уверенностью сказать, что именно в это время началась «Одиссея»
капитана Кусто.

"Первопроходцев толкает любопытство, а следом идет наука"

Проект переживал необыкновенно стремительный взлет благодаря встрече,
устроенной при посредничестве тестя Анри Мелькиора, между Жаком Ивом
Кусто и Эмилем Ганьяном, инженером из I Air liquide. Жак Ив Кусто
изложил свои пожелания в том, что касалось снаряжения для обеспечения
подачи воздуха при погружениях. Инженер Эмиль Ганьян работал в то время
над прототипом редуктора для мотора, работающего на газовой смеси. Он
собрал такой аппарат и провел ряд испытаний на Марне под Парижем в 1943
году. Не слишком удовлетворенный первыми результатами, Эмиль Ганьян
модифицировал аппарат, и в июне 1943 года модель, испытанная в море,
оказалась превосходной в эксплуатации.

Трое друзей объединились
вновь, но в этот раз по настоянию Кусто, и отснятые ими кадры стали основой фильма «Останки
затонувших кораблей».

После
освобождения Франции в 1945 году офицеры Филипп Тайе и Жак Ив Кусто получили предложение  разработать и осуществить
программу по разминированию тулонского рейда. Они создали на базе военно-морского флота
специализированную структуру G. E. R. S. (группа подводных исследований и
поиска), которой руководил капитан Тайс. Позже был найден повод для
официального принятия в свои ряды и Дюма.

Жак Ив Кусто добивался полной независимости, чтобы попытаться претворить
в жизнь свои самые смелые замыслы – быть первым и самым масштабным
исследователем подводного мира, создать и довести до совершенства
техническое оборудование, которое отвечало бы специфическим требованиям в
настоящем и будущем. Он не хотел какой-либо опеки, хотел лично
определять цель, чтобы самостоятельно использовать результаты
проведенной работы. Для этого ему необходим свой корабль. Кусто очень
понравился старый минный тральщик, принадлежавший Королевским Британским
ВМС, который он увидел на Мальте и который носил судьбоносное имя
«Калипсо».

У Кусто не было средств на покупку судна. поэтому главным меценатом выступила известная компания – производитель пива. Ассоциация «Французские океанографические
общества», созданная Жаком Ивом Кусто специально по этому случаю,
совершила историческую покупку, состоявшуюся в июле 1950 года. Жаку Иву
Кусто в то время исполнилось 40 лет.

Переоборудование «Калипсо» длилось целый год. Самым важным из
технических новшеств корабля было устройство под форштевнем, примерно на
2 метра ниже ватерлинии. Это была специальная кабина для подводного
наблюдения. Она имела форму сферы, в которой были установлены
специальные иллюминаторы. Жак Ив Кусто был готов заложить тело и душу,
чтобы получить необходимые субсидии для своей первой экспедиции на
Красное море. ВМС Франции откомандировало на борт «Калипсо» двух
механиков и одного матроса. Все остальные участники экипажа были
добровольцами, как и Симона Кусто, назначенная комиссаром судна.
Фредерик Дюма был на борту в качестве помощника ответственного за
погружения. Вулканолог А.Тазиефф участвовал в путешествии также на
общественных началах и вместе с остальными выполнял необходимые работы
на борту, ворча и ругаясь.

Через три месяца экспедиция вернулась,
и на борт «Калипсо» поднялся человек, позже названный легендарным
«Бебером» – Бернар Фалько. Он покинул корабль только в 1996 году, во
время его крушения у берегов Гонконга. В этом же году Кусто всерьез
заинтересовался историями о черепках амфор и различных предметах,
которые часто находили рыбаки, закидывающие свои сети напротив Марселя, в
местности Гран-Конглюэ, со стороны Фриульских островов. Получив
необходимые сведения, он решил взять в свои руки то, что стало первой и
величайшей подводной археологической стройкой. Кусто не закончил ее,
оставив эту заботу страстному энтузиасту Иву Жиро, который с самого
начала участвовал во всех работах. На поверхность были подняты более
2000 амфор и других предметов.

Некоторые критики говорили, что раскопки
проводились безо всякого метода и без специальной подготовки, но эти
высказывания, сформулированные позднее титулованными археологами, не
принимали во внимание бесчисленные трудности глубоководных погружений в
условиях труднодоступной местности, в море, временами довольно суровом. С
другой стороны, было необыкновенно трудно обеспечить успешное
взаимодействие людей и особенно машин и оборудования, в том числе
насосов, откачивающих песок и тину, неудобных и опасных в управлении,
тем более что их зачастую использовали на глубине порядка 50 – 60
метров.

Жак Ив Кусто использовал свои, впоследствии отточенные
до совершенства гениальные способности в работе со средствами массовой
информации. Пресса и телевидение во всем мире сообщали о стройке в
Гран-Конглюэ, «Nationl Geographic» посвятили ему большую статью, которая
дала Кусто известность в англоговорящих странах.

И в это же
время создавалось более совершенное оборудование для подводных съемок.
Прежде всего – благодаря профессору Эджертону, изобретателю электронной
вспышки, и гениальному инженеру Лабану, автору камер для съемок.
Известнейшие индустриальные фирмы добивались участия в этом
технологическом прорыве и охотно делали капиталовложения.

продолжение http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=825