2012-07-25 14:29:06
Зачем пустили на дно парусники и куда пропала “волшебная” карта?
Заграждение фарватера
В начале Крымской войны, после неудачного для русской армии Альминского
сражения, реальная угроза нависла над Севастополем. Для предотвращения
прорыва неприятельского флота на внутренний рейд, по приказу
главнокомандующего князя А.С. Меншикова были затоплены устаревшие
парусные суда на входе в Севастопольскую бухту.
Памятник Затопленным кораблям в Севастополе. |
Вспоминая ту "Предмировую" войну и затопление кораблей Черноморского
флота, чаще всего называют дату 11(23) сентября 1854 года, когда на
траверзе Константиновской и Александровской батарей стали на дно корабли
"Варна", "Силистрия", "Селафаил", "Три святителя", "Уриил" и два
фрегата: "Сизополь" и "Флора". Но после осенне-зимних штормов,
вследствие частичного разрушения этой преграды, в ноябре-декабре
пришлось дополнительно затопить корабль "Гавриил" и корвет "Пилад". Так
общее число парусных судов на линии заграждения достигло девяти.
А 13(25) февраля 1855 года на дно Севастопольской бухты между
Михайловской и Николаевской батареями стали корабли "Двенадцать
апостолов", "Ростислав", "Святослав" и фрегаты "Кагул" и " Мессемврия".
Через трое суток, 16(28) февраля, к ним присоединился фрегат "Мидия".
Так, шестью судами была образована вторая линия заграждения.
Команды 15 затопленных военных судов пополнили ряды защитников севастопольских бастионов.
Многие факты говорят о том, что вопрос защиты Севастопольской бухты
обсуждался задолго до начала военных действий. Поэтому ещё с 1853 года
начали проводить различные мероприятия по проверке эффективности
береговых батарей. В августе 1854 года для этой цели пожертвовали одним
старым купеческим бригом. Пользуясь попутным ветром, на нём поставили
паруса, закрепили руль и пустили его плыть под выстрелами всех береговых
орудий. Но каково же было всеобщее удивление, когда судно получило
только незначительные повреждения, а в фортах от учащённых выстрелов,
наоборот, появились заметные трещины… Так пришли к не простому, но
самому разумному выходу из создавшегося положения: в помощь береговым
батареям поперёк фарватера поставить на дно устаревшие парусные суда.
С одной стороны, мысль правильная, а с другой… топить свои
собственные корабли страшно даже подумать. Поэтому окончательная
формулировка такого решения требовала не столько тактической мудрости,
сколько мужества и решительности.
Памятник на дореволюционной открытке. |
9 сентября на военном совете начальник штаба Черноморского флота
вице-адмирал Корнилов предложил выйти в море и всеми силами атаковать
корабли противника, а в случае неудачи сцепиться на абордаж и умереть со
славой, взорвав себя и часть неприятельского флота. Но командир
линейного корабля "Селафаил" капитан 1-го ранга Зорин решился высказать
иную точку зрения. Он предложил затопить поперёк входа в бухту часть
старых судов, а моряков свести на берег, и там, на бастионах, защищать
Севастополь. С этим предложением согласились многие, в том числе и
командир эскадры вице-адмирал Павел Степанович Нахимов.
Эффективность такого действия признал и неприятель:
– Если бы русские не заградили вход в Севастопольскую бухту, затопив
пять своих кораблей и два фрегата, я не сомневаюсь, что союзный флот
после первого же выдержанного им огня проник бы туда с успехом и вступил
бы из глубины бухты в сообщение со своими армиями, – писал
командовавший французским флотом вице-адмирал Гамелен.
Ключом к быстрой и лёгкой победе была Севастопольская бухта. Но даже
явное преимущество нападавших не могло принести им успеха. Предпринятая
ими морская атака севастопольских батарей закончилась конфузом, многие
их корабли получили серьёзные повреждения и поспешили оказаться вне
досягаемости выстрелов русских бомбардиров.
Позднее для захвата бухты англичане придумали более радикальное
средство… Трудно судить, какой бы мог быть толк от их изобретения, и
не получили бы они так же "по ушам" как в контрминной войне, однако на
этот раз вмешалась сама природа. 2 ноября во время шторма ушёл на дно
винтовой пароход "Принц", который вёз секретное оружие для подрыва
затопленных русских судов, заградивших вход в Севастопольскую бухту.
Но как это ни покажется странным, самую большую опасность представляли
не вражеские корабли и даже не их "секретное оружие", а то искреннее и
честное, но всё же ошибочное убеждение, что корабли в бухте вообще не
нужно было топить. Некоторые исследователи даже после войны
придерживались того мнения, что заграждение фарватера затопленными
кораблями было ошибкой.
Поэтому надо отдать должное главнокомандующему князю Меншикову, что он настоял именно на таком поистине спасительном решении.
Не будем забывать, что целью англо-франко-турецкой коалиции был захват
всего Крыма. И падение Севастополя в начале кампании делало этот план не
таким уж фантастическим.
Без преувеличения можно сказать, что заграждение фарватера существенно
уменьшило возможности противника и явилось первым решающим фактором,
повлиявшим на ход войны. Многократно превосходящий по силе и
возможностям неприятельский флот значительно утратил своё опасное
преимущество без единого выстрела и практически без потерь с нашей
стороны.
Затопленные корабли меньше всего заслуживали быть названными потерей.
Именно они в обороне больше всех и участвовали, закрыв путь к победе
всему неприятельскому флоту.
Изображение кораблей на памятнике. Фото О.П. Крапивного и В. Салтанова, компьютерная реставрация Алины Хайневской |
Когда через 349 дней после начала обороны русское героическое войско
оставило южную сторону, неприятельские армии, доведённые за время осады
до крайнего морально-психологического истощения, о Крыме уже не мечтали.
И европейские политики были вынуждены отказаться от своих
"наполеоновских" планов.
11 месяцев слабо укреплённый город сковывал многократно превосходящие
силы противника. О беспримерном героизме державших оборону доблестных
воинах с уважением писали газеты даже тех государств, которые всё новыми
и новыми силами пытались стереть с лица земли непобедимые бастионы.
349-дневная эпопея Севастополя прославила его защитников на весь мир.
Торжественный монумент
Через 50 лет после героической обороны в память о затоплении кораблей,
на второй линии заграждения, недалеко от бывшей Николаевской батареи, в
море, в десяти саженях (23 м) от берега возвели монумент. Со стороны
набережной его восьмигранный пьедестал украсила небольшая (50 х 75 см)
бронзовая картина, на которой величественно и грозно скрещивают мачты
идущие на дно корабли. Тогда же родилось и первое название: "памятникъ
затопленiя кораблей". Именно так он упомянут в сообщении строительной
комиссии, которая объявила о полном завершении работ 29 июля 1905 года.
С тех пор прошло больше века, и у памятника сложилась своя история, такая же удивительная и уникальная, как и сам монумент.
Открытка начала ХХ века.
|
Например, мало кому известно, что после передачи мемориального
сооружения в ведение городской управы, так до сих пор и не состоялось
его торжественное открытие. Помешали далеко не праздничные события
русско-японской войны и начало первой русской революции.
В 30-40-е годы Монумент получил очередное наименование: "колонна памяти
погибшим морякам" (за всю историю в справочниках, путеводителях и
периодической литературе у Памятника встречается более 10-ти различных
названий).
Движимые благими побуждениями борцы с пережитками прошлого предлагали
заменить над орлом императорскую корону на звезду с электроосвещением.
Возможно, именно тогда с короны сняли крест и придумали легенду, что на
капители памятника "бронзовый орёл держит в клюве лавровый венок".
В советские годы корону хотели заменить на звезду. |
Этот "ветер перемен" был посерьёзнее землетрясения 1927 года, которое Монумент тоже выдержал.
Другой удивительный факт: несмотря на самое опасное расположение, он
каким-то непостижимым образом выстоял в горниле Великой Отечественной и в
мае 1944 года встретил освободителей.
Уже в самом начале войны, рано утром 22 июня 1941 года, между
Монументом и берегом взорвалась одна из первых мин, сброшенных в
Севастопольскую бухту (другая, неразорвавшаяся, была обнаружена
водолазами рядом с этим местом в июле 2005 года). Здесь в ходе боевых
действий падали бомбы и летали снаряды. А 9 мая 1944 года передовые
отряды красной армии, подойдя к набережной Приморского бульвара, увидели
в море не только чудом уцелевший Памятник, но и горящий рядом с ним
немецкий танкер "Продромос". На многих фотографиях того времени хорошо
виден громадный шлейф чёрного дыма, который вырывался из подбитого
фашистского танкера, лежащего у подножья Памятника Затопленным кораблям.
Горящий танкер. |
Через 25 лет, 12 февраля 1969 года, общепризнанный символ Севастополя вошёл в новый герб города-героя.
И ещё уникальный факт: в это трудно поверить, но у всемирно известного
памятника до недавнего времени не было ни одного достоверного описания.
Если читать путеводители, справочники и более серьёзную краеведческую
литературу, создаётся такое впечатление, что наш монумент закрыт
какой-то таинственной вуалью.
Памятник – вид сверху. |
Обратимся к монументу
Стоя на берегу, хорошо любоваться его гранитным пьедесталом и
семиметровой диоритовой колонной, но только со стороны моря в
символическом образе двуглавого орла можно увидеть, как через много лет
после легендарных событий великая держава Россия чествует своих героев. В
том числе и тех, чьими усилиями задача обороны Севастопольской бухты
была успешно решена с уникальной экономией сил и средств.
Надпись на Памятнике. |
Если от закруглённого выступа набережной смотреть на орла сбоку, то
хорошо видно, что гoловы его не склонены и венок опирается на капитель. К
верхней части венка прикован висящий на цепи морской якорь. Орёл венок
не "опускает" и не "бросает". Он его держит.
Орел держит якорь. |
По отношению к зрителю, смотрящему со стороны бухты, левая половина
венка сложена из лавровых листьев, которые символизируют славу, победу,
триумф, очищение, а правая – из дубовых листьев с желудями, которые
также символизируют славу, силу, стойкость, зрелость, потенциальные
возможности и уверенность в своих силах.
Увенчанный большой императорской короной, с изображением Георгия Победоносца на груди, могучий орёл чествует героев.
Он обращён к морю. Поэтому, в сознании тех, кто смотрит на него со
стороны Севастопольской бухты, возникает простое и красивое определение:
памятник Затопленным кораблям – торжественный монумент славы.
У всемирно известного мемориального сооружения три главных автора:
военный инженер Фридрих Оскар (Оскар Иванович) Энберг, архитектор
Валентин Августович Фельдман и скульптор Амандус Генрих (Аманд Иванович)
Адамсон.
В газете "Крымский Вестник" удалось обнаружить краткое сообщение о том,
что А.Г. Адамсон посетил Севастополь 25 октября 1904 года. Возможно, он
привозил отлитые в Петербурге бронзовые детали Памятника и наблюдал за
их установкой, ведь работы шли не только до осени 1904 года, но и после
этого времени, поскольку празднества были отложены до окончания
русско-японской войны, и официальная передача монумента городу
состоялась только в 1905 году. Технической стороной дела руководил
талантливый военный инженер, строитель Фридрих Оскар Энберг.
Волны разбиваются о постамент уже более 100 лет. |
Волшебная каpта
В некоторых путеводителях говорится, что на памятнике Затопленным
кораблям есть карта Севастопольской бухты с обозначением линий
затопления кораблей.
Однако, если подплыть к памятнику и внимательно его осмотреть, никакой
карты вы не увидите. Но зато на бронзовой картине, в правом нижнем углу
можно заметить отчетливый автограф Амандуса Генриха Адамсона:
"А.Адамсонъ Скульп. 1904".
Амандус Генрих Адамсон |
В некоторых источниках говорится, что "автор памятника долгое время
оставался неизвестным. Лишь в 1949 году в Центральном государственном
историческом архиве города Ленинграда был обнаружен список произведений
известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона (1855-1929),
составленный им самим, в связи с избранием его действительным членом
Академии художеств. В этом списке указан и памятник затопленным
кораблям".
Видимо, кому-то проплыть 20 метров от набережной и подняться на высоту 7
метров над уровнем моря было сложней, чем добраться до ленинградского
архива.
В правом нижнем углу – автограф Адамсона. |
Описание памятника Затопленным кораблям
Всемирно известный Монумент создан по проекту скульптора академика
А.Г.Адамсона, архитектора В. А. Фельдмана и военного инженера Ф. О.
Энберга. Он представляет собой стоящую в море, в 23 метрах от набережной
искусственную гранитную скалу с выступающим из неё в сторону набережной
восьмигранным пьедесталом, на вершине которого возвышается светло-серая
диоритовая колонна коринфского ордера с обращённым в сторону моря
бронзовым орлом на капители.
Фото Р. Мустафина 2009г. |
Двуглавый орёл, увенчанный большой императорской короной, расправив
могучие крылья, держит в клювах венок с якорем (висящий на цепи морской
якорь прикован к верхней части сложного венка из лавровых и дубовых
листьев). На груди орла – щит с рельефным изображением Святого Георгия
Победоносца.
База колонны, её капитель и вся скульптурная композиция, венчающая колонну, также как и орёл выполнены из бронзы.
Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый
барельеф, изображающий затопление кораблей. В правом нижнем углу подпись
автора: "А. Адамсонъ Скульп. 1904". Ниже барельефа на гранитных плитах
пьедестала высечены слова: "Въ память кораблей затопленныхъ въ 1854 и
1855 г.г. для загражденiя входа на рейдъ". Общая высота памятника – 16,7
м, высота колонны – 7,1 м, средний диаметр колонны – 0,95 м, размах
крыльев орла – 2,67 м.
Пьедестал колонны. |
На вершине скалы, с противоположных сторон встроены два гранитных
барельефа. На левом – изображено число "1854", на правом – "1855".
Со стороны моря раньше была закреплена выступающая из морских волн бронзовая мачта парусного корабля.
На подпорной стене набережной напротив Монумента установлены два якоря с затопленных кораблей.
Памятник Затопленным кораблям – главный символ Севастополя, сооружён в 1905 году к 50-летию Первой героической обороны.
Автор – Владимир Салтанов, фото автора.
Источник – Морская библиотека им. М.П. Лазарева.