История капитана и теплохода “Одесса”, “жемчужины” Черноморского морского пароходства

2012-06-05 10:58:42

Этот человек стал чуть ли не народным героем Одессы, его прекрасно знают в Неаполе, было время, когда о его злоключениях гудело пол-Европы. Французский фильм «Моряки Одессы», занявший первые места на международных кинофестивалях Парижа, Торино, Салерно, показывали по ТВ и в кинотеатрах европейских стран, США, Канаде, Аргентине, Бразилии. А у нас, в Николаеве, где он сегодня живет вместе с дочерью, его невероятную историю знают мало.



Речь о капитане дальнего плавания Владимире Лобанове,
которому в течение пяти лет довелось быть капитаном пассажирского
теплохода «Одесса» Черноморского морского пароходства. Правда, все эти
годы «Одесса» провела не в плаваниях, а простояла на рейде порта
Неаполя.

Лобанов родился в Донбассе и с раннего детства мечтал стать
моряком. После школы учился в Севастопольском высшем инженерно-морском
училище, в Одесской высшей мореходке (ныне морская академия). Но потом
решил, что настоящий моряк должен пройти весь путь, начиная с матроса, и
пошел на рыбацкий сейнер, служил на Черноморском флоте, был матросом
сухогруза, помощником капитана, работал главным инженером рыбоколхоза,
директором пионерского лагеря «Чайка» в Рыбаковке, а при Горбачеве одним
из первых на юге Украины открыл кооператив «Каламбур». Название,
кстати, подсказал Михаил Жванецкий, с которым Лобанов познакомился во время работы на пассажирских судах ЧМП. И не только с ним – с Розенбаумом, Толкуновой, Шавриной, Лещенко. А Алла Пугачева,
так вообще, в одном из рейсов, на их теплоходе была оформлена
мотористом. Сделано это было для того, чтобы она, участвуя в круизе,
смогла дать несколько бесплатных концертов для туристов.

Насытившись кооперативным бумом, Лобанов вернулся на флот. Союз
уже развалился, но «под флагом» он не ходил принципиально, работал
только на государство – на балкере, потом на пассажирском теплоходе
немецкой постройки «Иван Франко».

В 1997-м ему предложили возглавить экипаж теплохода «Одесса»,
который уже в течение двух лет находился под арестом в Неаполе. Этот
теплоход – 13-е по счету судно, арестованное в Италии за долги ЧМП – по
праву считалось жемчужиной пароходства. Семипалубный лайнер “Одесса”
построили в Ливерпуле в 1974 году. На борту размещались свыше шестисот
туристов, к услугам которых были ресторан, бары, парикмахерская,
спортзал, сауна, бассейн, музыкальный салон, кинотеатр, зимний сад,
игровой центр, амбулатория. Прежде лайнер осуществлял престижные
кругосветные туристические круизы и приносил государству большие доходы.
В Германии даже создали клуб любителей круизного отдыха на «Одессе»,
который объединил более 15 тысяч человек.

Начальник ЧМП гарантировал, что через 2-3 месяца судно выпустят
из-под ареста и Лобанов останется на нем штатным капитаном с правом
набора экипажа, будет ходить в международные круизы. Знал бы он тогда, в
какую заваруху попадет и что домой вернется только через долгих 12 лет!

Что было дальше, Владимир Николаевич вспоминает с содроганием:

– Приехали мы вдесятером в Неаполь, денег нет, пришлось жить на
борту, а не, как обещали, в гостинице. Там только питание на человека
обходится в 20-30 долларов в сутки, а нам вместо зарплаты присылали 40
долларов суточных на человека и раз в полгода 2-3 тыс. долларов на нужды
судна. Через три месяца прекратилась и выплата командировочных. Денег
не было даже на питание. Зато нас щедро кормили обещаниями, мол, это
временные трудности, вот-вот все закончится, арест снимут, и вы получите
всё, что причитается. Арест никто не снял, зато на судне закончилось
топливо, и мы остались без электроэнергии. Даже для мотобота топлива не
было. А ведь рядом стояли другие арестованные суда – без экипажей,
разграбленные и неуправляемые, они болтались на якорях и во время шторма
постоянно бились друг о друга. А у нас зеркальные салоны, огромные
окна, один удар – и все это посыплется.

Десять человек на обесточенном и обездвиженном судне заменяли
250, положенных по штату. Их миссия состояла в том, чтоб сохранять и
поддерживать его в рабочем состоянии. Экипаж жил без света и тепла. Так
как иллюминаторы сделаны не открывающимися, летом металлический корпус
лайнера раскалялся до 50 градусов жары, зимой температура в темных и
сырых внутренних помещениях опускалась до 1-3 градусов. Вручную
приходилось тянуть толстые, обросшие водорослями тросы, чистить их прямо
на воде со шлюпки. Моряки собирали по всему порту старые канаты, чтобы
хоть как-то зафиксировать судно, и доски, с помощью которых на палубе
разжигали мангал, готовили еду и грели воду. Её наливали в пластиковые
бутылки, и обкладывались ими на ночь, чтобы не околеть от холода.

Единственным, кто помогал морякам, оказался российский «Долфин»,
бывший «Совфрахт» СССР. Эта фирма выделила 50 тонн топлива и одолжила 10
тыс. долларов на нужды экипажа, которые, к слову, ЧМП до сих пор им не
вернуло. Иногда скромную помощь оказывали экипажи украинских и других
судов, заходивших в Неаполь.

Постепенно «Одесса» стала местом паломничества для итальянцев.
Они диву давались: рядом стоят брошенные, разграбленные суда, некоторые
из них затонули, а на «Одессе», несмотря на критическое положение
экипажа – без продуктов, зарплаты, страховки и медицинской помощи –
царит образцовый порядок, всё, вплоть до живых растений, в сохранности.
По международному закону, Кодексу торгового мореплавания Украины, а
также разрешению Неапольского суда моряки в исключительной ситуации
имели право продать часть имущества для обеспечения жизни судна. Но не
сделали этого. А ведь было чем поживиться: тысячи комплектов нового
французского льняного белья в упаковках, дорогущая мебель, забитые
доверху каюты с небьющейся посудой, музыкальные инструменты, новые
электронные системы кондиционирования и опреснения морской воды по 2
млн. долларов каждая, наконец, запас спиртного на 120 тыс. долларов в
тогдашних оптовых ценах, в том числе редкие коллекционные коньяки по 500
долларов. Если перевести на нынешние магазинные цены, эту цифру можно
смело умножить на десять. Забегая вперед, отметим, что по возвращении
лайнера в Одессу все это было быстро выпито новыми хозяевами судна: на
борту бесконечно устраивались фуршеты, виски, коньяк, водка и ром текли
рекой! То, что сохранили одни, растащили, распродали и пропили другие.

На лайнер-арестант потянулись и журналисты. Здесь ведущий популярной тогда программы «N-ный километр» Андрей Цаплиенко снял фильм для канала «Интер», проводили съемки итальянские, французские и российские тележурналисты.

Когда по итальянскому ТВ показали фильм «Фантастический флот»,
посвященный «Одессе», в жизни экипажа наступили изменения. Начальник
порта помог провести с берега кабель и подать электричество. Судно,
стоящее на якорях, то отходило от берега, то подходило, кабель
натягивался, и, чтобы он не порвался, моряки соорудили целую систему
блоков, подвесок и штанг. Ток был слабенький, только по лампочке на
каюту, да один холодильник и смогли включить, но все равно это была
огромная помощь.

Из разных мест Италии, от местной морской церкви стали поступать
посылки – вещи, продукты. А еще моряки иногда подрабатывали. На соседних
судах что-то подремонтировать надо – вот ребята и зарабатывали на
продукты.

Моряки ждали, когда кончится этот кошмар, надеялись получить
зарплату. Пароходство обещало рассчитаться сразу после освобождения
судна из-под ареста или его продажи, но аукцион постоянно откладывался.

И тут случилось несчастье – умер механик Владимир Аксененко.
Он заболел, по команде капитана Лобанова был вскрыт судовой госпиталь,
ему давали лекарства. В местные больницы без страховки не брали. После
смерти тело с трудом удалось отправить на родину. Вновь выручил
«Долфин», выделивший украинскому консульству 10 тыс. долларов. Из них
3,5 тыс. ушло на транспортировку покойного, а остальное разошлось по
карманам дипломатов. «Ненавижу людей, которые наживаются на покойниках»,
– скупо прокомментировал произошедшее Лобанов.

Без средств к существованию, в разлуке с родными команда «Одессы»
старалась выжить и сохранить судно. Не раз моряки ломали руки и ребра,
вручную натягивая канаты, чтобы во время шторма удержать лайнер от
столкновения или посадки на мель. Во время одного из таких штормов в
декабре 2000-го капитан Лобанов, проявляя чудеса героизма, зафиксировал
несколько отвязавшихся арестованных сухогрузов, что позволило избежать
серьезных разрушений в порту и столкновений со стоящими там в это время
кораблями НАТО. Но этот поступок стоил ему перелома ноги и тяжелой
травмы позвоночника. Серьезно пострадали и другие члены экипажа. После
этого случая, прогремевшего на всю Италию, Папа Римский Иоанн Павел ІІ
за мужество присвоил капитану лайнера звание Георгиевского кавалера, а
делегация из России, от патриарха Алексия ІІ, вручила редкую книгу «По
святым местам».

Экипаж продолжали преследовать трагедии. От физического и морального истощения умер электромеханик Евгений Лапшин.
У него выявили опухоль мозга и с помощью морской церкви определили в
больницу, где он приходил в себя, отсыпался после круглосуточных вахт, а
жену предупредили: срочно приезжайте и забирайте своего мужа, если
хотите увидеть его живым. К тому времени у него отросла длинная седая
борода, и итальянцы в палате окрестили его дедом. Один из них, бодрый
старичок, поинтересовался, сколько лет «дедушке». И когда узнал, что 60,
изумился. Оказалось, ему самому уже 94 года, но он считал, что Лапшин
еще старше. Действительно, после нескольких лет такой жизни
электромеханик выглядел глубоким стариком. Его подлечили, он вернулся на
судно. Но внезапно умер. Тело отправили в Украину, и когда его хоронили
в Одессе, все пароходы включили гудки. ЧМП ничем не помогло. Даже из
профсоюза никого не было на похоронах.

Тем временем судно превращалось в стихийный центр украинского
землячества. По выходным здесь собирались заробитчане, волей судьбы
оказавшиеся в Италии, привозили продукты и вместе с моряками жарили
шашлык, ловили рыбу и даже купались в бассейне. Полиция знала, что на
борту собираются украинские нелегалы, но к тому времени экипаж сумел
завоевать у местных настолько большой авторитет, что на это закрывали
глаза.

Одесситы не были бы одесситами, если бы не старались помочь
экипажу лайнера. Но, к сожалению, затея эта напоминала очередную
комбинацию Остапа Бендера: был учрежден фонд спасения «Одессы», горожане
активно жертвовали деньги, но куда они делись, и по сей день никто
толком сказать не может. По крайней мере, экипаж ни копейки так и не
получил.

Охотников помочь «Одессе» вообще оказалось невероятно много. Однажды сюда приехал нардеп Юрий Кармазин.
Моряки подарили ему фото, которое, по его просьбе, снабдили дарственной
надписью. Он обещал помочь и… пропал. Фото это потом фигурировало в его
избирательной кампании, он сообщал избирателям, что все проблемы
экипажа «Одессы» решены. А после окончания выборов все стихло. И когда
Лобанов наконец дозвонился до политика с просьбой о помощи, тот
возмутился: «Да ты что, у нас тут чуть ли не гражданская война идет, а ты мне голову ерундой забиваешь!».

Наконец в 2002 году с открытых торгов в Неаполе лайнер приобрела
украинская рыбопромысловая компания «Антарктика». Для того, чтобы экипаж
не заблокировал передачу судна (полиция и порт их бы в этом только
поддержали), им частично погасили долг за полгода, частями выплатив
каждому по 5 тыс. долларов. Моряки передали судно новому экипажу, сошли
на берег в чужой стране, сняли жилье, заплатили адвокатам и… вновь
остались без денег.

Конечно, можно было бы плюнуть на все и уехать. Но пароходство
отказалось выплачивать долг по зарплате, аргументировав это тем, что
экипаж согласно международным законам может получить свои деньги с суммы
от продажи судна в Италии. Для этого был подан иск в итальянский суд.
Итальянская Фемида оказалась не лучше украинской. Сначала моряков
заверили, что у них безусловный приоритет по выплате зарплаты с суммы за
продажу судна, но для этого необходимо решение суда. И действительно,
после утомительной процедуры рассмотрения суд вынес решение выплатить
долги морякам. Но потом судья отменил свое же предыдущее решение как
ошибочное, поскольку при рассмотрении дела за основу был взят украинский
Кодекс торгового мореплавания, а не итальянские законы. Разбирательство
возобновилось и длилось еще три года, за основу был взят итальянский
Навигационный кодекс. И вновь суд отказал украинцам на том основании,
что действие итальянского кодекса не распространяется на украинских
моряков. Аппеляционный суд Неаполя стал руководствоваться Гражданским
кодексом Италии, но там о моряках нет ни слова. В конце концов, все
инстанции были пройдены, и теперь экипажу остается апеллировать разве
что к Страсбургскому суду по правам человека. В общей сложности баталии в
итальянских судах длились 14 лет!

А тогда, после схода на берег, морякам казалось, что победа уже
близка. Они на время окончательного рассмотрения дела остались в Италии и
устроились на работу: кто на стройку, кто охранником на стоянку, кто на
«Украинскую почту», а капитан Лобанов – на туристический катамаран.
Позже он открыл в Неаполе, где получил вид на жительство, небольшую
фирму «Трайдент» – трезубец: переводы и легализация документов,
авиабилеты в Украину, первым в Италии организовал юридическую помощь и
защиту украинцев. В Неаполе много наших соотечественников, и такие
услуги там остро необходимы.

И «судовой», и «береговой» периоды жизни капитана Лобанова в
Италии – это сплошной захватывающий триллер. Когда он приехал в страну,
по-итальянски не знал ни слова. Теперь он может бегло говорить с
итальянцами, что очень нелегко, учитывая их сумасшедший темп речи. У
него проснулась тяга к общественной деятельности, и практически все, что
он зарабатывал на своем скромном бизнесе, он вкладывал в развитие
украинской диаспоры, объединив свыше двух десятков ассоциаций и
организаций, общим количеством 3,5 тыс. человек. Он даже сумел найти
общий язык с мафией, без которой, как известно, мало-мальски серьезные
проблемы в Италии не решаются, и это позволило ему обезопасить от
«наездов» многих украинских мигрантов. Хорошо помнит, как впервые
встретился с местным боссом-мафиозо. «Никогда не видел живого кэпа», – машинально отметил тот. «А что, только мертвых?»
– поинтересовался в ответ Лобанов. Босс оценил шутку, посмеялся, общий
язык и взаимное доверие между собеседниками были установлены. Если
поначалу бывали случаи, когда приходилось искать защиту у начальника
американской военной базы Неаполя, жена которого была русской, то потом
местная «Коза ностра» сама взяла украинцев под защиту, помогала с
лечением, когда нужно, предоставляла помощь.

– У местных мафиозо интересная система «наездов», – рассказывает
капитан Лобанов. – Если тобой недовольны серьезные люди, на первый раз
ты станешь жертвой мелкого хулиганства со стороны подростков: разобьют в
твоем офисе стекло, взорвут петарду. У нас как – поймал, дал по шее,
вызвал милицию. Но в Италии только попробуй поднять руку на ребенка,
тебя тут же засудят, все общество будет против тебя, могут даже
застрелить. Один раз и мы столкнулись с таким «ребячеством», но нам
помогли быстро решить проблему.

Впрочем, далеко не все в их жизни складывалось так авантюрно.
Здесь, на берегу, украинцев ждала еще одна трагедия – умер уже третий по
счету член экипажа, матрос Анатолий Валь.

– Мы с Толиком на одной квартире жили, – вспоминает Лобанов. – Я
его еще с «Ивана Франко» знал. Человек Афганистан прошел, имел боевые
награды, а тут… На нервной почве у него открылась язва желудка. Стало
ему хуже, потерял сознание, отвезли его на «скорой» в больницу. Там он и
умер. Домой ему звоню, сын спрашивает: «Как папа?» А я не
знаю, как сказать, что умер. Это был мой друг, спасал меня два раза – и
на «Иване Франко», и на «Одессе», во время того памятного шторма.

Впервые Лобанов смог приехать в Украину только в 2005 году, после
восьми лет итальянского «плена». Когда он уезжал, дочка в школу ходила,
приехал – уже имеет два высших образования и получает третье. Пока был в
Италии, умерла мама, ушла жена, забрав трехкомнатную квартиру в Одессе.
Словом, новости одна другой «веселее».

– В Одессе я прошел курсы повышения квалификации и подтвердил
капитанский диплом, – вспоминает он. – Мне все навстречу шли, получилось
почти все экстерном сдать. Знаете, в Одессе все на «бабках» построено,
но с меня копейки никто никогда не взял. Даже девочкам-секретаршам, за
ускорение оформления документов, купюру или коробку конфет чисто
символически дам, а они: «Нет-нет, вы же с «Одессы», нас Бог накажет!».
Была даже история, когда таксист меня узнал. Мало того, что денег не
взял, так еще и притащил из магазина две бутылки шампанского. Одна,
говорит, вам, а на другой распишитесь, я её своим детям на память
подарю. А вот в пароходстве совсем другое отношение, в большинстве новые
люди, не имеющие к флоту никакого отношения, смотрят, как на врага.
Мол, как это у вас хватает совести свою зарплату требовать? Будто мы не
свои, а их личные деньги просим отдать. Пароходство – государственная
компания, и это государство отправило нас спасать последний пассажирский
теплоход Украины. Люди не гулять ехали, а работали, умирали. Кто это
компенсирует? У Толи Валя, например, сын остался, жена. А пароходство
платить отказывается – он же не на пароходе умер, а на берегу, по своей
инициативе. Вот так, умер по своей инициативе.

У Лобанова сейчас вообще скверные отношения с государством,
которому он служил верой и правдой. Еще 12 лет назад после того шторма
общественность Неаполя, почетный консул Украины и морская церковь
Неаполя обратились в муниципалитет с просьбой присвоить Владимиру
Николаевичу звание почетного гражданина города. Потому что, если бы
лайнер тогда оторвало, в порту перемолотило бы не одно судно. Но по
правилам, необходимо было согласовать это решение с Украиной. И
украинская сторона неожиданно вынесла решение – отказать. Видимо,
усмотрели политическую подоплеку: Неаполь присваивает звания, разные там
льготы. А свое государство даже зарплату не выдает.

В 2005 году моряки подали в суд на пароходство и в Украине. Опять
началась канитель: апелляция, кассация. По словам Лобанова, самое
обидное, что в качестве противника моряков выступает ЧМП, которое и
послало их в Неаполь, а потом долгие годы держало на голодном пайке.
Понятно, пароходство не от хорошей жизни вынуждено трястись над каждой
копейкой. Но имеет ли оно моральное право перекладывать свои проблемы на
плечи моряков? В утомительном процессе новая команда пароходства явно
обыгрывает моряков. Первоначальное решение Приморского райсуда Одессы в
2006-м было вынесено в пользу экипажа, апелляционный суд это решение
подтвердил, но Верховный Суд отменил все предыдущие решения, отправив
дело на новое рассмотрение. И закрутилась привычная канитель. Самое
интересное в аргументации отказа выплаты зарплаты экипажу, это
формулировка: «Они знали, на что шли»!

Словом, ни честно заработанных денег, ни добрых слов, ни
морального удовлетворения капитан Лобанов так и не дождался. А самое
печальное в этой истории то, что все лишения и жертвы экипажа по
большому счету оказались напрасны: после прихода в Одессу лайнер
отправили на ремонт, потом он чудесным образом оказался в собственности
прибалтийской компании и в итоге, после того, как с него сняли все
ценное, был направлен в Индию для порезки на лом. Так печально
завершилась эпопея с «Одессой».

Сегодня капитан Владимир Лобанов живет в Николаеве, в небольшой
квартире в «молочном дворе» на Советской, которую семья купила, продав
дом в Рыбаковке. Он по-прежнему мечтает пойти в море и намерен добиться
справедливости в запутанных финансовых отношениях экипажа с ЧМП. В
Италии его ждет не только свое небольшое дело, но и Ассоциация
«Координационный совет организаций украинской диаспоры в Италии»,
президентом которой он является и в которую подали заявления о приеме
еще свыше 70 организаций со всей Италии.

Несколько лет назад появилось у него и еще одно увлечение – его
приняли в международный орден рыцарей Христа Спасителя. Это не какие-то
масоны, утверждает Лобанов, а порядочные люди, возрождающие древние
традиции дворянства. У дворян, как известно, благородство в крови.
Капитан и сам является потомком старинных дворянских родов. Поэтому,
наверное, и не может красть – внутренне что-то претит. Не потому ли ему
удалось сохранить «Одессу» от разграбления? И как потом было обидно
узнать, что спасенный в Италии украинский лайнер разграбили здесь, на
родине.

Рыцари ордена Христа Спасителя ощутимо помогли капитану три года
назад, когда его сбила на улице неустановленная машина. Теперь он хочет
не только продолжить заниматься украинской диаспорой в Неаполе, но и
открыть там представительство ордена.

За годы скитаний на чужбине Лобанов понял и по-настоящему полюбил
Италию, природу, традиции, кухню. Вот только на макароны он смотреть не
может – наелся их на всю жизнь, когда спасал «Одессу». Зачем спасал?
Сегодня и сам не знает. Наверное, чувствовал ответственность за свое
государство. Вот только государство, по обыкновению, бросило его и
экипаж на произвол судьбы. Как это часто бывало в прошлом и как
происходит до сих пор.

Станислав Козлов, Вечерний Николаев.