Как на Черноморском судостроительном заводе не была построена «Демократия» – открытия историков музея ЧСЗ

2009-12-08 17:46:18

22 октября 1897 года состоялось открытие завода «Наваль». По официальной версии. Но исследователи истории гиганта российского и советского судостроения установили иные факты.


Музейные
экспонаты из-подо льда

Музей ЧСЗ был основан 1972 году. Музей был частью «Бюро информации и
пропаганды». Музей регулярно организовывал экскурсии для школьников и
студентов. В советское время завод обладал значительными человеческими
организационными и финансовыми ресурсами.

Музей за 37 лет своей истории собрал тысячи уникальных экспонатов:
документов, фотографий. Моделей судов. Они были выставлены в большом
выставочном зале.

Но первая приватизация завода братьями Чуркиными на состоянии музея
отразилась, если называть вещи своими именами – плачевно. Музей был лишен
всякого финансирования и всех штатных единиц. В конце концов, задолженность за
коммунальные услуги привела к отключению отопления в том знании, где расположен
музей. И когда новые акционеры заводы поручили Владимиру Николаевичу Белограду
восстановить работу музея, он застал экспонаты в катастрофическом состоянии.

«Очевидно, что в эти помещения не заходили много месяцев. В хранилище
музея прорвало тубу. Была зима, отопление отключено. Когда мы зашли туда, то извлекали
документы и фотографии из глыб льда!», – рассказывает смотритель музея.

Изучение истории завода – занятие удивительного и увлекательное. Не
смотря на то, что, казалось, большинство николаевцев всю жизнь прожили рядом с
заводом. Почти у каждого есть член семьи, так или иначе, связанный с
предприятием. Вроде бы о заводе известно все.

Но это далеко не так.

О некоторых неизвестных страницах истории рассказал МБНУ смотритель
музея.

Когда
все-таки основали ЧСЗ?

«Например, само название завода. Многие думают, что первое название
завода – «Наваль». Даже "Википедия". Однако, на самом деле, NAVAL
(лат. «морской») – просто телеграфный код Черноморского механического завода,
основанного 9 октября 1895 года.

Открытие завода прошло 22 октября 1897. В 1895-м году был назначен
первый директор – шотландец Э. Г. Гаррис.

С заказами первоначально была нелегкая ситуация.

Первым крупным успехом стало заключение контракта на изготовление и
монтаж главных паровых машин, котлов и артиллерийских башен для строящегося на
заводе Николаевского Адмиралтейства легендарного броненосца «Князь
Потёмкин-Таврический» в 1898 году. С самого начала завод был ориентирован на
кооперацию с заводом, который сейчас назван в честь 61-го коммунара. Тогда это
был «Руссуд» – Николаевское адмиралтейство.

После – в 1901 был заключен контракт на изготовление и монтаж главных
паровых машин, котлов и артиллерийских башен для строящихся на заводе
Николаевского Адмиралтейства броненосцев «Иоанн Златоуст», «Евстафий» и
крейсера «Кагул».

Первыми самостоятельно подостренными судами были несамоходные
землеотводные шаланды для Таганрогского порта (контракт 1898 года). Первое
паровое судно, построенное на заводе – катер «Рабочий» для Владивостокского порта. Всего до 1917 года было построено
около 20 землечерпалок, 68 шаланд, около 15 землесосов.

Что же касается военного кораблестроения, то в июле 1901-го был заложен
эскадренный миноносец «Заветный». Сдан Черноморскому флоту в 1903 г. – по
общепринятой версии. Хотя на самом деле в документах значится 1904. Вероятно,
это связанно с дополнительными работами на корабле. Именно его и следует
считать первым военным кораблем, самостоятельно построенном на заводе. Газеты в
то время трубили о невероятном успехе – скорость эсминца составляла 24,5
узлов! Однако по проекту его скорость была 25 узлов. Видимо, эту проблему
решали после торжественной сдачи.

Далее были эсминцы «Завидный», «Задорный», «Звонкий» и «Зоркий»,
которое были построены в период 1903—1905 гг.

В 1908 году прошла 1-я (но далеко не последняя) реорганизация
предприятия – включение путём слияния акций Черноморского завода в состав
завода «Наваль» и начало реконструкции завода.

Ввиду приближения мировой войны и победе мнение «военные корабли должны
строится на государственных верфях» победило. В 1912 государство выкупило акции
завода. То есть, фактически, произошла национализация.

Обход
тендеров – залог получения военных заказов

Интересная практика обхода конкурентного законодательства,
применявшаяся в то время. Сохранилась информация о том, как начиная с 1913 года
«Наваль» и «Руссуд» неформально согласовывали свои конкурсные предложения,
подаваемые в Санкт-Петербург для получения военных заказов. Это было вызвано
объективной необходимостью удержать в Николаеве заказы на крейсера и эсминцы.

В июне 1915 г. сдан уникальнейший, первый в мире подводный минный
заградитель «Краб» (в сотрудничестве с «Руссудом).

В том же году – грандиозный успех, первый линкор: Черноморскому флоту
сдан линейный корабль «Императрица Екатерина Великая».

Получен контракт и начата постройка 8-ми эскадренных миноносцев типа
«Новик».

В 1916 году сотрудничество заводов наконец-то формализуется: «Наваль» и
«Руссуд» создают «Центральный комитет» для координации строительства крейсеров.

Как на
Черноморском судостроительном заводе не построили «Демократию»

Анекдотичной (или знаковой) является история с постройкой на заводе линкора
с характерным названием «Демократия».

Линкор был заложен в 1914 году и потом был переименован в «Николай I».
Но сначала Первая мировая война, потом 2
революции, последовавшие неоднократные оккупации Николаева и прочие известные
события не позволили закончить судно в срок.

В мирное время планы достройки множество раз менялись и переписывались
Советской властью. Вплоть, например, до обездвиживания судна и переоборудования
его в гигантское зернохранилище в порту.

Закончилась история не построенного судна в 1927 году – решительно и радикально.
Его просто порезали на металл, часть которого опять прислали на завод.

Символично, что конец «Демократии» совпал по времени с концом «Новой
экономической политики», знаменитого НЭПа. Относительная либерализация и
плюрализм были прекращены. Осуждением по
ст. 58 УК РСФСР 1926 года («контрреволюционные преступления») началась эпоха
«сталинских репрессий».

Построенные
на ЧСЗ корабли воевали во Второй мировой войне за обе стороны

Множество интересных фактов открывают документы на роль ЧСЗ во Второй
мировой войне.

Официальная версия говорит о том, что в 1941 году были эвакуированы ВСЕ
корабли, находившихся на плаву, технологическое оборудование, инструменты,
ценные материалы и высококвалифицированные рабочие и ИТР.

28 марта1944 покинувшие Николаев войска гитлеровской коалиции перед
уходом полностью разрушили завод.

И только в 1944 году началась достройка кораблей, эвакуированных на период
временной оккупации. Между этими датами – как бы серая зона, на заводе не
происходило якобы ничего.

Неоднократно провозглашался красивый тезис: «Завод гордится, что ни
один его корабль не ходил под нацистским флагом».

Однако это не совсем правда.

На заводе во время войны были построены два охотника за подводными
лодками, переоборудованные из транспортов типа КТ 39 и КТ40.

Эту информацию удалось собрать по крупицам — ведь
архивов о немецком управлении заводом практически не осталось.

В прошлом году фонд музея пополнился моделью буксира, а
в 2009 году моделью контейнеровоза «Владимир Васляев». Работа над восстановлением
работы музея продолжается.