Николаевские ученые завершили научный проект: «Создание универсальных транспортных судов и средств океанотехники»

2013-01-25 10:45:02

Для возрождения имиджа Украины, как морской державы, николаевские ученые из Национального университета кораблестроения (НУК) имени адмирала Макарова сделали большой вклад, завершив многолетнюю работу над научным проектом «Создание универсальных транспортных судов и средств океанотехники». Проект отмечен Государственной премией Украины в области науки и техники.



Учили студентов, и параллельно «двигали» науку….

Проект научных работников НУК обратил на себя внимание еще в процессе
его разработки. Более двадцати лет судостроение, можно сказать,
«держалось на умах» бывшего Союза. И тут — результаты ошеломили: это
была первая грандиозная научная работа за всю историю независимой
Украины, которая одним взмахом подняла на самую высокую планку
интеллектуальные кадры судостроительной отрасли.

Эксперты — члены Комитета по присуждению Государственной премии
Украины, «не для протокола» отмечали, мол, где-то «за океаном», чтобы
решиться на такие серьезные исследования, привлекаются многочисленные
научные подразделения. У нас комплексные уникальные исследования
разработал и воплотил коллектив из десяти человек. В частности, при
участии доктора технических наук, профессора, ректора университета
Сергея Рыжкова; доктора технических наук, профессора, проректора по
научной работе, заведующего кафедрой электрооборудования судов Владимира
Блинцова; доктора технических наук, профессора, заведующего кафедрой
сварочного производства Вячеслава Квасницкого; доктора технических наук,
профессора, директора института компьютерных и
инженерно-технологических наук Константина Кошкина; доктора технических
наук, профессора, заведующего кафедрой теории и проектирования судов
Валерия Некрасова; доктора технических наук, профессора, заведующего
кафедрой морского приборостроения Юрия Жукова; доцента Юрия Солониченко;
доктора технических наук, профессора, генерального директора ООО
«Морское инженерное бюро» Геннадия Егорова; доктора технических наук,
академика НАНУ, заместителя директора Института электросварки имени Е.
О. Патона НАН Украины Игоря Кривцуна; кандидата технических наук,
генерального директора ГП «Классификационное общество Регистра
судоходства Украины» Владимира Cеврюкова.

Ректор Сергей Рыжков (руководитель научного коллектива) заметил
«Голосу Украины», что для каждого из его коллег эти последние четыре
года были периодом колоссальной работы. Это была беспрерывная цепная
реакция сплетений исследований и находок в одно целое. Кроме того, никто
никого не освобождал от преподавательской (или другой основной)
деятельности: учили студентов, и параллельно «двигали» науку, понимая,
что для Украины их разработки претендуют на общегосударственное, а также
мировое значение.

Судостроительная отрасль, по словам Сергея Сергеевича, довольно
специфическая. Аккумулируя в своей продукции достижения сопредельных
отраслей промышленности (машиностроения, металлургии, электротехники и
т. д.), судостроение одновременно стимулирует развитие этих отраслей. С
одной стороны, оно является индикатором уровня развития экономики
государства, а с другой, стимулирующим звеном экономического развития.

Создание одного рабочего места в судостроении способствует появлению
4—5 рабочих мест в сопредельных отраслях. Учитывая эту особенность,
большой преградой для коллектива неоднократно становился правовой
нигилизм в судостроении. Коллектив НУК признателен за взаимопонимание и
поддержку народному депутату Украины Владимиру Наконечному, по
инициативе которого Верховная Рада приняла Закон Украины «О проведении
экономического эксперимента относительно государственной поддержки
судостроительной промышленности» (вступил в силу с 1 января 2013 года).

С чего необходимо перелицовывать отрасль?

Цель проекта — решение важной научно-технической проблемы: разработка
научной, методологической, технологической, конструкторской основы для
создания и серийного изготовления универсальных транспортных судов и
средств океанотехники на украинских судостроительных предприятиях. И
этого удалось достичь.

В беседе с корреспондентом «Голоса Украины» один из собеседников
заметил: «Для того, чтобы претендовать на Государственную премию
Украины, нам нужно было вывернуть наизнанку незавидное состояние всей
отрасли». Мол, до сих пор отечественное судостроение держалось на
обломках научных достижений ученых-предшественников, представлявших
почти все союзные республики. Еще в первые годы независимости Украина
должна была выработать научное видение собственных путей возрождения и
дальнейшего развития отрасли. Если бы это произошло раньше, намного
легче удавалось бы преодолевать проблемы.

Николаевские ученые квалифицированно обосновали потенциальный спрос
на создание универсальных транспортных судов и средств океанотехники для
Украины, а также важность научно-технической проблемы разработки
научной, методологической, технологической, конструкторской основы для
создания и серийного изготовления универсальных транспортных судов и
средств океанотехники на украинских судостроительных предприятиях.

Что нового

— Уникальность проекта заключается в том, что впервые
была реализована новая методология проектирования и конструирования
судов на основе теории риска и новейших компьютерных технологий;

— разработаны и освоены современные технологии построения судов, обеспечивающие их конкурентоспособность на мировом рынке;

— обеспечен высокий уровень экологической безопасности при построении и эксплуатации судов;

— созданы новые средства океанотехники — телеуправляемые
подводные аппараты для изучения и освоения морского шельфа и для
мониторинга технического состояния морских и портовых инженерных
сооружений;

— реструктуризированы отечественные судостроительные предприятия согласно современным мировым тенденциям и требованиям;
— на основе полученных результатов построены
современные мирового уровня универсальные транспортные суда и средства
океанотехники.
Наука — паруса судостроительной отрасли
Руководитель научного проекта «Создание универсальных транспортных
судов и средств океанотехники» Сергей Рыжков подчеркнул, что выдвижение
результатов коллективной научной деятельности на соискание
Государственной премии Украины для них не было самоцелью.
— Мы хотели обратить внимание всех, что разговоры о кризисе в
судостроении преувеличены, — отмечает он. — Наука имеет достижения, но
они остаются невостребованными. Передовая мысль не должна припадать
пылью, ее должны выхватывать из-под рук ученого. Знаете, это весьма
подавляет научного работника, если общество и государство не замечают
достижений, не применяют их своевременно.
— Как возникла идея взять именно эту научную тему? Кто инициировал воплощение проекта?
— Вопрос об оформлении работы по направлению судостроения на
соискание Государственной премии Украины в области науки и техники в
нашем университете возник где-то четыре года назад, когда я пришел на
должность ректора. Ни государство, ни министерские структуры не давали
нам официального запроса на этот общенациональный проект. Однако мы
видели, что у нас и у наших партнеров есть много ценных научных
наработок, по черчениям которых в разных странах мира в последние годы
построено не одно современное судно. Поэтому и родилось решение
систематизировать все отдельно взятые результаты в одну целостную
работу, которая бы отобрала наиболее ценные зерна научной деятельности
университета почти за 20 лет. Мы стремились, чтобы это стало научным
фундаментом для создания отечественной модели развития судостроения.
Таким образом, этот проект обобщил опыт девяти докторских диссертаций и
около 30 кандидатских диссертаций учеников наших ученых.
— Наверное, это был непростой подход — желание объединить
направления и отрасли, у которых, на первый взгляд, совсем непохожие
научные векторы…
— Его уникальность состоит в том, что лишь собрав воедино передовую
мысль в отраслях проектирования, экологии, сварки, разработки для
создания средств океанотехники (подводных роботов), можно составить
полное представление о возможностях, целях и задачах судостроительной
отрасли. Обращаю внимание, коллектив дважды предлагал свои результаты на
Государственную премию Украины. Так, в 2009 году мы прошли первое
испытание. В 2011 году, после дополнительного корректирования
направления проекта по теме «Создание универсальных транспортных судов и
средств океанотехники», снова выдвинули его проект для присуждения
государственного  отличия.
— Были ли аналоги таких научных исследований в советское время?
— Ни при Союзе, ни за годы независимой Украины подобные проекты не
разрабатывались и не воплощались. И вообще, последние премии в отрасли
судостроения, касавшиеся проектирования судов и их строительства, на
территории СНГ имели место почти 40 лет назад.
Нас заинтересовала эта тема еще и потому, что результатами своей
работы мы хотели доказать: если в судостроении существуют уникальные
научные проекты, то существует и сама отрасль. Это означает, что в
Украине есть сильные научные кадры, есть и современные конструкторские
бюро, в которых проектируются современные корабли, есть судостроительные
предприятия, где эти корабли могут построить. Эксперты, приезжавшие к
нам из Государственного комитета по науке и технике, имели возможность в
этом убедиться на месте. Позднее, во время тайного голосования, наша
работа получила одно из наибольших количество баллов.
Я много раз бывал в Китае, видел их судостроительные заводы. Они
строят корабли почти ни на чем. За короткое время это предприятие уже
строит балкеры, другие большие суда.
Мы, между тем, имея такие гиганты, как Черноморский
судостроительный завод, заводы «Океан», «Залив», имени 61 коммунара,
совсем мало используем научный потенциал и производственные мощности для
стабилизации ситуации в судостроении.
Я считаю науку парусами судостроительной отрасли. Отрадно, что
после того, как мы получили эту премию, нашему коллеге народному
депутату Владимиру Наконечному удалось уже предложенный законопроект
«привести» в Верховную Раду, и подписать его у Президента Украины.
Теперь не теряем надежды, что дальше для реализации Закона «О проведении
экономического эксперимента относительно государственной поддержки
судостроительной промышленности» будут приняты и другие законодательные
акты — изменения и в Налоговый, Таможенный кодексы, которые позволят
новому Закону заработать в полном объеме.
— Кто-то из лауреатов Государственной премии Украины имеет отношение к проектированию корвета «Владимир Великий»?
— Да, профессор, доктор технических наук Владимир Блинцов,
отвечающий за раздел «Океанотехника», как раз и предоставил научные
материалы, а также разработал проект подводного робота для судна класса
«Корвет».
Несомненным успехом коллективного труда ректор НУК имени адмирала Макарова Сергей Рыжков считает:
— разработку и внедрение современных технологий виртуального
проектирования судов и средств океанотехники с привлечением
профессиональных команд из разных проектных офисов Украины, что
позволяет повысить качество и сократить сроки проектных работ почти на
четыре месяца;
— предложенную концепцию строительства судов смешанного
плавания (которая уже восемь лет успешно реализуется в строительстве
многоцелевых сухогрузов, танкеров-продуктовозов, железнодорожных паромов
и химовозов);
— обоснование направления развития морского флота и
строительства отечественных универсальных транспортных судов внутреннего
и смешанного плавания (река—море) и морских судов ограниченных районов
плавания нового поколения;
— создание математической модели и алгоритмового обеспечения
реорганизации судостроительных заводов, организации производства
современной судоверфи с применением эффективных технологий
сборочно-сварочного производства, что усовершенствовало процессы
строительства судов;
— разработка современных лазерно-плазмовых технологий сварки и оборудования;
— впервые для экологической безопасности использован новый
подход к очищению выбросов судостроительных предприятий и судов в
атмосферу, гидросферу и литосферу за счет энергопотенциала самих
выбросов; разработаны научные основы комплексных технологий очистки и
утилизации газовых, жидких и твердых выбросов;
— создание уникальных образцов конкурентоспособной подводной
техники — ненаселенных подводных аппаратов, позволяющих проводить
мониторинг и освоение водных объектов, глубин и морского шельфа (это
было продемонстрировано летом 2008—2010 гг. на самом высоком уровне).
НУК — единственный на территории СНГ, где их изготавливают.
Николаевская область.
АВТОРИТЕТНО
Сергей РЫЖКОВ: «Украинский
морской флот нынче в критическом состоянии: средний возраст сухогрузов —
более 20 лет, наливных — около 20 лет, пассажирских — свыше 25 лет.
Треть причального фронта портов имеет неудовлетворительное техническое
состояние. Постоянной инспекции технического состояния требуют
инженерные сооружения отечественного нефтегазового комплекса на
континентальном шельфе Черного и Азовского морей, поскольку они
эксплуатируются уже более 30 лет. Практически отсутствуют средства
океанотехники для исследований и использования ресурсов
Азово-Черноморского бассейна, других районов Мирового океана. В этих
условиях мы, как представители судостроительного направления украинской
науки, поставили перед собой цель разработать теоретические рычаги
влияния на ситуацию — предложив для развития Украины, как морской
державы, самые современные технологии создания универсальных
транспортных судов и средств океанотехники. Государственная премия за
этот коллективный научный труд свидетельствует о злободневности запроса
на исследование кораблестроения, как сферы деятельности, а также
подтверждает, что воплощенный научный проект достоен внимания».
Что сделано:
— опубликовано 23 монографии (в том числе, в Китае и
России), свыше 600 статей (в том числе, более 100 — в международных
изданиях), получено 35 патентов на изобретения, защищено 9 докторских и
30 кандидатских диссертаций;
— разработаны действующие «Правила классификации и
построения морских судов», «Правила классификации и построения судов
внутреннего плавания», «Правила классификации и построения малых судов»,
«Правила классификации и построения судов смешанного плавания»,
«Правила построения морских судов с использованием элементов
эксплуатируемых судов-доноров»;
— изготовлены по разработанным проектам новейшие суда на мировых верфях в Турции, России, Китае, Болгарии, Германии, Украине.
Экономический эффект от внедрения превысил 1,3 миллиарда гривен.

Октябрь 2012 года. Ректор НУК Сергей Рыжков, конструктор Ольга Егорова и генеральный директор Морского инженерного бюро, профессор Геннадий Егоров (слева направо) на Херсонском судостроительном
заводе во время торжественного спуска главного судна проекта RST 27
«СВЛ Либерти» — первого полнокомплектного танкера, построенного в
новейшей истории Украины.

Государственную премию ректору НУК Сергею Рыжкову вручает Премьер-министр Украины Николай Азаров.

Уникальные обводы судна нового проекта «СВЛ Либерти»
являются продуктом научно-исследовательской работы, проведенной в 2010
году, и создавались с использованием методов вычислительной
гидромеханики.

Фото предоставлено пресс-службой НУК имени адмирала Макарова.
http://www.golos.com.ua