2012-12-13 11:53:05
После получения толчка к мощному развитию военно-технического сотрудничества Украины с Китаем в 2010 г, «прорыв» в двусторонних отношениях Киева и Пекина был отмечен по многим направлениям «оборонки». Прежде всего, Пекин интересует украинский конструкторский, технологический и производственный потенциал в тех сферах, в которых «оборонщики» с берегов Днепра достигли признанных на международном уровне успехов. Это такие стратегические для Украины отрасли, как авиастроение и судостроение.
Однако вскоре стало известно, что Китай, стремящийся резко повысить мощь своих ВМС и обзавестись собственными авианосцами, не намерен упускать уникальную возможность использовать «по назначению» военный корабль украинской постройки (кстати, разработан он в Ленинграде, в Невском проектно-конструкторском бюро – старейшем в России КБ надводного кораблестроения, специализирущемся на проектировании авианесущих и десантных кораблей, а также корабельных авиатехнических средств и учебно-тренировочных комплексов корабельной авиации). В итоге 25 сентября 2012 года в порту Далянь состоялась церемония ввода в состав ВМС Китая этого авианосца. А совсем недавно, 24 ноября 2012 года, Китай официально стал державой, имеющей палубную авиацию – в этот день впервые на палубу «Ляонина» была совершена посадка истребителя Shenyang J-15 (самолет разработан на основе прототипа Су-33 российской разработки и постройки, также проданного Китаю Украиной).
К этому весной 2011 года Тайвань сообщил о том, что бывший проданный Украиной крейсер «Варяг» не просто будет использоваться в китайских ВМС, став первым китайским авианосцем. Но и по сути станет родоначальником китайских авианосных сил флота, поскольку на основе чертежей «Варяга» китайские конструкторы и корабелы намерены начать строительство собственных авианосцев.
Стоит заметить, что на данном этапе развития оборонно-промышленный комплекс Китая уже не стремится к слепому копированию, а активно совершенствует (или, по крайней мере, пытается это сделать) полученные тем или иным образом конструкции и технологии. Что касается кораблестроения, то, по свидетельству отечественных специалистов, в авианесущих крейсерах советской постройки слабым местом были паровые котлы. Кстати, свежий пример – недавние испытания авианосца «Викрамадитья» для Индии, который создан в России на основе глубокой модернизации российского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Как известно, в ходе испытаний в сентябре 2012 г при развитии авианосцем полного хода вышли из строя семь (по другим данным – три) котлов из восьми. Очевидно, стремясь разобраться с похожими проблемами на бывшем «Варяге», китайцы при постановке крейсера в док сняли с него один котел и тщательно исследовали на заводе в Харбине. По некоторым данным, были проведены некоторые доработки, однако детальной информации нет.
В целом история с «Варягом» вызвала серьезный резонанс, поскольку всего лишь один контракт суммой в каких-то 20 млн долл по продаже Украиной крейсера (плюс передача за неизвестную, но едва ли существенную сумму Т10К – прототипа Су-33) позволила, с одной стороны, сэкономить Китаю многие годы и миллиарды долларов на разработку собственных авианосцев и самолетов палубной авиации. А, с другой стороны, по сути повлияла на расстановку сил в регионе, поскольку отныне вооруженные силы КНР могут переходить от существовавшей ранее концепции обороны национальной территории к проведению военных операций вдали от своих границ. Что, соответственно, резко влияет на геополитический вес самой державы.
Не меньший резонанс получила история со строительством украинскими судостроителями для ВМС Китая малых десантных кораблей на воздушной подушке, – кстати, совсем недавно, 28 ноября 2012 г, первый из этих кораблей после успешных испытаний был передан китайской стороне (правда, информация эта поступила не от участников сделки, а из Пакистана). Этот контракт, выполняемый Феодосийской судостроительной компанией «Море», стал причиной серьезного конфликта украинских судостроителей с российскими коллегами.
В частности, изначально китайцы заказали небезызвестный малый ДКВП «Зубр» (проект 12322), – малый десантный по классификации, но самый крупный в мире из десантных кораблей на воздушной подушке. Проблема состояла в том, что, по утверждению российской стороны, авторские права на этот корабль принадлежат российскому ЦМКБ «Алмаз». При этом ранее, в 2005-2006 гг, Минобороны Китая вело переговоры по «Зубрам» с РФ – в частности, с российским экспортером вооружений «Рособоронэкспорт». Тогда речь шла о строительстве четырех «Зубров» в России, и затем еще двух – в Китае. С российской стороны на контракт претендовали ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» и Федеральное государственное унитарное предприятие «Хабаровский судостроительный завод». В России прекрасно понимали, что постройка всего двух кораблей на российских верфях с последующей передачей в КНР технической документации обернется крупным проигрышем, поскольку «партнеры» попросту начнут их производить самостоятельно как для собственных нужд, так и на продажу. А потому китайцам были выдвинуты жесткие условия: «Рособоронэкспорт» потребовал сначала заказать в РФ постройку серии до 15 кораблей, и только потом обещал передать им техническую документацию.
Это китайскую сторону не устраивало, и они начали переговоры с украинскими «оборонщиками». В конце 2008 года был подписан контракт с ФСК «Море», а в 2010 г заложен первый корабль по этому заказу. При этом выполнение контракта сопровождалось некоторыми странностями. Прежде всего, так официально и не было сообщено о стоимости контракта – в разных источниках назывались цифры от 315 до 350 млн долл. Встречалась и цифра в 1 млрд долл – но это при уточнении, что Украина строит 2 корабля «Зубр» на своих верфях, а 2 – в Китае, с привлечением украинских специалистов и с передачей технической документации (естественно, мало кто сомневается, что в таком случае далее китайцы будут строить эти корабли сами). Кстати, утверждение о передаче документации прочно вошло в позицию многих экспертов и СМИ (прежде всего – российских), рассказывающих об этом контракте, хотя официально Украина никогда не утверждала подобного, но и не опровергала. Более того: в различных официальных сообщениях о ходе выполнения контракта по строительству данных десантных кораблей на воздушной подушке покупатель не называется, – повсеместно фигурирует некий «иностранный заказчик», хотя понятно, что речь идет о Китае.
Но гораздо более интересным оказался поворот с авторскими правами на «Зубр». В сентябре 2012 г строящийся для Китая корабль был представлен в виде не «Зубра», а совершенно нового проекта 958 – малого десантного корабля на воздушной подушке «Бизон». При этом внешне «Зубр» и «Бизон» весьма похожи, что дало повод многим экспертам утверждать о том, что украинские корабелы пытаются всего лишь выдать советский проект российской разработки за свой собственный. Переименование же якобы произведено всего лишь для того, чтобы лишить Россию права утверждать о грубом нарушении авторских прав.
К сожалению, украинские судостроители не спешат отвечать на эти обвинения. В то же время известно, что некоторые узлы и системы для «Бизона» были разработаны непосредственно на украинских предприятиях – например, на ОАО «Завод «Фиолент» (г.Симферополь) была разработана комплексная система управления «Флора-958». Но гораздо более серьезный вопрос касается «отличительной особенности» судна, собственно и делающего его кораблем на воздушной подушке. А именно – так называемого гибкого ограждения, которое находится между корпусом корабля и поверхностью воды и куда нагнетается воздух. Это гибкое ограждение для «Зубра» в настоящее время выпускает российское предприятие в Ярославле. Однако одновременно с информацией о китайском заказе для ФСК «Море», стало известно о разработке ученых украинского Национального университета кораблестроения им. адмирала Макарова (НУК) так называемого бассейна для исследования подъемного комплекса судов на воздушной подушке. Как тогда заявили разработчики, это должно помочь в сжатые сроки сконструировать собственное гибкое ограждение как один из важных элементов судов на воздушной подушке.
Согласно комментариев представителей НУК в масс-медиа, в университете создана теоретическая и экспериментальная база, которая позволит спроектировать более совершенное гибкое ограждение для «Зубра», в ходе чего планируется задействовать и разработанную установку. К слову, также в НУК работают над созданием малых судов на воздушной подушке, которые востребованы в Украине – в частности, для подразделений МЧС, и которые Киев сейчас импортирует из РФ. Так, например, еще пару лет назад Николаевский горноспасательный отряд купил спасательное судно на воздушной подушке «Пегас-5У» российского производства за 100 тысяч долларов, а подобное украинское СВП, если удастся наладить его производство, будет, по словам конструкторов, в 2 раза дешевле.
Сейчас украинские судостроители не уточняют, чем закончились эти разработки, и гибкое ограждение чьего авторства стоит на новоявленном «Бизоне». Однако даже внесение других конструкторских новшеств позволяет переименовать проект и, таким образом, избежать обвинения в нарушении авторских прав. В то же время, в РФ (по крайней мере, на экспертном уровне) усиленно продолжают муссировать тему «передачи российских технологий» Киевом Пекину, что явно не лучшим образом влияет на развитие отношений Украины и России в военно-технической сфере.
Однако если даже отбросить споры об авторских правах на предлагаемый Киевом десантный корабль на воздушной подушке, все равно остаются некоторые вопросы относительно нынешнего контракта с КНР. Так, не столь давно Китай заявил о собственной серьезной программе строительства десантных кораблей – вместе со строительством собственных авианосцев это способ резко повысить потенциал ВМС и «перепрофилировать» их с выполнения сугубо оборонительных задач на проведение операций вдали от своей территории. При этом в конце ноября этого года Пекин заявил о том, что разрабатывает десантные корабли нового поколения водоизмещением даже до 40 000 тонн.
Но одновременно с этими проектами строить десантные корабли на воздушной подушке, позволяющие проводить десантные операции более эффективно (поскольку в этом случае личный состав и техника высаживается сразу на берег), Китай не сможет, поскольку не владеет соответствующими технологиями. В то время, как потребность китайских ВМС может составить уже в ближайшее время десятки таких судов. Потому если Украина вместе со строительством всего двух ДКВП, как утверждают в России, передаст техническую документацию на эти корабли и поможет создать их производство КНР, то украинские судостроители, действительно, смогут заработать на этом пару сотен миллионов долларов. Но в итоге понесут убытки в миллиарды долларов от потери потенциальных заказов.