Новинскому удалось застолбить место под “Платформенным солнцем”

2012-07-23 16:17:00

Правительство в канун выборов решило привлечь электорат юга Украины обещаниями под завязку загрузить судостроительные верфи. “Завязка” оказалась в руках “Смарт-Холдинга”



На минувшей неделе впервые за последние десять лет подала признаки активности наиболее капиталоемкая отрасль судостроения — производство оборудования для морской добычи нефти и газа. Об ожидаемых в этой отрасли финансовых перспективах прессе заявил губернатор Николаевской области Николай Круглов. Он заверил прессу в том, что “ЧСЗ” и “Океан” находятся в ожидании крупного долгосрочного госзаказа, предусматривающего производство 16 стационарных морских буровых платформ (блок-кондукторов). “Мы станем с вами свидетелями строительства платформ, это реальная вещь, это сотни миллионов”, — заявил губернатор. До появления у Николаева перспектив этого заказа все блок-кондукторы, которые работают на десяти украинских морских месторождениях, собирались в другом месте. Их сборка производилась в западном Крыму, на принадлежащей государству базе бурения “Порт Ярылгач” вблизи Черноморска. Проектировщиком и конструктором этого вида стационарных платформ являлось симферопольское 000 “Институт “Шельф”, которое принадлежит государству и местной частной компании “Энеко”. Перенос серийного производства стационарных платформ из Черноморска в Николаев, если он состоится, станет уже второй попыткой расширить ареал работы украинского нефтегазового судостроения. В начале минувшего десятилетия уже была одна неудачная попытка расшириться за счет вовлечения в отрасль предприятий Керчи. В ходе этой попытки керченский судостроительный завод “Залив” взялся за производство серии стационарных ледостойких буровых платформ, необходимых для освоения месторождений в Азовском море. Но большинство перспективных заказчиков от серии платформ этого класса тогда отказались, ограничившись закупкой всего одной буровой. Заказчики сделали выбор в пользу более экономного варианта освоения месторождений Азова с помощью необитаемых блок-кондукторов. И произвели их не в Керчи, а в том же Черноморске.

Эксперты среди причин провала идеи создания новых платформ называли тот факт, что тогдашний владелец “Залива” Давид Жвания в те времена считался крупным сухопутным нефтегазовым магнатом и в отношении более капиталоемкой морской добычи не испытывал ни малейшего энтузиазма (до 2009 года Жвании принадлежала крупная газодобывающая компания “Пласт” в Полтавской области). Вдобавок к этому у украинского государства не было никаких признаков единой политики развития нефтегазового судостроения. А после продажи в 2002 году российскому капиталу севастопольского КБ “Коралл” считалось, что у Украины нефтегазового судостроения и вовсе не осталось.

Нынешняя попытка производить оборудование для морской нефтегазодобычи разительно напоминает ситуацию с “Заливом”, со всеми ошибками и просчетами. Как и бывший владелец керченского предприятия, стремительно закрепившаяся в 2010-2012 годы на “ЧСЗ” и “Океане” компания “Смарт-холдинг” Вадима Новинского не имеет особого опыта ни в нефтегазовом судостроении, ни в разработке морских месторождений нефти и газа. Инвестиционная активность холдинга сосредоточена сугубо на сухопутной добыче. Это стало тем более очевидно в 2009-2010 годах, когда британская Regal Petroleum при продаже Новинскому своих украинских сухопутных месторождений принадлежащую ей долю в газовом промысле на морском шельфе Гре-ции была вынуждена продать третьему лицу. На украинском шельфе “Смарт-холдинг” особой активности также не проявляет, предпочитая сухопутную добычу.

Неопытность в чрезвычайно науко- и капиталоемком нефтегазовом судостроении инвестора, пришедшего на “ЧСЗ” и “Океан”, могло бы компенсировать государство. В таком случае николаевские верфи могли бы рассчитывать не только на успешный заказ по изготовлению серии блок-кондукторов, но и на перспективы сборки в Украине самой дорогой продукции нефтегазового судостроения — самоподъемных плавучих буровых установок (СПБУ). На мировом рынке каждая из них в полной комплектации стоит до $250 миллионов.

Тем более что тот же “ЧСЗ” в конце минувшего века с успехом провел глубокую модернизацию двух из трех СПБУ, ныне работающих на украинском шельфе. Но, судя по всему, об этом пока даже мечтать не приходится. Ведь ни на разработку общеотраслевой программы развития судостроения, ни на программу собственного производства морских буровых у нынешней украинской власти политической воли не нашлось. Иными словами, Новинскому удалось застолбить место под “платформенным солнцем” за собой. Но говорить о том, что это солнце когда-нибудь взойдет, пока нет возможности.

Новинскому удалось застолбить место под “Платформенным солнцем” за собой. Но говорить о том, что это солнце когда-нибудь взойдет, пока нет возможности.

http://www.ukrrudprom.ua