2012-02-16 13:56:42
Возрождению судостроения в Севастополе мешают несовершенные законы Украины, которые отпугивают заказчиков, хотя крымские предприятия выставляют невысокие цены.
По его словам, «Севастопольский морской завод» предлагает руководству
Украины внести в законодательство изменения, что поможет получить
корабелам новые заказы.
Соответствующие инициативы были озвучены на заседании представителей
ведущих предприятий рыбопромыслового комплекса, судоремонта и
судостроения, которое прошло в Крыму при участии вице-премьера Бориса
Колесникова.
Сергей Тертышников: Мы подготовили ряд законодательных инициатив по
таможенному кодексу. Эти инициативы направлены, с одной стороны, на
устранение противоречий в существующем законодательстве по ремонту и
реконструкции судов, с другой, на упрощение процедур согласования работ
по утилизации отходов производства (металлолома). Данные инициативы
будут способствовать значительному расширению возможностей судоремонтной
отрасли в привлечении объемных, дорогостоящих зарубежных контрактов.
Как следствие – укрепление финансового положения отрасли и значительное
увеличение отчислений в госбюджет.
На сегодняшний день в таможенном законодательстве Украины существуют две
серьезные проблемы, которые отпугивают большинство иностранных
заказчиков на судоремонт. Сразу отмечу, что по качеству и ценовой
политике вопросов у заказчиков не возникает. А вот в таможенной
процедуре есть достаточно неудобные нюансы.
В соответствии со статьей 206 Таможенного кодекса, для проведения
ремонтных работ на территории Украины, иностранные суда размещаются в
режиме временного ввоза сроком до 365 дней. Здесь все нормально, пока
речь идет о чистом ремонте. Но если заказчик хочет изменить конструкцию
или тип судна (к примеру, из грузового сделать грузо-пассажирское), то в
соответствии с таможенным законодательством, начинаются серьезные
нестыковки по времени исполнения работ. Объем работ по реконструкции
судна значительно увеличивается, по сравнению с обычным ремонтом, а вот
сроки его официального пребывания на территории Украины сокращаются с
365 до 90 дней. То есть, в течении такого сжатого срока реконструкция
практически не возможна, а это более дорогостоящий заказ, который мы
теряем в связи с законодательным коллапсом. Суммы контрактов на ремонт и
реконструкцию различаются на несколько порядков. Исходя из нашего
анализа и мировой практики, для переработки (реконструкции) судна
необходим срок до 2 лет.
Таким образом, с целью поддержки отечественного производителя, ОАО
«Севморзавод» выступил с предложением к Кабинету министров о принятии
соответствующего распоряжения по увеличению сроков проведения
переработки (реконструкции) морских и речных судов до 2 лет.
«Новый Регион»: У «Севморзавода» есть клиенты с заказами именно на реконструкцию?
Сергей Тертышников: На сегодняшний день мы работаем по двум российским
заказам на текущий ремонт. Перспективные планы на реконструкцию есть,
но, как вы понимаете, их обсуждение и серьезная работа в этом
направлении возможны только после внесения соответствующих изменений в
законодательство и устранения противоречий.
«Новый Регион»: Вы говорили об упрощении процедур согласования работ по
утилизации отходов производства (металлолома). Что здесь не так, и что
необходимо поправить для улучшения работы судоремонтной отрасли и вашего
предприятия в частности?
Сергей Тертышников: С ломом тоже получается, достаточно, казусная
ситуация. В соответствии с законодательством, отходы и лом,
образовавшиеся во время ремонта вывозятся за пределы Украины вместе с
отремонтированным товаром (судном) или проходят процедуру
растомаживания, как товар.
Весь устаревший металл, срезанный с судна в процессе ремонта, и другие
отходы производства, формально являются собственностью судна. Это
означает, что после завершения ремонта, мы можем распорядиться отходами
двумя способами:
1. погрузить десятки тонн металлолома и других отходов на отремонтированное судно, и судовладелец утилизирует его дома;
2. растаможить отходы производства и утилизировать на территории Украины
Первый способ просто шокирует зарубежного заказчика таким неординарным
сервисом. Второй – достаточно длительная процедура согласования порядка
растамаживания производственных отходов, которая проходит через
Минэкоресурсы в Киеве. И пока идет согласование, судно должно находиться
в таможенных границах Украины. А это еще и дополнительные расходы для
судовладельца за стоянку.
Совершенно логичным будет, если мы освободим заказчика от лишних хлопот с
вывозом лома и утилизируем его в Украине. Для этого мы предлагаем
упростить процедуру согласования таможенного оформления отходов. В
частности ОАО «Севморзавод» считает целесообразным передачу необходимых
полномочий из Киева в территориальные органы Министерства экологии и
природных ресурсов в Севастополе. Такой шаг значительно ускорит
процедуру таможенного оформления производственного лома и создаст более
комфортные условия по обслуживанию зарубежных партнеров.
«Новый Регион»: На заседании с вице-премьером Борисом Колесниковым
поднимались вопросы и по совершенствованию налогового законодательства в
части поддержки рыбопромысловой отрасли, судоремонта и судостроения. На
ваш взгляд, какие шаги могут помочь в возрождении этих отраслей и, в
частности, «Севморзавода»?
Сергей Тертышников: Рыбная промышленность, судостроение и судоремонт –
это такие же стратегически важные отрасли для Украины, как авиастроение,
транзит газа, агропромышленный комплекс и металлургия. Положительная
динамика развития этих отраслей даст не только значительную долю
поступлений в госбюджет, но и увеличение количества рабочих мест с
высоким уровнем социального обеспечения! Поэтому, в части налогового
законодательства, думаю, необходимо предусмотреть некоторый льготный
режим налогообложения, который поможет этим отраслям прочно встать на
ноги. Сегодня на 1 гривну белой зарплаты, с учетом уплаты всех налоговых
и других сборов, нам необходимо с заказчика взять 2 гривны при нулевой
рентабельности. А чтобы работать с прибылью – еще больше. Таким образом,
значительно увеличивается стоимость услуг и пропорционально снижается
конкурентоспособноть предприятия, уменьшается количество заказов.
Второй момент, целесообразнее было бы освободить от таможенного сбора и
НДС закупку оборудования для модернизации производства. Ведь
производственное оборудование, это не товар, который идет на
перепродажу, а инструмент для повышения качества производственных
стандартов. А высокое качество – это высокий международный имидж и
инвестиционная привлекательность Украины. Любому инвестору будут
интересны условия, которые способствуют эффективному внедрению в
производство инновационных технологий при лояльной системе
налогообложения.
«Новый Регион»: Сегодня, в период нарастающего мирового энергетического
кризиса, Украина пришла к необходимости разработки черноморского шельфа
углеводородов. Скажите, при создании идеальных условий, сможет
«Севморзавод» построить плавучую нефтедобывающую платформу?
Сергей Тертышников: Хочу напомнить, что «Севморзавод» – это старейшее
предприятие города. В период своего становления мы построили самый
мощный парусный флот в черноморском регионе. Еще не так давно мы строили
плавучие краны и док-платформы, не имеющие аналогов в мире.
Сегодня, несмотря на глобальные потрясения, которые пережило
предприятие, мы сохранили основной костяк высококвалифицированных
кадров. Уверен, что нашему предприятию, с золотыми руками наших мастеров
по плечу любые задачи. При обеспечении комплексной государственной
программы поддержки мы не только плавучую нефтедобывающую платформу
построим, а и ракету, которая взлетает из под воды. Это, конечно же,
образное сравнение, но я глубоко верю в неограниченность возможностей
«Севморзавода». Главное, что бы государство обеспечило нам поддержку и
сбалансированную законодательную базу для нашей продуктивной работы.
Источник: «Новый Регион – Севастополь»