2011-07-19 11:24:02
Государство возвращается к прямой поддержке судостроения, которая была отменена в 2010 г., обещая добавить льготные кредиты. Но главный для корабелов вопрос о налогообложении импорта комплектующих, разрешение которого должно дать толчок комплектному судостроению, пока не обсуждается.
содержится в проекте Программы экономического и социального развития на
2012 г., которую уже разработало и представило на рассмотрение Кабмина
Минэкономразвития. В программе предлагается выделить в 2012 г. из
госбюджета на потребности корабелов 780 млн. грн. Часть из них пойдет на
поддержку развития программы корветов, а часть — на создания механизма
удешевления банковских кредитов для верфей под постройку флота. По
прогнозам Минэкономразвития, поддержка отрасли позволит увеличить объем
производства в судостроении на 35%: будет построено не менее 30 судов и
100 единиц флота отремонтировано.
Бюджетная поддержка для судостроителей должна была бы быть
приостановлена с 2012 г.: действие закона о субсидировании отрасли
истекает к этому времени. Напомним, осенью 2010 г. парламент не
поддержал законопроект о продлении срока действия мер по поддержке
судостроителей до 2016 г., посчитав, что корабелы и так неплохо себя
чувствуют с учетом кризиса. Закон, о котором идет речь, действует в
Украине с 2000 г. Он предусматривает некоторые послабления для
судостроителей в вопросах налогообложения, хотя об удешевлении кредитов
на строительство судов за счет госбюджета там речи не идет. До 2005 г.
господдержка корабелов предполагала также освобождение их от уплаты
импортной пошлины и ПДВ при ввозе комплектующих для плавсредств на сумму
до трети себестоимости. Помимо этого судостроители не должны были
платить налог на прибыль и землю. С 2005 г. эти нормы были отменены.
Бурные дискуссии вокруг потребностей отрасли развернулись с обсуждением в
2010 г. проекта Налогового кодекса. Судостроители подавали предложения о
включении в документ главы «Специальные режимы налогообложения
субъектов хозяйствования морехозяйственного комплекса» (в разделе
«Специальные режимы налогообложения»), которая учитывала их основные
потребности. Но кодекс судостроителей практически не заметил: в закон
вошли лишь четыре из 26 предложений, направленных Ассоциацией
судостроителей. Правительство ограничилось отменой для них налога на
прибыль на срок в 10 лет (налог на прибыль для предприятий сейчас
составляет 19%).
Остальные вопросы, в том числе тот, который корабелы называют самым
главным — отмена пошлин на комплектующие, — пока остаются вне внимания
законодательных инициатив. В то же время в силу специфики отрасли
(длительный период постройки судна) кризис тут проявляется с опозданием.
Например, в 2009 г. верфи увеличили объем реализации на 71% до $238,2
млн. в сравнении с результатом 2008 г., построив 30 судов, 19 из которых
для иностранных заказчиков. Но уже в 2010 г. украинские производители
построили и передали заказчикам только 27 судов на $182 млн., причем
лишь восемь из них иностранным заказчикам. Судостроители попросту
исчерпали те портфели заказов, которые были сформированы еще до кризиса,
говорят эксперты. Так что аргументы о том, что отрасль выживает и без
государственной поддержки, похоже, утратили актуальность.
Часть из тех денег, которые Минэкономразвития планирует заложить в
бюджет на 2012 г., пойдет на обновления морского флота Минобороны (пока
не уточняется какая). Программа о строительстве корветов все еще не
утверждена, но, напомним, согласно ее концепции, на суда будет сделан
госзаказ в размере 16 кораблей до 2016 г. Всего на это планируется
потратить около 16 млрд. грн. бюджетных средств. Предложение же об
удешевлении кредитов может быть очень интересным для судостроителей.
Сейчас они вынуждены привлекать заемные средства по рыночным ставкам
17-20% годовых, хотя практически все судостроительные страны мира
практикуют предоставление верфям долгосрочных льготных кредитов. С
учетом длительного срока окупаемости судостроительных проектов столь
высокая кредитная ставка попросту неприемлема, поэтому брать ссуды
сегодня могут только самые успешные предприятия.
Что же касается импортных пошлин на комплектующие, сегодня это одно из
главных условий для разворачивания в Украине полнокомплектного
судостроения и постепенного отхода от практики создания продукции лишь с
низким уровнем добавленной стоимости. О выходе на рынок строительства
судов «под ключ» заявляли ранее Керченский судостроительный завод
«Залив» (г. Керчь) и Черноморский судостроительный завод (г. Николаев).
По данным Ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром», за 20 лет
численность пассажирского флота в Украине сократилась в девять раз,
грузового — в десятки раз. Занятость в судостроении упала с 150 тыс.
рабочих в 1990 г. до 30,9 тыс. в 2009 г.
Екатерина Гребеник, Экономические известия